Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование музыкально-дидактических игр в логопедической с дошкольниками

Работа №158537

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы57
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Общее недоразвитие речи как речевое нарушение 6
1.2. Клинико-педагогическая характеристика детей с речевым
недоразвитием 13
1.3. Музыкально-дидактические игры как средство коррекции устной речи
детей с речевым недоразвитием 15
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Организация и содержание обследования фонематического слуха, интонационной выразительности, слухоречевой памяти детей с речевым
недоразвитием 17
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 21
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 29
3.2. Содержание логопедической работы с использованием музыкально¬
дидактических игр 30
3.3. Контрольный эксперимент 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Дети в норме к 5 годам овладевают связной речью, а также употреблением сложных речевых конструкций. У них хорошо развит словарный запас, они легко образуют новые слова, то есть используют навыки словообразования; звукопроизношение к 5 годам уже достаточно сформировано для того, чтобы дети могли приступить к усвоению звукового анализа и синтеза.
Тем не менее, у некоторых детей задерживается развитие таких компонентов языка, как звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь, звуковой анализ и синтез, что отличает их от нормально развивающихся сверстников.
В своем исследовании мы решили рассмотреть общее недоразвитие речи, поскольку оно широко распространено и сочетается с такими тяжелыми речевыми нарушениями, как дизартрия, алалия, афазия.
Для детей с речевым недоразвитием характерно нарушение всех перечисленных компонентов языка: от звукопроизношения до связной речи. Исходя из этого, приоритетным направлением обучения детей с общим недоразвитием речи является развитие познавательно-коммуникативных способностей, навыков социальной адаптации в коллективе сверстников, а также подготовка к обучению в школе.
Важность исследования речевого недоразвития объясняется неотъемлемой ролью языка в социальном становлении ребенка, его психическом развитии, социализации в обществе.
Л.С. Выготский отмечал, что речевое общение ребенка со взрослыми определяет его дальнейшее психическое развитие.
Можно выделить тесную взаимосвязь развития речи, мышления и социализации ребенка. Речь помогает развитию таких форм мышления, как обобщение, анализ, синтез и др. В то же время она обладает регулирующей функцией поведения ребенка, его взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, чем способствует успешной социальной адаптации ребенка в обществе.
Таким образом, взаимосвязь речи и мышления играет огромную роль в развитии ребенка, а также имеет важное значение для преодоления речевого недоразвития. Одним из способов коррекции данного нарушения является использование музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры оказывают всестороннее воздействие на все психические процессы ребенка, включая речевую деятельность, а также на его двигательное развитие. Они воспитывают у ребенка не только эстетические чувства, но и эмоциональное отношение к общению, развивают интонационно-выразительные средства: мимику, жесты, интонационную выразительность. Это также способствует развитию коммуникативных навыков и интереса к взаимодействию с окружающими. Музыкальные игры развивают познавательный интерес, умственные способности, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, что в свою очередь способствует развитию мышления в том числе. Именно поэтому использование музыкально-дидактических игр при работе с детьми с речевыми нарушениями наиболее целесообразно, поскольку такие игры способствуют развитию внимания, вербальной памяти, а также оказывают огромное влияние на становление и развитие речевой функции.
Сложность такого речевого нарушения, как общее недоразвитие речи, его влияние на все сферы жизни ребенка, а также необходимость в средствах коррекции данного нарушения и определяют актуальность данной работы.
Цель исследования: провести коррекционную работу с детьми, имеющими речевое недоразвитие с использованием музыкально-дидактических игр и доказать ее эффективность...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема речевого недоразвития является актуальной в логопедии, педагогике, психологии, поскольку речь и мышление взаимосвязаны.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается отставание в развитии всех компонентов языка: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексического запаса, грамматических навыков и связной речи. Помимо этого страдает темпо-ритмическая организация речи, ее интонационная выразительность. Все перечисленные нарушения сказываются и на психической сфере ребенка, что выражается в несформированности операций мышления, слухового и зрительного внимания и восприятия, вербальной и слухоречевой памяти. Необходимо создать все условия для того, чтобы помочь детям с ОНР социализироваться и сформировать познавательно¬коммуникативную сферу. Для этого можно использовать музыкально¬дидактические игры. Они благотворно влияют на становление речевой функции и формирование мыслительных операций, воспитывают в ребенке эстетические чувства и, кроме того, положительно сказываются на усвоении темпа, ритма, просодических компонентов и координации речи с движением.
В ходе нашей работы были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада МБДОУ № 21 «Колосок» и ДДЮТТ. В процессе исследования были выявлены характерные особенности устной речи детей с речевым недоразвитием, а именно особенности фонематического слуха, интонационной выразительности и слухоречевой памяти.
Фонематический слух детей с ОНР оказался недостаточно развит. Нарушение заключалось в несформированности процессов дифференциации звуков. Дети затруднялись в узнавании звука и смешивали его с другими звуками. Нарушения интонационной стороны проявились в неправильной расстановке пауз в предложении, постановке логического ударения. Для детей составило трудность различение эмоциональных оттенков предложений. Слухоречевая память детей с ОНР также оказалась недоразвита. Дети называли близкие ассоциации к словам, у них была значительно снижена прочность запоминания...



1. Аксанова, Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Аксанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 40 с.
2. Анисимова, Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы / Г. И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96 с.
3. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия / О.А.Апраксина. - М.: Просвещение. Серия: библиотека учителя музыки, 1990. - 207 с.
4. Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / В.М. Бехтерев. — М., 1916.
5. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: 1997. - 352 с.
6. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: Академия, 1997. -258 с.
7. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении ОНР у дошкольников: кн. для логопеда / Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
8. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учебн. заведений / Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2002. - 272 с.
9. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
10. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.: Просвещение, 1993. - 194с.
11. Домогацкая, И.Е. 90 поурочных планов по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» и «Развитие речи». К учебному курсу для детей 3-5 лет / И. Е. Домогацкая. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2016. - 44 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Жилин, В.А. Дети, музыка, творчество / В.А. Жилин. - М.: Просвещение, 1998 г.
14. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая. // Начальная школа. - 2001. - № 11. - С. 41-46.
15. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. - М., 1994. - 96 с...42



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ