Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние обонятельной стимуляции на эффективность запоминания учебной информации

Работа №158533

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2002
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения феномена долговременной памяти и особенностей запоминания информации 8
1.1. Понятийная сущность феномена памяти, виды памяти 8
1.2. Теории памяти, онтогенетическое развитие мнемических функций14
1.3. Процессы памяти, особенности запоминания информации в
подростковом и раннем юношеском возрасте 22
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Исследование особенностей функционирования обонятельной
системы человека 33
2.1. Психофизиологические особенности обонятельной системы
человека 33
2.2. Восприятие запаха, анализ исследований по влиянию обонятельной
стимуляции на процессы запоминания 37
Выводы по 2 главе 43
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния обонятельной
стимуляции на эффективность запоминания учебной информации 45
3.1. Организация и проведение исследования 45
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 50
3.3. Рекомендации по использованию обонятельной стимуляции для
повышения эффективности запоминания 60
Выводы 64
Заключение 66
Список использованных источников 72
Приложение А 77
Приложение Б 80


Память человека и особенности его обучения является одной из актуальных проблем, которая является одной из ключевых в рамках педагогических и психологических направлений исследований. В современном мире реализация любой деятельности человека предполагает постоянное саморазвитие, развитие всех когнитивных функций, в том числе и функций памяти. Память является важным механизмом, который участвует в функционировании и совершенствовании всех психических процессов и форм психической деятельности личности. Именно поэтому роль мнемических функций в структуре когнитивной сферы достаточно велика. В рамках реализации образовательного процесса на данном этапе непрерывно осуществляются изменения с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса, именно поэтому наблюдается необходимость создать такие условия, которые будут в полной мере способствовать максимальной реализации потенциальных способностей обучающегося в процессе учебно-познавательной деятельности. Одним из направлений такого рода реализации возможностей учащегося может выступать действие обонятельного стимула на человека в процессе усвоения учебной информации.
Наряду с традиционной формой обучения появляются новые модели развивающего обучения, в которых ведущая роль отводится теоретическим знаниям и целостному личностному росту учащихся. Также осуществляется реализация индивидуального подхода, которая невозможна без учета особенностей памяти учащихся и оптимального использования возможностей памяти каждого.
Память считается одним из основных познавательных процессов. Информация, полученная при непосредственном отражении действительности (посредством ощущения и восприятия), хранится в памяти и является исходным материалом для мышления и воображения, то есть опосредованного отражения действительности. Таким образом, становится понятно, что никакое познание невозможно без памяти, а, следовательно, в обучении одним из определяющих факторов успешности будет уровень развития памяти учащихся.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в современном мире научно-технического прогресса наблюдается повышается требования к памяти человека, наблюдается проблема повышения продуктивности мнемических функций. Кроме того, в отечественной психологии до настоящего времени не поднимался вопрос исследования повышения эффективности запоминания за счет влияния обонятельной стимуляции. Данная проблема может быть частично решена в рамках данной исследовательской работы. В данном аспекте образование обратилось к психофизиологическим, нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям [1, 7, 51, 52, 53], позволяющим изучить и создать более глубинные и эффективные механизмы повышения продуктивности памяти, ориентированные на законы физиологии, а также на законы работы памяти и мозга. В результате этих исследований было обнаружено, что стимулами, которые не блокируются в процессе сна, являются обонятельные стимулы. Зная эту возможность функционирования мозга, обонятельные стимулы можно использовать для того, чтобы ассоциативно связывать их с учебной информацией во время ее подачи и использовать этот же обонятельный стимул как напоминание в процессе сна. В то время как ночью активно происходит консолидация памяти из кратковременной в долговременную, предъявление этого же обонятельного стимула будет неким сигналом для мозга о том, какую информацию необходимо запомнить.
Объект исследования - память обучающихся старшей школы.
Предмет исследования - влияние обонятельной стимуляции на эффективность запоминания учебной информации.
Цель исследования - определить влияние обонятельной стимуляции на эффективность запоминания учебной информации для разработки рекомендаций по совершенствованию и оптимизации запоминания учебного материала.
Гипотеза исследования: обонятельная стимуляция влияет на запоминание учебной информации, повышая продуктивность слуховой и зрительной памяти обучающихся.
Положения, выносимые на защиту:
1) создание специально организованных условий учебного процесса, разработанных на базе психофизиологических, нейропсихологических и нейрофизиологических исследованиях, повышает продуктивность долговременно зрительной памяти обучающихся посредством использования обонятельной стимуляции на уроках английского языка;
2) создание специально организованных условий учебного процесса, разработанных на базе психофизиологических, нейропсихологических и нейрофизиологических исследованиях, повышает продуктивность долговременной слуховой памяти обучающихся посредством использования обонятельной стимуляции на уроках биологии.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1) провести научно-теоретический анализ литературы по проблемам памяти и особенностей функционирования обонятельной системы;
2) разработать эмпирическое и экспериментальное исследование для выявления уровня развития мнемических функций и определения влияния обонятельной стимуляции на эффективность запоминания учебной информации.
3) провести анализ и интерпретацию эмпирических и экспериментальных данных;
4) разработать рекомендации по использованию обонятельной стимуляции с целью повышения эффективности запоминания учебной информации.
Теоретическая и методологическая база исследования: исследования А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романовой, В.М. Козубовского, И.В. Городецкой, Т.М. Яско по проблемам развития памяти, исследования Ю.А. Александрова по проблеме функционирования обонятельной системы человека, а также зарубежные исследования влияния обонятельной стимуляции на функционирование памяти А. Арзи, С. Дикельман, Б. Раша, Я. Борна [1, 3, 7, 8, 10, 11, 21, 25, 51, 52, 53].
Методы исследования: теоретический анализ источников по проблеме исследования, тестирование (методика «Заучивание 10 слов», «Тест структуры интеллекта Амтхауэра», 9 субтест «Память»), формирующий эксперимент, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Теоретическая значимость работы: Полученные результаты расширяют научные представления об общих особенностях функционирования памяти, а также о влиянии обонятельной стимуляции на эффективность запоминания учебной информации.
Практическая значимость работы: Полученные эмпирические данные могут быть использованы в деятельности психолога, работающего с молодежью, а также в процессе преподавания курсов по общей, дифференциальной психологии и психологии юношеского возраста. Данные, полученные в экспериментальной части, могут быть использованы учителями на любых уроках, психологом в качестве предоставления рекомендательного алгоритма, а также родителями и обучающими с целью повышения эффективности запоминания учебной информации. Разработанный рекомендательный инструментарий может найти применение в работе с повышением продуктивности запоминания информации с опорой как на зрительные, так и на слуховые стимулы.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной психологии с целью повышения продуктивности мнемических функций была использована обонятельная стимуляция для создания ассоциативной связи между предъявляемым обонятельным стимулом и учебной информацией.
База исследования и выборка: Эмпирическое исследование влияния обонятельной стимуляции на эффективность запоминания учебной информации проводилось нами на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 55» г. Пензы. В эксперименте приняло участие 102 человека, 59 из которых женского пола, 23 - мужского. Средний возраст испытуемых - 16-17 лет, они являются обучающимися 10¬11 классов медицинского и общего профиля обучения.
Апробация работы. Содержание и результаты исследования докладывались на научно-практической конференции ФГБОУ ВО «ПГУ» «XIX Социологические чтения» (Пенза, 2019), на Всероссийской научно-практической конференции ФГБОУ ВО «Актуализация персональных ресурсов личности» (Пенза, 2020), на конференции студенческих научных открытий студентов научных кружков ФППиСН ФГБОУ ВО «ПГУ» «Мое первое открытие» (Пенза, 2020), на Всероссийской молодежной конференции «Будущее академической психологии» (Институт психологии РАН, 2020).
Также по теме исследования принято участие Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце» (2 место, 2020) и в конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Наука молодых - наука будущего» (2020).
Публикации. По теме исследования опубликована 1 работа объемом 5 страниц, а также принято к публикации 2 работы общим объемом 20 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Деятельность современного человека требует непрерывного саморазвития, самосовершенствования всех когнитивных функций и прежде всего функций памяти. В сфере образования наблюдаются постоянные изменения в сторону совершенствования учебно-воспитательного процесса, в этой связи наблюдается необходимость создания таких условий, которые будут максимально способствовать максимальной реализации потенциальных способностей обучающегося в процессе учебно¬познавательной деятельности. В этой связи наблюдается необходимость создания таких условий, которые будут максимально способствовать реализации потенциальных способностей обучающегося в процессе учебно¬познавательной деятельности. Одним из направлений такого рода реализации возможностей учащегося может выступать действие обонятельного стимула на человека в процессе усвоения учебной информации.
Наряду с традиционной формой обучения появляются новые модели развивающего обучения, в которых ведущая роль отводится теоретическим знаниям и целостному личностному росту учащихся. Также осуществляется реализация индивидуального подхода, которая невозможна без учета особенностей памяти учащихся и оптимального использования возможностей памяти каждого.
Это обуславливает актуальность исследования проблемы повышения продуктивности памяти и требует глубокой теоретической и практической работы в данному направлении. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в современном мире научно¬технического прогресса повышается требование к мнемической деятельности человека, наблюдается проблема повышения продуктивности памяти. Кроме того, в отечественной психологии до настоящего времени не поднимался вопрос исследования повышения эффективности запоминания за счет влияния обонятельной стимуляции. Данная проблема может быть частично решена в рамках данной исследовательской работы. В данном аспекте образование обратилось к психофизиологическим, нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям [1, 2, 3, 4, 11], позволяющим изучить и создать более глубинные и эффективные механизмы повышения продуктивности памяти, ориентированные на законы физиологии, а также на законы работы памяти и мозга. В результате этих исследований было обнаружено, что стимулами, которые не блокируются в процессе сна, являются обонятельные стимулы. Зная эту возможность функционирования мозга, обонятельные стимулы можно использовать для того, чтобы ассоциативно связывать их с учебной информацией во время ее подачи и использовать этот же обонятельный стимул как напоминание в процессе сна. В то время как ночью активно происходит консолидация памяти из кратковременной в долговременную, предъявление этого же обонятельного стимула будет неким сигналом для мозга о том, какую информацию необходимо запомнить.
На первом этапе был проведен научно-теоретический анализ по проблеме исследования. В процессе нашей работы на данном этапе большое внимание уделялось изучению теоретических основ исследования феномена памяти, подробно изучены виды памяти, теории памяти, процессы памяти, онтогенетическое развитие мнемических функций, а также рассмотрены особенности запоминания информации в подростковом возрасте. Кроме того, были подробно изучены психофизиологические особенности обонятельной системы человека, рассмотрены особенности восприятия запаха, а также проведен анализ исследований по влиянию обонятельной стимуляции на запоминание информации.
При изучении феномена памяти, нами было отмечено, что память представляет собой форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память считается одним из основных познавательных процессов. Информация, полученная при непосредственном отражении действительности (посредством ощущения и восприятия), хранится в памяти и является исходным материалом для мышления и воображения, то есть опосредованного отражения действительности. Таким образом, становится понятно, что никакое познание невозможно без памяти, а, следовательно, в обучении одним из определяющих факторов успешности будет уровень развития памяти учащихся.
Для того, чтобы память действительно развивалась, необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.
При теоретическом исследовании обонятельной системы человека нами было установлено, что обонятельная система производит восприятие и анализ химических раздражителей (запахов) окружающей среды, которые действуют на органы обоняния. Запах - ощущение, которое обусловлено действием летучих пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Запахи могут надолго сохраняться в памяти человека и активизировать ее работу. Память на запахи обычно во много раз превосходит зрительную и слуховую память. Даже мимолетные обонятельные стимулы часто оставляют след, а спустя длительное время этот запах способен восстановить события прошлого, которые окрашены таким же обонятельным ощущением. Анализ исследований по влиянию сенсорных стимулов на запоминание учебной информации можно сделать вывод о том, что на процесс запоминания и воспроизведения может оказывать влияние обонятельная стимуляция.
Во третьей главе описано эмпирическое исследование особенностей развития слуховой и зрительной памяти у обучающихся, представлена программа развития слуховой и зрительной и памяти для подростков, а также представлены результаты вторичной диагностики, указывающие на эффективность используемой развивающей программы.
На втором этапе исследования была сформирована выборка для исследования уровня развития слуховой и зрительной памяти. Также на данном этапе был выбран психодиагностический инструментарий для проведения первичной диагностики.
Далее была проведена первичная диагностика, в ходе которой были изучены показатели развития слуховой и зрительной памяти старшеклассников. После обработки и интерпретации результатов все респонденты были распределены в контрольную и экспериментальную группы (таким образом, что различия в показателях развития слуховой и зрительной памяти в каждой из групп являются несущественными).
Следующий этап работы включал в себя разработку и реализацию экспериментальной части нашего исследования. Затем была проведена обработка, интерпретация и сравнения данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах. В ходе проведения эксперимента были получены следующие выводы:
• В случае применения обонятельной стимуляции показатели зрительной памяти являются выше и, соответственно, предъявляемый учебный материал усваивается в большем объеме (t=4,2, p<0,001). Таким образом, положение о том, что создание специально организованных условий учебного процесса, разработанных на базе психофизиологических, нейропсихологических и нейрофизиологических исследованиях, повышает продуктивность долговременной зрительной памяти обучающихся посредством использования обонятельной стимуляции на уроках английского языка полностью подтверждено.
• Эффективность запоминания слухоречевой информации повышается в экспериментальной группе (t=3,1, p<0,01). Таким образом, положение о том, что создание специально организованных условий учебного процесса, разработанных на базе психофизиологических, нейропсихологических и нейрофизиологических исследованиях, повышает продуктивность долговременной слуховой памяти обучающихся посредством использования обонятельной стимуляции на уроках биологии полностью подтверждено.
Таким образом, гипотеза о том, что обонятельная стимуляция влияет на запоминание учебной информации, повышая продуктивность слуховой и зрительной памяти обучающихся, полностью подтверждена. Было выявлено, что использование обонятельной стимуляции может быть применено на любых уроках с опорой как на зрительные, так и на слуховые стимулы с целью повышения продуктивности мнемических функций.
На заключительном этапе были разработаны рекомендации для учителей, педагогов-психологов, родителей и обучающихся по использованию обонятельной стимуляции с целью повышения эффективности запоминания.
Анализируя средние значения показателей объема запомненной информации на уроках английского языка и биологии в контрольной и экспериментальной группах, мы видим, что в случае использования обонятельной стимуляции показатели памяти увеличились.
По результатам проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что разработанная экспериментальная часть исследования с использованием обонятельной стимуляции во время изучения информации, а также в процессе сна организма, оказалась эффективной.
С результатами были ознакомлены испытуемые, их родители и администрация школы. Учителя-предметники также были проинформированы о реализованном эксперименте и ознакомлены с разработанным рекомендательным алгоритмом.
Таким образом, без особых усилий мы как бы «диктуем» мозгу какую информацию необходимо запомнить путем уже возникших ассоциаций между информацией, которую нам нужно запомнить и запахом, который был использован в процессе усвоения этой информации. Кроме того, происходит запоминание нужной информации без непосредственного участия самого субъекта, информация запоминается в процессе сна. можно сделать вывод о том, что в случае воздействия на мозговые структуры с помощью обонятельной стимуляции во время изучения материала, а также при использовании этого же обонятельного стимула в состоянии сна, повышается объем изученного материала, что напрямую влияет на процесс обучения. Это происходит за счет того, что возникают ассоциации между учебным материалом и обонятельным стимулом, который предъявляется в данный момент в состоянии бодрствования организма. Поэтому, когда человек находится в состоянии сна и на его организм происходит воздействие этого же обонятельного стимула, в мозговых структурах активизируется сохранение этой же информации. По результатам реализуемой практической части Вы сможете наблюдать повышение продуктивности мнемических функций, увеличение объема запоминаемой информации, по сравнению с предыдущим периодом.
Полученные эмпирические данные могут быть использованы в деятельности психолога, работающего с молодежью, а также в процессе преподавания курсов по общей, дифференциальной психологии и психологии юношеского возраста. Данные, полученные в экспериментальной части, могут быть использованы учителями на любых уроках, психологом в качестве предоставления рекомендательного алгоритма, а также родителями и обучающими с целью повышения эффективности запоминания учебной информации.
Выражается благодарность за помощь в реализации данного эксперимента кафедре «Прикладная психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», администрации и учителям-предметникам МБОУ «Лицей № 55» г. Пензы.



1. Александров Ю.А. Основы психофизиология. - М.: ИНФРА-М, 1997.- 349 с.
2. Андриянова А.В. Анализ исследований по влиянию сенсорных стимулов на эффективность запоминания учебной информации // Социальные практики в информационном обществе: сб. научных статей по материалам научно-практической конференции / под. ред. Т.И. Лавреновой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 142-146.
3. Аткинсон Р., Шифрин Р. Управление кратковременной памятью. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 508-516.
4. Березина Т.Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. - 2011. - № 3. - С. 59-69.
5. Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4 (12). - С. 20-30.
6. Букреев Н.С. Современные исследования сферы обоняния и запахов [Электронный ресурс] // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - Т. 15. - № 2. - С. 14. - Режим доступа: 10.17922/2071-5323-2016-15-2-14-21(дата обращения: 07.05.2020).
7. Быстрое чтение: можно ли учиться во сне // Theory and practice. - 2015. - Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/16489-bystroe-chtenie- mozhno-li-uchitsya-vo-sne(дата обращения: 05.05.2020).
8. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
9. Ги Лефрансуа Теории научения. Формирование поведения человека.
- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 288 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: Изд-во Московского университета, 1997. - 272 с.
11. Городецкая И.В., Яско Т.М. Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала // Вестник ВГМУ. - 2013. - Т. 12. - № 12. - С. 143-147.
12. Джалалова С.С. Возрастная физиология и гигиена: учебное пособие. - Ташкент: ТГЭУ, 2011. - 166 с.
13. Дмитриева Т.М. Феромоны и здоровье человека // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2015. - № 3. - С. 44-51.
14. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 527 с.
15. Дубровина И.В., Данилова В.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 1999. - 464 с.
16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
17. Иванников В.А. Введение в психологию: курс лекций. - М.: АСОУ, 2006. - 156 с.
18. Иванников В.А. Понятие личности в психологии // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 125-132.
19. Калиниченко С.Г., Коротина О.А. Психофизиология: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. - 80 с.
20. Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Е.Ю. Дьякова Е.Ю. Возрастная морфология: учебное пособие. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. - 154 с.
21. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
22. Крылов А.А. Психология: учебник для вузов. - М.: ПРОСПЕКТ, 2000. - 584 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
24. Леффингвелл Дж. Обоняние [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vibandaka.dreamwidth.Org/51544.html(дата обращения: 03.05.2020).
25. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2020. - 384 с.
26. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты - СПб.: Питер, 2012. - 213 с.
27. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.
28. Малышев В.Г., Щанкин А.А., Щанкина Г.И. Особенности психоневрологического статуса у ребенка в норме и патологии: монография. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 245 с.
29. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 544 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
31. Осадчая Е.А. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями развития): учеб. пособие для студ. дневной, заочной и дистанционной форм обучения. - Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. - 202 с.
32. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: ИЦ «Академия», 1996. - 496 с.
33. Прусова Н.В., Пивоварова Н.А., Ножкина Т.В. Общая психология: учебное пособие. - М.: Экзамен, 2007. - 384 с.
34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
35. Робсон Д. Обучение во сне: мечты сбываются? [Электронный ресурс] // BBC: электрон. изд-е. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/science/2014/07/140724 vert fut learn while you(дата обращения: 10.04.2020).
36. Романов К.М. Психология человека: учебник. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - 476 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 713 с.
38. Рязанцев С.В. В мире запахов и звуков. Занимательная оториноларингология. - М.: Терра, 1997. - 427 с.
39. Семенович А.А., Переверзев В.А, Зинчук В.В., Короткевич Т.В. Физиология человека: учебное пособие. - 4-е изд., испр. - Минск: Высш. шк., 2012. - 514 с.
40. Сен-Дени Л.Г. Сновидения и способы ими управлять: практические наблюдения / пер. А.Г. Москвичев // Теория и практика осознанных сновидений. - 2013. - 336 с.
41. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: учебник для студ. мед. вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
42. Стасенко В.Г. Педагогика и психология: теория. - М.: Юрайт, 2015. - 197 с.
43. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Педагогика и психология: краткий курс лекций. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 134 с.
44. Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
45. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
46. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: краткий курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 200 с.
47. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фабер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
48. Шаповаленко В.И. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
49. Ширн Ч., Бук Д. Альманах психологических тестов. - 3-е изд. - М.: КСП, 1996. - 397 с.
50. Эймур Дж., Джонстон Дж., Рабин М. Стереохимическая теория обоняния // Психология ощущений и восприятия. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 307-321.
51. Aegitas Как управлять собственным мозгом. - М.: Русская семерка, 2017. - 50 с.
52. Arzi A., Shedlesky L., Ben-Shaul M., Nasser K., Oksenberg A, Hairston I, Sobel N. Humans can learn new information during sleep. - 2012. - Issue 10. - Volume 15. - I.: Nature neuroscience. - 1460 p.
53. Born J., Buchel C., Gais S. Odor Cues During Slow-Wave Sleep Prompt
Declarative Memory Consolidation [Электронный ресурс] // Science. - 2007. - Vol. 315. - P. 1426-1429. - Режим доступа:
https://science.sciencemag.org/content/315/5817/1426.abstract(дата обращения: 30.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ