Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Склонность к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов обучения

Работа №158520

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы склонности к виктимному поведению в студенческом возрасте 7
1.1 Характеристика феномена виктимного поведения 7
1.2 Особенности проявления виктимного поведения в
студенческом возрасте 16
Глава 2. Экспериментальное исследование склонности к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов 32
2.3 Методические рекомендации по программе профилактики
виктимного поведения студентов 46
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение 65

Актуальность. В настоящее время в психологии активно изучается виктимное, т.е. жертвенное, поведение. Жизнь современного человека характеризуется такими условиями, в которых есть постоянно неопределенность, стресс, различные экономические и политические волнения - которые способствуют тому, что человек начинает постоянно волноваться о своей безопасности, сохранности финансов, здоровья себя и близких. Проживание в таких условиях требует от него постоянной собранности, готовности вступить в схватку с действительностью за свое выживание - это все требует определенных энергетических, умственных затрат и вызывает напряжение в теле человека. Другими словами, современные условия жизни требует мобилизации всех жизнеобеспечивающих ресурсов. Но долго человек не может находиться в постоянном напряжении - он обязательно должен это напряжение сбрасывать и как-то восстанавливать потраченные ресурсы.
Современная жизнь не способствует тому, что стрессы у человека кратковременны и поэтому даже после того как человеческий организм расслабиться от мобилизации всех жизненных сил у него остаются опасения в виде появляющейся тревожности, которую человек может трансформировать в саморазрушающее поведение. Формы саморазрушающего поведения различны, и зависят от многих факторов. Это может быть алкоголь, агрессия, стремление нанести себе увечья, рискованное поведение и другое [14].
В ходе продолжения профессионального обучения молодые люди становятся студентами, и их активное вхождение в социальную жизнь после школы проходит в стенах учебного заведения. В рамках получения профессии и накопления знаний студентам необходимо также совершенствовать навыки социального взаимодействия. Навыки социального взаимодействия, развитый социальный интеллект ценятся также высоко при вхождении человека в профессию, как и профессиональные компетенции. Поэтому социализации личности студента способствует накопление опыта общения в среде студентов и преподавателей, в рамках прохождения учебной и производственной практики, приобретение опыта волонтерства и другое. С другой стороны - нахождение в обществе большого количества людей способствует тому, что студенты попадают под влияние разного рода отношений - как положительных, так возможно где-то и отрицательных. Мир разнообразен и людей в этом мире очень много и намерения у них также очень разнообразны. Для студентов, которых приобретаемая ими профессия относится к диаде «человек-человек» требуется помимо приобретения узкопрофессиональных компетенций еще и развитие необходимых особенностей личности, которые позволят эффективно взаимодействовать с большим количеством разнообразных людей. В развитии личности много факторов играет важную роль, но особое внимание уделяется таким аспектам, как формирование личностной автономии, уверенности в себе, ослабление пассивности, несамостоятельности, зависимости. Значимым в этой связи является преодоление виктимных тенденций среди студентов и коррекция их поведения.
По мнению ученых-психологов, виктимность, как явная черта характеристики личности формируется в нежелательной для индивида среде и может в последующем выражаться некотором провоцировании агрессии, направлении агрессии на себя, нанесении вреда собственному здоровью активными или пассивными способами. Виктимность проявляется также в невозможности справиться со стрессом, например при поступлении в высшее учебное заведение, при подготовке к экзаменам, подготовке и сдаче выпускных работ и тому подобное.
Цель исследования - изучение склонности к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов обучения для использования результатов в психолого-педагогическом сопровождении развития профессионально-личностных качеств студентов вуза.
Объект исследования: склонность личности к виктимному поведению.
Предмет исследования: склонность к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов обучения.
Гипотеза исследования: у студентов первого курса бакалавриата, по сравнению со студентами выпускного курса, более выражена склонность к виктимному поведению и ниже уровень саморефлексии виктимности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать подходы к описанию феномена «виктимное поведение».
2. Изучить научные источники по проблеме особенностей виктимного поведения в студенческом возрасте.
3. Провести эмпирическое исследование специфики виктимного поведения студентов первого и выпускного курсов бакалавритата.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
5. Составить программу профилактики виктимного поведения у студентов.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Констатирующий эксперимент с использованием методик:
- методика «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова),
- методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И.А. Дмитриева, И.А. Кибальченко).
3. Методы количественной обработки полученных результатов.
Методологической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме виктимного поведения: О.О. Андронниковой, О.А. Клачковой, Л. Э. Кузнецовой, И.Г. Малкиной- Пых, А.В. Мудрика, Х. Ремшмидта, Д.В. Ривмана, А.Н Фатеева, О.В. Холичевой.
Экспериментальная база исследования представлена ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты первого и выпускного курсов, обучающиеся на факультете педагогики, психологии и социальных наук в количестве 40 человек.
Практическая значимость в ходе эмпирического исследования выявлена специфика склонности к виктимному поведению у студентов бакалавриата, что может быть полезно для педагога-психолога, проводящего превентивную, консультативную и коррекционную работу со студентами вуза.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Виктимность рассматривается как система стабильных свойств личности, обусловленная особым сочетанием индивидуально¬типологических и характерологических детерминант, взаимодействующих с внешними факторами, находящей воплощение в ролевом виктимном поведении. Степень виктимности определяет способность человека приспосабливаться к требованиям внешней среды (социума), приводит к разной мере психологической адаптации личности. Изменение уровня виктимности по отношению к групповой норме (ее повышение или понижение) может рассматриваться как дезадаптация (виктимизация) личности в зависимости от уровня изменений.
Виктимная активность - это особая внутренняя психическая активность (мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции), направленная на действия и поступки, превращающие индивида в «жертву». В психологии под термином «жертва» понимается личность, наделенная совокупностью эмоциональных, когнитивных, волевых и поведенческих компонентов, имеющих дефензивный характер и способствующих непродуктивному способу решения проблем во взаимодействии.
Одним из факторов, повышающих виктимность, является юношеский возраст, что связано с особенностями данной возрастной группы. В качестве таких особенностей можно назвать отсутствие четких представлений о будущем, несформированная система ценностей, нереалистичные представления о себе и окружающем мире. Факторами, повышающими виктимность лиц молодого возраста, могут служить повышенный уровень агрессивности, стремление к новизне переживаний, низкая стрессоустойчивость и многое другое. Также актуальность данной тематики обусловлена тем, что на 1 курсе происходит адаптация юношей и девушек к новым условиям, меняется их социальный статус, что в свою очередь может привести к повышению уровня их виктимности.
В рамках исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня склонности к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов.
По результатам диагностики выявлено 45% человек первого курса и 30% человек выпускного курса со склонностью к виктимному поведению. U- критерий Манна-Уитни не выявил различий между двумя группами студентов, тем самым, положение гипотезы о том, что у студентов первого курса бакалавриата, по сравнению со студентами выпускного курса, более выражена склонность к виктимному поведению и ниже уровень саморефлексии виктимности. В качестве методических рекомендаций была предложена тренинговая программа профилактики и коррекции виктимного поведения.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Авилова, И. В. Методические материалы по проведению цикла тренинговых занятий для обучающихся по предупреждению виктимного поведения и профилактике буллинга / Сост. И.В. Авилова, Е.Д. Гильманова, И.А. Журавлева, А.В. Проняев. - 2-е изд., доп. - Ханты-Мансийск: Ин-т развития образования, 2021. - 92 с.
2. Андронникова, О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Андронникова Ольга Олеговна. - Новосибирск, 2005. - 213 с.
3. Аюрзанаев, О. И. Теория психологического комплекса: Перечитывая Альфреда Адлера / О. И. Аюрзанаев // Психология и соционика межличностных отношений. - 2007. - № 9. - С. 27-33.
4. Баймешова, А. Б. О профилактике виктимной личности юношеского возраста / А. Б. Беймешова, Н. Н. Биктина // Вестник магистратуры. - 2015. - № 6-1. - С. 109-113.
5. Белинская, Т. В. Исследование склонности к виктимному поведению подростков с разным отношением родителей / Т. В. Белинская, М. К. Волкова // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3. - С. 94-102.
6. Бобровская, А. А. Виктимность как форма девиантного поведения: критический подход / А. А. Боровская // Виктимность и виктимологическая профилактика: мат-лы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь: Изд-во ТГУ, 2019. - С. 7-10.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: АСТ, 2008. - 868 с.
8. Бубнова, И. С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Бубнова Ирина Сергеевна. - Иркутск, 2004. - 157 с.
9. Бурмистрова, Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде) / Е. В. Бурмистрова. - М., 2006. - 190 с.
10. Варчук. Т. В. Виктимология / Т. В. Варчук. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 192 с.
11. Волкова, Т. Г. Виктимологическая профилактика / Т. Г. Волкова. - М.: Российская юстиция, 2009. - 178 с.
12. Голубева, М. В. Виктимность: понятие в психологии, причины и типы виктимного поведения [Электронный ресурс] / М. В. Голубева. - URL: https://psychologist.tips/2522-viktimnost-ponyatie-v-psihologii-prichiny-i-tipy- viktimnogo-povedeniya.html#i(дата обращения 15.03.2022).
13. Голубь, М. С. Модель педагогического предупреждения виктимизации и насилия над подростками / М. С. Голубь // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 5. - С. 104-107.
14. Долговых, М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Долговых Маргарита Петровна. - Тольятти, 2009. - 189 с.
15. Дубовицкая, М. Г. Общечеловеческие ценности в структуре личностного потенциала подростков, склонных к виктимному поведению / М. Г. Дубовицкая // Актуальные проблемы психологии глазами студента: мат-лы VIII Всерос. студ. науч. конф. - Тамбов, 2019. - С. 27-32.
16. Егорова, А. В. Меры виктимологической защиты детей в различных жизненных ситуациях / А. В. Егорова // Виктимность и виктимологическая профилактика: мат-лы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь: Изд-во ТГУ, 2019. - С. 13-16.
17. Жихарева, Л. В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности / Л. В. Жихарева // Научный результат (серия: Педагогика и психология образования). - 2018. - № 4. - С. 96-106.
18. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е. Н. Волковой.
- СПб.: Питер, 2017. - 133 с.
19. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. - СПб.,: Речь, 2018.
- 248 с.
20. Задорожный, В. И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: монография / В. И. Задорожный. - Тамбов: Першина, 2015. - 256 с.
21. Иовчук, Н. М. Детско-подростковые психические расстройства / Н. М. Иовчук. - М.: НЦЭНАС, 2000. - 401 с.
22. Карпенко, Л. А. Социальная психология: энциклопедический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
23. Карпышева, Ю. О. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в отношении лиц пожилого возраста: монография / Ю. О. Карпышева. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 184 с.
24. Клачкова, О. А. Психологические особенности виктимности личности / О. А. Клачкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 25 (58). - С. 396-399.
25. Колесников, Е. А. Исследование психологических характеристик подростков, склонных к виктимному поведению в виртуальном пространстве / Е. А. Колесников // Вестник Удмуртского университета (серия: Философия. Психология. Педагогика). - 2019. - № 2. - С. 148-159.
26. Константинова, С. С. Факторы, определяющие виктимность личности / С. С. Константинова // Виктимность и виктимологическая профилактика: мат-лы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь: Изд-во ТГУ, 2019. - С. 21.
27. Конуркин, И. С. Вторичная и третичная виктимизация несовершеннолетних жертв преступлений в медиа-пространстве: проблемные аспекты / И. С. Конуркин, А. Н. Шибко // Виктимность и виктимологическая профилактика: мат-лы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь: Изд-во ТГУ, 2019. - С. 40-44.
28. Кузнецова, Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова,
А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы со временной психологии: мат-лы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2020 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2020. - С. 73-75.
29. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2019. - 420 с.
30. Кучина, М. С. Значимость виктимологической профилактики в системе мер предупреждения преступлений / М. С. Кучина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 3 (8). - С. 89-94.
31. Левина, Н. А. Личностный потенциал подростков, склонных к виктимному поведению / Н. А. Левина // Потенциал личности: комплексная проблема : мат-лы XI Междунар. науч. конф. - Тамбов, 2019. - С. 216-223.
32. Лисовенко, Б. С. Социально-психологические закономерности виктимного поведения [Электронный ресурс] / Б. С. Лисовенко // X регион. конф. молодых исследователей Волгоградской области. - URL: http://www.vspu.ru(дата обращения 15.03.2022).
33. Майоров, А. В. Концептуальные основы виктимологического противодействия преступности / А. В. Майоров. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2019. - 182 с.
34. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина-Пых. - СПб.: Питер, 2018. - 832 с.
35. Матанцева, Т. Н. Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков / Т. Н. Матанцева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2019. - № 1 (1). -
С. 255-265.
36. Матусевич, А. М. Психологические аспекты виктимности / А. М. Матусевич, Л. В. Кубышко // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 924-927.
37. Минская, B. C. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения / В. С. Минская, Г. И. Чечель. - М.: Академия, 2018. - 215 с.
38. Мудрик, A. B. Введение в социальную педагогику /
A. В. Мудрик. - М.: Академия, 2018. - 365 с.
39. Обухова, Ю. В. Образ сверстника-жертвы у студентов с разной выраженностью виктимного поведения / Ю. В. Обухова, В. О. Гурьева // Российский психологический журнал. - 2020. - № 2. - С. 118-134.
40. Одинцова, М. А. Психологические особенности виктимной личности / М. А. Одинцова // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С. 59-68.
41. Особенности личности, склонной к виктимному поведению: теоретический анализ личности, склонной к виктимному поведению [Электронный ресурс] // PSIHOLOGN.ORG- Психолог. Нагайбакский район. - URL: https://psihologn.org/index.php/psihologam-main3/560-lichnostnye- cherty-podrostkov-s-razlichnym-urovnem-sklonnosti-k-viktimnomu- povedeniyu(дата обращения 15.03.2022).
42. Осыкина, И. А. Профилактика виктимности студентов как социально-педагогическая проблема / И. А. Осыкина // Педагогика безопасности: наука и образование : мат-лы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 14 ноября 2021 г.) / Сост. и общ. ред. А. Н. Павловой. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 20 14. - С. 126-131.
43. Папуша, В. В. Ситуационная детерминация виктимного поведения подростков / В. В. Папуша // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 10. - С. 58-61.
44. Полубинский, В. И. Криминальная виктимология и виктимность /
B. И. Полубинский // Научный портал МВД России. - 2010. - № 2. - С. 56-65.
45. Педагогика безопасности: наука и образование / Под ред. А. Н. Павловой. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2014. - 190 с.
46. Реан, A. A. Агрессия и агрессивное поведение личности / А. А Реан // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 3-17.
47. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2013.- 288 с.
48. Регуш, Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни / Л. А. Регуш // Известия РГУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 100. - С. 57-64.
49. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. - М., 1994. - 345 с.
50. Репецкая, A. Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике / А. Л. Репецкая. - М.: Просвещение, 2004. - 285 с.
51. Ривман, Д. В. Криминальная виктимология: Учеб. пособие / Д. В. Ривман. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
52. Рождественская, Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: Учебное пособие / Н. А. Рождественская. - М.: Интермедиатор, 2019. - 205 с.
53. Руденская, Ю. Е. Виктимодиагностика: Учеб. пособие / Ю. Е. Руденская, Е. В. Руденский. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 213 с.
54. Рыжова, Н. И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки / Н. И. Рыжова, О. Н. Громова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1(50). -
С. 8-10.
55. Рябкова, И. А. Профилактика виктимного по ведения подростков / И. А. Рябкова // Инновационная наука. - 2019. - № 6. - С. 211-214.
56. Сидоров, К. Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности / К. Р. Сидоров // Психологический журнал. - 2016. - № 6. - С. 81-90.
57. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе : Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 400 с.
58. Столяренко, А. М. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие / А. М. Столяренко. - М.: Юнити, 2008. - 640 с.
59. Субботина, Р. А. Личностные детерминанты виктимного поведения юношей и девушек / Р. А. Субботина // Интеграция образования. -
2016. - № 1 (82). - С. 51-62.
60. Тайлакова, М. М. Виктимологическая профилактика преступлений в России и за рубежом / М. М. Тайлакова, Г. Ш. Сарсембаева // Вопросы современной юриспруденции: сб. науч. ст. - Новосибирск: СибАК, 2012. - 88 с.
61. Фатеев, А. Н. Основы виктимологии / А. Н. Фатеев. - Ростов-н/Д,
2017. - 63 с.
62. Франк, Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии / Л. В. Франк. - СПб.: Питер, 2007 - 309 с.
63. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И. А. Фурманов. - М.: Юрайт, 2017. - 198 с.
64. Холичева, О. В. Пассивность как системная характеристика виктимной личности / О. В. Холичева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 10 (1). - С. 104-110.
65. Холл, М. Золотые секреты скрытого влияния на подсознание и поведение / М. Холл. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. - 416 с.
66. Христенко, В. Е. Психология поведения жертвы / В. Е. Христенко. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
67. Шмидт, В. Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы / В. Р. Шмидт. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 256 с.
68. Шнайдер, Г. И. Криминология / Г. И. Шнайдер. - М.: Академия,
2004. - 302 с.
69. Юнацкевич, П. И. Основы организации общественной безопасности / П. И. Юнацкевич. - М.: Юрист, 2007. - 185 с.
70. Юрова, К. И. Психология виктимного поведения молодежи / К. И. Юрова, И. А. Юров // Виктимология. - 2017. - № 1 (11). - С. 23-26.
71. Яценко, Т. Е. Взаимосвязь виктимной деформации личности и склонности к виктимному поведению в подростковом и юношеском возрастах / Т. Е. Яценко // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. - 2019. - № 3(43). - С. 233-241.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ