Использование современных мультфильмов в нравственном воспитании детей старшею дошкольною возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
1.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности нравственного
воспитания детей дошкольного возраста 8
1.2. Педагогический потенциал мультипликационных фильмов и условия его актуализации в работе со старшими дошкольниками 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
2.1. Исследование исходного уровня нравственной воспитанности детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Опытно-экспериментальная апробация процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами современных
мультфильмов 41
2.3. Динамика процесса нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста средствами современных мультфильмов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
1.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности нравственного
воспитания детей дошкольного возраста 8
1.2. Педагогический потенциал мультипликационных фильмов и условия его актуализации в работе со старшими дошкольниками 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
2.1. Исследование исходного уровня нравственной воспитанности детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Опытно-экспериментальная апробация процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами современных
мультфильмов 41
2.3. Динамика процесса нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста средствами современных мультфильмов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Стремительное развитие компьютерных технологий, киноискусства и мультипликации привело к появлению безграничного информационного пространства. Первоочередной задачей социально-личностного развития современного ребёнка становится содействие его адаптации и ориентации в подобном пространстве, начиная уже с дошкольного возраста. Очевидно, что реализация подобных задач может осуществляться только при условии педагогического сопровождения взаимодействия ребёнка с миром медиа.
Невнимание и непризнание мультфильма как произведения искусства способствует зарождению стереотипа о его развлекательном и элементарном характере, не требующем специальной подготовленности к восприятию и просмотру. Вместе с тем, исследователями изучено и экспериментально доказано наличие потенциальных возможностей мультфильма, позволяющих ему выступать средством воспитания и образования современных детей (А.А. Немирич [19], И.В. Челышева, Ю.Н. Усов [32], А.В. Фёдоров [34]). В рамках нашего исследования мультипликационный фильм рассматривается как средство нравственного воспитания.
Современные мультфильмы играют важную роль в жизни детей, их эмоциональном и интеллектуальном развитии. Они привлекают, развлекают, учат детей добру и злу, решению сложных этических и нравственных ситуаций, честности и осторожности, целесообразности и хитрости; учат приёмам различения вымысла и реальности, выразительности, образности и жизненной достоверности героев, обогащают ассоциативные ряды, побуждают к размышлениям. Мир мультипликации - особый мир культурного наследия, наполненный педагогическим потенциалом. Целесообразное использование воспитательно-развивающих возможностей мультфильмов позволяет решать ряд образовательных задач:
- обогащают представления детей об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
- демонстрируют примеры (модели) поведения, что способствует социализации детей и переносу сюжетов мультфильмов сначала в игры, позже - в жизнь;
- формируют оценочное отношение к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора.
Правильно выбранный мультфильм - оптимальный «воспитатель», поскольку сочетает в себе и мудрое слово, и его иллюстрацию, т. е. включает два вида восприятия: зрение и слух. Совместный анализ увиденного может стать мощным воспитательным инструментом, а также эффективным наглядным материалом.
Интерес у исследователей и практиков вызывает вопрос о влиянии современных мультфильмов на нравственное воспитание дошкольников. Мультфильм в настоящее время играет большую роль в жизнедеятельности ребёнка, он оказывается включенным в его повседневную действительность и находит своё отражение в игре, общении, дискурсе дошкольников. Экранная культура оказывает большое влияние на поведение, формируя в нём привычные образы, сигналы и знаки посредством актуализации механизмов подражания, идентификации, содействия и интериоризации.
Наукой накоплены отдельные теоретические предпосылки, позволяющие осуществить более детальное и глубокое изучение вопросов нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами мультфильмов. Особенностям воспитания нравственной сферы посвящены исследования Т.П. Авдуловой [1], А.М. Виноградовой, Л.П. Князевой, А.Д. Кошелевой, Р.С. Буре [4], Л.А. Пеньевской, Л.П. Стрелковой, Т.В. Черник и др. Теоретическими предпосылками выступают также исследования, посвящённые изучению особенностей влияния и использования экранных искусств в образовании: вопросы психологических основ влияния искусства (П.М. Якобсон [38], Л.С. Выготский [5], Б.М. Теплов, А.В. Запорожец [6]) и киноискусства (А.В. Фёдоров [34], И.В. Челышева, Ю.Н. Усов [32], М.И. Яновский [39]) на становление личности. Потенциал мультфильма как средства воспитания дошкольников изучался Р.Г. Казаковой (развитие изобразительного творчества в рисовании дошкольников под влиянием мультипликационного кино) [7], Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник (формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма) [30, 20], О.В. Куниченко (воспитание нравственного поведения дошкольников средствами мультипликационных фильмов) [13, 14] и др.
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение данной проблемы, многие её аспекты остаются изученными не в полной мере. Так, например, особенности нравственного воспитания дошкольников на основе одного из самых доступных для детей этого возраста средств - мультипликационного фильма исследованы недостаточно. Более того, стихийное и бессознательное восприятие детьми мультипликационных фильмов не отвечает задачам образования дошкольников. Недостаточна и степень внимания, подготовленности практических работников сферы дошкольного образования к решению вышеназванной проблемы. Мы убеждены, что процесс нравственного воспитания дошкольников значительно усовершенствуется и станет эффективным при условии использования современных мультфильмов.
Все это и определило выбор темы данного исследования - «Использование современных мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
В качестве объекта исследования мы избрали процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование современных мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования современных мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Невнимание и непризнание мультфильма как произведения искусства способствует зарождению стереотипа о его развлекательном и элементарном характере, не требующем специальной подготовленности к восприятию и просмотру. Вместе с тем, исследователями изучено и экспериментально доказано наличие потенциальных возможностей мультфильма, позволяющих ему выступать средством воспитания и образования современных детей (А.А. Немирич [19], И.В. Челышева, Ю.Н. Усов [32], А.В. Фёдоров [34]). В рамках нашего исследования мультипликационный фильм рассматривается как средство нравственного воспитания.
Современные мультфильмы играют важную роль в жизни детей, их эмоциональном и интеллектуальном развитии. Они привлекают, развлекают, учат детей добру и злу, решению сложных этических и нравственных ситуаций, честности и осторожности, целесообразности и хитрости; учат приёмам различения вымысла и реальности, выразительности, образности и жизненной достоверности героев, обогащают ассоциативные ряды, побуждают к размышлениям. Мир мультипликации - особый мир культурного наследия, наполненный педагогическим потенциалом. Целесообразное использование воспитательно-развивающих возможностей мультфильмов позволяет решать ряд образовательных задач:
- обогащают представления детей об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
- демонстрируют примеры (модели) поведения, что способствует социализации детей и переносу сюжетов мультфильмов сначала в игры, позже - в жизнь;
- формируют оценочное отношение к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора.
Правильно выбранный мультфильм - оптимальный «воспитатель», поскольку сочетает в себе и мудрое слово, и его иллюстрацию, т. е. включает два вида восприятия: зрение и слух. Совместный анализ увиденного может стать мощным воспитательным инструментом, а также эффективным наглядным материалом.
Интерес у исследователей и практиков вызывает вопрос о влиянии современных мультфильмов на нравственное воспитание дошкольников. Мультфильм в настоящее время играет большую роль в жизнедеятельности ребёнка, он оказывается включенным в его повседневную действительность и находит своё отражение в игре, общении, дискурсе дошкольников. Экранная культура оказывает большое влияние на поведение, формируя в нём привычные образы, сигналы и знаки посредством актуализации механизмов подражания, идентификации, содействия и интериоризации.
Наукой накоплены отдельные теоретические предпосылки, позволяющие осуществить более детальное и глубокое изучение вопросов нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами мультфильмов. Особенностям воспитания нравственной сферы посвящены исследования Т.П. Авдуловой [1], А.М. Виноградовой, Л.П. Князевой, А.Д. Кошелевой, Р.С. Буре [4], Л.А. Пеньевской, Л.П. Стрелковой, Т.В. Черник и др. Теоретическими предпосылками выступают также исследования, посвящённые изучению особенностей влияния и использования экранных искусств в образовании: вопросы психологических основ влияния искусства (П.М. Якобсон [38], Л.С. Выготский [5], Б.М. Теплов, А.В. Запорожец [6]) и киноискусства (А.В. Фёдоров [34], И.В. Челышева, Ю.Н. Усов [32], М.И. Яновский [39]) на становление личности. Потенциал мультфильма как средства воспитания дошкольников изучался Р.Г. Казаковой (развитие изобразительного творчества в рисовании дошкольников под влиянием мультипликационного кино) [7], Е.А. Тупичкиной, Н.В. Олейник (формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма) [30, 20], О.В. Куниченко (воспитание нравственного поведения дошкольников средствами мультипликационных фильмов) [13, 14] и др.
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение данной проблемы, многие её аспекты остаются изученными не в полной мере. Так, например, особенности нравственного воспитания дошкольников на основе одного из самых доступных для детей этого возраста средств - мультипликационного фильма исследованы недостаточно. Более того, стихийное и бессознательное восприятие детьми мультипликационных фильмов не отвечает задачам образования дошкольников. Недостаточна и степень внимания, подготовленности практических работников сферы дошкольного образования к решению вышеназванной проблемы. Мы убеждены, что процесс нравственного воспитания дошкольников значительно усовершенствуется и станет эффективным при условии использования современных мультфильмов.
Все это и определило выбор темы данного исследования - «Использование современных мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
В качестве объекта исследования мы избрали процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование современных мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования современных мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные - с другой, они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям к сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться с трудностями, уважительно относиться к другим. Таким образом, мультфильм - эффективное средство нравственного воспитания ребёнка.
В первой главе ВКР освещён широкий круг вопросов, связанных с нравственным воспитанием дошкольников средствами мультипликационных фильмов. В первом параграфе рассмотрены общие вопросы нравственного воспитания, механизм нравственного становления личности,
проанализированы понятия нравственного воспитания и развития, нравственного поведения. Отмечено, что на процесс освоения и применения дошкольником совокупности нравственных норм и ценностей в системе социальных отношений оказывает влияние огромное количество факторов. В развитии ребёнка существенное место занимают и привлекательные для детей мультипликационные фильмы.
В ходе второго параграфа мы попытались ответить на вопросы: в чём состоит специфическая роль мультфильма в процессе нравственного воспитания дошкольника и как посредством педагогического сопровождения сделать данный процесс более эффективным? Потенциальными преимуществами мультфильма, позволяющими выступать ему в качестве
средства развития нравственного поведения являются: смешение
фантастического и реального, метафоричность представленных художественных образов, яркость и выразительность образов, простота доступность сюжета, идентичность сюжетной линии личному опыту и жизни дошкольника, наличие нравственных замыслов и идей содержания мультфильмов...
В первой главе ВКР освещён широкий круг вопросов, связанных с нравственным воспитанием дошкольников средствами мультипликационных фильмов. В первом параграфе рассмотрены общие вопросы нравственного воспитания, механизм нравственного становления личности,
проанализированы понятия нравственного воспитания и развития, нравственного поведения. Отмечено, что на процесс освоения и применения дошкольником совокупности нравственных норм и ценностей в системе социальных отношений оказывает влияние огромное количество факторов. В развитии ребёнка существенное место занимают и привлекательные для детей мультипликационные фильмы.
В ходе второго параграфа мы попытались ответить на вопросы: в чём состоит специфическая роль мультфильма в процессе нравственного воспитания дошкольника и как посредством педагогического сопровождения сделать данный процесс более эффективным? Потенциальными преимуществами мультфильма, позволяющими выступать ему в качестве
средства развития нравственного поведения являются: смешение
фантастического и реального, метафоричность представленных художественных образов, яркость и выразительность образов, простота доступность сюжета, идентичность сюжетной линии личному опыту и жизни дошкольника, наличие нравственных замыслов и идей содержания мультфильмов...
Подобные работы
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Создание мультипликационного фильма с дошкольниками как средство нравственного воспитания (Нижегородский Губернский колледж)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - Использование мультипликационных фильмов в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - МУЛЬТЛЕКТОРИЙ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
средствами художественной литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



