Методы преодоления повышенной тревожности несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения в деятельности педагога-психолога службы сопровождения (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Работа сделана на примере ГБУ СО «Нижнетагильский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ 7
1.1 Эмоциональное состояние тревожности: определение, особенности проявления 7
1.2 Особенности возникновения тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения 13
1.3 Роль педагога-психолога в работе с тревожностью у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ГБУ СО «НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» 23
2.1 Анализ исследования тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения в ГБУ СО «Нижнетагильском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» 23
2.2 Методы преодоления повышенной тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения в ГБУ СО «Нижнетагильском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» 36
2.3 Рекомендации по преодолению повышенной тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечительства в деятельности педагога-психолога службы сопровождения ГБУ СО «Нижнетагильский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» 48
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Сейчас современное общество сталкивается с большой проблемой, которая заключается в увеличении числа детей, оставшихся без заботы родителей в силу разных причин. Это создает особые условия для формирования тревожности у таких детей. Потеря близкого человека, в том числе родителя, может приводить к серьезному эмоциональному и психологическому стрессу у ребенка, вызывая появление и усиление тревожности, что оказывает отрицательное влияние на его психологическое благополучие и социальную адаптацию. Исследования показывают, что повышенная тревожность в детстве может иметь серьезные последствия на протяжении всей жизни. Это может включать в себя развитие психических расстройств, проблем социальной адаптации и общения, ухудшение академической успеваемости и поведенческих проблем.
Одним из первых, кто попытался объяснить природу тревожности путем психоаналитического подхода, стал Зигмунд Фрейд. Он считал, что под тревожностью понимается неприятное переживание, которое выступает сигналом предполагаемой опасности и которая позволяет действовать в них адаптивным способом. Фрейд писал о том, что есть только один способ работы с тревогой, травмой, который он и другие психотерапевты считают здоровым, неопасным и продуктивным. Это сублимация - механизм психики, который помогает человеку трансформировать социально неприемлемые побуждения и негативные эмоции в полезные или как минимум безопасные действия.
К. Хорни в развиваемой ею социокультурной теории личности, в отличие от Фрейда, не считала, что тревога является необходим компонентом в психике человека. Она полагала, что проблемы тревожности ушли корнями глубоко в отношения ребенка со своими родителями. Она также рассматривала следующие методы преодоления тревожности: принятие ответственности за свою жизнь, самоанализ, развитие здорового самоуважения и поиск поддержки. Альфред Адлер же в своей индивидуальной теории личности рассматривал тревогу как симптом невроза. Тревога блокирует активность человека и заставляет его вернуться к предшествующему состоянию безопасности, поэтому она мотивирует уклонение от принятия решений и от ответственности.
В настоящее время проблема тревожности довольно конкретно изложена во многих работах как зарубежных, так и отечественных авторов. Рассмотрим некоторые их них. Д. Льюис в книге «Научные принципы психологии» относит беспокойство и тревогу к форме невротической реакции, которая заключает в себе условный страх. Эрих Фромм же в своем труде «Бегство от свободы» считает, что индивид испытывает различные уровни тревоги из-за ощущения одиночества. В отличие от взглядов Фромма на тревогу Г. С. Салливан в своей статье «Значение тревоги для психиатрии и для жизни» говорит о том, что происхождение тревоги вызвано не социальной средой вообще, а конкретными паттернами межличностных отношений. По мнению Ганзена. А. В «Системные описание психологии», длительно существующее состояние тревоги может становиться свойством личности, переходя в категорию тревожности. Александровский Ю.А в своей работе «Состояние психической дезадаптации и его компенсация» рассматривается тревожность как сложный конструкт, включающий в себя, наряду с традиционно определяемыми тревогой и страхом, еще и невротизм, то есть снижение адаптивных возможностей и готовность к формированию невротических болезненных расстройств.
В работе доктора философии Дэвида А. Кларка и доктора медицинских наук Аарона Т. Бэка «Тревога и беспокойство» используется когнитивно-поведенческая терапия, которая доказала свою эффективность и результативность во многих экспериментах и исследованиях. Авторы книги считают, что страх и является первоначалом тревоги. В своей книги они описали и разработали упражнения, направленные на преодоление повышенной тревожности, а также план самостоятельной работы человека со своими тревожными мыслями. Н. Индлер, Г. Хант и А. Розенцвейг провели исследование тревожности, по результатам которого авторы выделили три показателя тревожности. Первый – психическое состояние по данным самонаблюдения, второй – физиологические компоненты, третий – реакции самозащиты. Исследования А.М. Прихожан показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности: открытая и скрытая тревожность.
Анализируя труды и работы вышеперечисленных авторов, можно выделить несколько проблем. Понятие тревожности мало рассматривается у детей, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра. Также присутствует нехватка информации методов и способов преодоления тревожности для данной категории детей.
Исходя из сформированных проблем можно выдвинуть следующее противоречие, состоящее в том, что, несмотря на детальный разбор проблемы тревоги и тревожности на современном этапе, все еще требуется поиск эффективных способов и методов преодоления тревожности, которые можно использовать уже в современном изменившимся мире для детей, оставшихся без попечения родителей в социально-реабилитационном центре.
Объект исследования: деятельность педагога-психолога в службе сопровождения несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения, и ее влияние на процесс преодоления тревожности.
Предмет исследования: методы преодоления тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения, роль педагога-психолога службы сопровождения в данном процессе.
Цель исследования: изучение методов преодоления тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения, а также определение роли педагога-психолога службы сопровождения в этом процессе.
Задачи исследования:
-Анализ теорий возникновения тревожности и ее форм проявления
-Изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения
-Изучение роли педагога-психолога службы сопровождения в работе с тревожностью у детей-сирот
-Разработка рекомендаций для педагогов-психологов службы сопровождения и для детей, оставшихся без попечения родителей
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме;
- практические
1) Тест Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина.
2) Методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»
База исследования: несовершеннолетние дети, лишенные родительского попечения в ГБУ СО «Нижнетагильский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Изучение литературных источников показал, что под тревожностью понимается эмоциональное состояние человека, которые возникает в ситуациях предстоящей опасности и ожидании каких-либо неблагополучных событий. Авторы, изучающие данное состояние, называют большое количество причин ее возникновения, что может говорить о ее быстрой распространённости и интенсивности.
Целью исследовательской работы было изучение методов преодоления тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения, а также определение роли педагога-психолога службы сопровождения в этом процессе. В ходе достижения цели исследования были достигнуты поставленные задачи. Нами было изучено и рассмотрено понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии, ее особенности, а также условия и факторы ее возникновения. Было проведено тестирование Ч. Спилберга, направленные на выявление уровня тревожности и ее типов (личностная и ситуативная) и проведена методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний», где диагностировались уровни фрустрации, агрессивности, тревожности и ригидности. Результаты практического исследования показали высокий уровень тревожности среди детей, в следствии чего были разработаны рекомендации по преодолению повышенной тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечительства в деятельности педагога-психолога службы сопровождения. В ходе проведения курсовой работы были изучены методы преодоления повышенной тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения, через деятельность педагога-психолога службы сопровождения. В рамках исследования была осуществлена диагностика уровня тревожности у детей, а также разработана программа мероприятий для ее преодоления.
Результаты диагностики тревожности показали высокий уровень у значительной части исследуемых детей, что подтверждает актуальность проблемы и необходимость разработки целенаправленных мероприятий по ее преодолению.
Анализ диагностик, повторно проведенных после программы мероприятий, включающей арт-терапию, кинотерапию и игротерапию, свидетельствует о положительном влиянии данных методик на психологическое состояние детей. В результате участия в мероприятиях у детей наблюдалось снижение уровня тревожности, улучшение эмоционального состояния, развитие эмпатии и уровня общения.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о целесообразности включения арт-терапии, кинотерапии и игротерапии в практику работы педагога-психолога службы сопровождения для преодоления повышенной тревожности у несовершеннолетних детей, лишенных родительского попечения. Данные методики позволяют эффективно воздействовать на эмоциональную сферу детей, способствуя развитию их психологического благополучия и адаптации в социуме.
1. Арямов, И. А. Изучение ребенка в детском доме [Текст] / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. Под ред. В.С. Мухиной. - М.: Просвещение, 1991.
2. Березин, Ф. Б. Психическая адаптация и тревога [Текст] / сост. и общая редакция / Л.В.Куликова. –Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 219–229.
3. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для СПО/ В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. – 2-е изд. – М.:Издательство Юрайт, 2019. – 239 с.
4. Герриг, Р. Психология и жизнь [Текст] / Р. Герриг, Ф Зимбардо. – 16-е изд. – СанктПетербург: Питер, 2004. – 955 с.
5. Диагностика оценочной тревожности [Текст] / В. Н. Карандашев, Ч. Спилбергер, М. С. Лебедева. СПб. : Речь, 2004. - 80 с.
6. Дубровина, И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И.В. Дубровина – М. : Логос, 2013-138 с.
7. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы [Текст] / Дж. Дьюи; пер. с англ. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстова, Е. Н. Косиловой. – Москва: Идея-Пресс, 2002. – 159 с.
8. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. // Журнал Семья и школа. – 2012. – № 9. – С. 55-58.
9. Кузнецов, Д. Демобилизирующая тревожность [Текст] / Д. Кузнецов // Школьный психолог. 2005. № 2. – С. 47–49
10. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] // Тревога и тревожность: Хрестоматия. М. : Пэр Сэ, 2008. - 239 с.
11. Минкова, Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки развития детей, оставшихся без родительского попечения. - М., 2005. - Вып. 4. С. 10.
12. Наенко, Н. И. Психическая напряженность [Текст] / Н.И. Наенко. – М.: Издво Моск. ун-та, 2010. – 112 с.
13. Немов, Р. С. Психология [Текст] : Кн. 3. Психодиагностика / М. : ВЛАДОС, 2016. - 632 с.
14. Нуллер, Ю. Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2011. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.
15. Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи [Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева Психологический институт РАО. Москва. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.takya.ru/nuda/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detej/ main.html
16. Петровский, А. Ф. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский – М.: Академия, 2007 – 496 с.
17. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков [Текст] / А. М. Прихожан. – М. : Логос, 2005.- 329 с.
18. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2012. – 510 с.
19. Реан, А. А. Психология изучения личности [Текст] /Учебное пособие. Изд. Михайлова В.А. СПб. : Питер, 1999. - 324С.
20. Савенков, А. И. Педагогическая психология [Текст] / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
21. Тревога и тревожность. Хрестоматия [Текст] / Под ред. В. М. Астапова. М. : ПЕР СЭ, 2008. - 240 с.
22. Мэй, Р. Проблема тревоги [Текст] / Р.Мэй; пер. с англ. А.Г.Гладкова. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 432 с.
23. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / Общ. Ред. Т. В. Бурменской. – М. : Прогресс, 1993. - 420 с.
24. Шабанова, Т.Л., Тарабакина, Л.В. Исследование эмоциональной сферы у детей в условиях проживания в детском доме. Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №1 (22). С. 13.
25. Шпет, М. С. Психологическая природа и причины личностной тревожности [Текст] / Научный альманах. - 2015. - № 11. - С. 5-13.