Фронтовая повседневность в годы Первой Чеченской кампании
1994-1996гг в отражении источников личного происхождения и возможности
использования материалов в патриотическом воспитании школьников
Введение 3-12
Глава 1. Фронтовая повседневность как предмет исторического исследования 12-27
1.1. Понятие фронтовой повседневности структура, предмет изучения 12-17
1.2. Источники личного происхождения, как материал для изучения фронтовой
повседневности 18-23
1.3. Характеристика источников личного происхождения участников 24-27
первой Чеченской кампании 1994-1996гг используемых в исследовании. Проблема сбора и интерпретации информации
Глава 2. Реконструкция фронтового быта в годы первой Чеченской кампании 1994-1996гг 28-56
2.1. География и климатические условия войны. Организация жилья и
размещение военнослужащих в условиях боевых действий 28-35
2.2. Питание и обеспечение продовольствием участников боевых действий в
Первой чеченской кампании 1994-1996гг. 35-41
2.3. Использование обмундирования. Экипировка, гигиена участников боевых
действий в условиях Первой чеченской кампании 1994-1996гг. 42-47
2.4. Отдых, досуг, праздники в условиях боевых действий в годы Первой
чеченской кампании 1994-1996гг. 47-57
Глава 3. Реконструкция психологических практик участников Первой Чеченской кампании(1994-1996), на материалах личных источников.58-75 3.1 Отношение к войне, солдатский фатализм, страх в условиях боевых действий участников первой Чеченской кампании (1994-1996) 58-62
3.2. Религиозные верования, солдатские суеверия, участников Первой чеченской кампании( 1994-1996) 62-68
3.3 Формирование образа врага у участников боевых действий в годы Первой чеченской кампании 1994-1996гг. 68-72
3.4. Отношение с мирным населением участников боевых действий в годы
Первой чеченской кампании 1994-1996гг. 72-76
Глава 4. Потенциал темы в патриотическом воспитании 77-86
4.1. Анализ нормативно-правовых документов по организации патриотического воспитания школьников 77-80 4.2 Опыт организации мероприятий с использованием полученных результатов исследования фронтовой повседневности в годы Первой чеченской кампании
1994-1996гг. 80-86
Заключение 86-90
Актуальность: В декабре 2019 года исполнилось 25 лет с момента начала одного из самых трагичных эпизодов новейшей истории России - вооруженного конфликта на территории Чеченской республики. Вооруженный конфликт порожденный целым комплексом причин и противоречий несмотря на достаточное количество публикаций остается мало изученным, это объясняется недоступностью многих архивов для исследователей, находящихся в ведении различных силовых ведомств это усиливает не понимание и не способность общественности критически оценивать роль конфликта на территории Чеченской республики в новейшей истории России. Обращение к теме фронтовой повседневности позволяет посмотреть на конфликт глазами рядовых участников событий получить дополнительные сведения, обогатить источниковую базу. Можно сказать что внимание к данной теме диктует сама жизнь и развитие современного российского общества, его институтов, задачах которые перед ним ставятся «активизации интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества», невозможно без глубокого всестороннего анализа прошедших конфликтов строить долгосрочную политическую, экономическую, образовательную стратегии развития России.
Мы обратили внимание на то что, несмотря на сравнительно небольшой срок с момента окончания боевых действий вышло огромное количество телепередач, записанных интервью, изданных публикаций и исторических исследований в них практически отсутствует тема фронтовой повседневности, ограничиваясь лишь фрагментарными описаниями быта. Поскольку число публикаций данной тематики явно недостаточно будет вполне оправданным проведение специального исторического исследования по проблеме фронтовой повседневности в годы первой Чеченской кампании 1994-1996гг.
Степень изученности проблемы. Фронтовая повседневность - тема широко изучаемая в последние годы, в связи с изменением парадигмы исторической науки повороту от истории политической, событийной, экономической, к истории отдельных людей - человеку в истории, становится одной из составляющих военно-исторических исследований. Вопросы фронтовой повседневности, фронтового быта, «человека на войне», вошли в отдельную отрасль исторического знания - военно-историческую антропологию. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли такие исследователи как В.А. Шнирельман, Е.С. Сенявская, А.С. Сенявский, Л.В. Жукова, П.П. Щербинин, и др. Ими был не только рассмотрен широкий спектр вопросов изучения фронтовой повседневности, которые связаны с использованием исторических источников как официального характера, так и личного ( мемуары, дневники, интервью), которые отражают не только описание быта и жизни человека на войне, но и показывают психологические особенности поведения комбатантов, но и заложены методологические основы нового направления исторической науки.
События на территории Чеченской республики с самого начала вооруженного конфликта стала привлекать внимание исследователей, не только историков, но и журналистов, публицистов, социологов, политологов. Всего за эти годы в свет вышло свыше 3 тыс. публикаций различного плана включая монографии, исследовательские статьи в сборниках материалов научных конференций, журналах, энциклопедических изданиях, защищен ряд диссертационных работ. Кроме того, к печати были подготовлены сборники воспоминаний непосредственных участников событий, что расширило источниковую базу исследований.1.
Проанализировав весь пласт исследований мы выделили несколько основных направлений, по которым шла разработка проблемы изучения вооруженного конфликта на территории Чеченской республики в исторической науке.
К первой группе исследований можно отнести работы авторов изучающих причины и событийную сторону вооруженного конфликта. В исследовании
«Россия и последние войны XX века (1989-2000). К истории падения сверхдержавы» К.Г. Мяло основное внимание уделил предыстории
вооруженного конфликта и описанию самого хода вооруженной борьбы. Автор видит причины конфликта и неудачи вооруженных сил, в действиях некой третьей силы, находящейся в верхних эшелонах власти России, называя эти действия предательством.
Н.Н. Малишевский, опубликовавший в 2004 году работу, под псевдонимом Гродненский Н. Н., «Неоконченная война: история вооруженного конфликта в Чечне» и «Первая чеченская: история вооруженного конфликта»2, также проанализировал исторические предпосылки вооруженного конфликта в Чечне, показал все аспекты вооруженного конфликта в Чечне - не только военные, но также исторические, политические, экономические и социальнопсихологические, анализировал причины и следствия успехов и поражений противоборствующих сторон.
В.Ф.Цветкова в работах «Политическая ситуация и социально-экономические предпосылки чеченского конфликта в начале 90-х гг. XX», и «Первая чеченская кампания (1994-1996): хроника локального конфликта» акцентировала
внимание на том что проблема кризиса в Чеченской республике основана на кризисе власти, вызванным политикой перестройки, распадом СССР и активизацией чеченского национального движения.3
Следующие авторов, работы которых были нами проанализированы, видят главную причину вооруженного конфликта в деятельности чеченского национального движения, рассматривают конфликт с точки зрения существования и развития экстремизма и этносепаратизма.
Так, В.А.Тишков в монографии «Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны»4, рассматривал социальную динамику чеченского общества в условиях вооруженного конфликта, используя для этого многочисленные свидетельства участников событий в Чечне. С.Д.Кавтарадзе в работе «Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве», указывал на большую роль и влияние международных экстремистских и террористических организаций в конфликте и пришел к выводу, что сепаратистское движение в Чечне стоит в одном ряду с аналогичными движениями в Европе, на Ближнем Востоке, Юго-восточной Азии.5....
Чеченский кризис начавшийся в начале 1990х и продлившийся до фактически до 2009 года является тяжелейшим периодом новейшей истории России. Однако не стоит им пренебрегать, в данной теме огромное количество белых пятен и неучтенных моментов. Ответы на многие вопросы находятся под грифом «секретно» в ведении различных силовых структур.
Рассматривая период Первой чеченской кампании с точки зрения военной истории, военной антропологии, можно получить большой пласт источниковой базы обогатить имеющиеся знания в области военно-исторических исследований. В данном случае необходимо пояснить что обращение к личным источникам является на сегодняшний день единственной возможностью изучения фронтовой повседневности в Первой чеченской кампании 1994- 1996гг. Рассматривая вопросы фронтовой повседневности военнослужащих федеральных сил, подразделений милиции и других силовых структур участвовавших в боевых действиях с момента начала операции по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской республики 11 декабря 1994 года и официально завершившейся 31 августа 1996 мы приходим к выводу что повседневность войск имела специфический характер выражающийся в особых проявлениях.
Во-первых для армии Российской федерации эта операция стала первой в формате «новой России», военнослужащие никогда не принимали участие в подобных операциях, не имели опыта ведения боевых действий на территории России. География ведения боевых действий сложные климатические условия к которым необходимо было адаптироваться так же негативно влияли на успешность проводимой операции.
Во-вторых социально-экономический кризис в Российской Федерации, проблемы с организацией питания, вещевого снабжения, участников боевых действий заставлял военнослужащих испытывать дополнительные трудности во время боев. Необходимость самостоятельного улучшения фронтового быта являлась частью повседневности войск и проявлялась во многих явлениях: использование различной экипировки и формы, организация жилищных условий, использование предметов оставшихся от мирного населения, все это делало жизнь участников боевых действий особенно трудной в условиях войны.
В-третьих необходимо отметь что специфика отдыха как необходимой составляющей жизнедеятельности человека, участников боевых действий, зависела в первую очередь от типа подразделения и временных рамок участия в конфликте. Участники боевых действий обмечают сон как первое средство от усталости, часто спать приходилось в различных условиях не расставаясь с оружием. Отдых носил и коллективный характер просмотр фильмов на видеомагнитофоне, новостных передач, общение, исполнение песен.
В четвертых важнейшем проявлением фронтовой повседневности человека является его психологические практики которые в рассматриваемый период были особенными отношение к войне ее не понимание формировали среди части военнослужащих пацифистские настроения, смерть, ранения наоборот создавали почву для жажды мщения врагу, героических порывов. Здесь необходимо пояснить что образ врага как необходимы элемент для военнослужащего формировался сложно под влиянием многих факторов, социальных, временных, зависел от типа подразделения и интенсивности боевых действий. Этот образ был стихийным наполненный множеством мифов и суеверий. Образ врага чаще соотносили с «чеченцем-сепаратистом», жестоким и настойчивым в достижении своих целей. Особенностью фронтовой повседневности будет также и отношение с местными жителями оказавшимися в зоне боевых действий они складывались по разному от обоюдной ненависти до сотрудничества и помощи.
Рассматривая возможность использования потенциала темы в патриотическом воспитании школьников мы пришли к выводу что данная тема позволяет использовать ее в качестве одной из возможных при организации патриотического воспитания, расширяя существующие представления о данной работе. Основная идея мероприятий и деятельности обучающихся была направлена на понимание того что российская армия в тяжелейших условиях социально-экономического кризиса в стране смогла выполнить поставленные правительством задачи по сохранению конституционного строя и территориальной целостности России. Участники боевых действий участвовавшие в боевых операциях на территории Чеченской республики должны стать примером для подрастающего поколения как люди проявившие высшие чувства патриотизма и самопожертвования во имя Родины.
1. Концепция дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
2. Письмо Министерства образования и науки "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" от 14 декабря 2015г.
3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования от 1 марта 2012 г.
4. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" Постановление правительства Р.Ф. от 30 декабря 2015 г. № 1493.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях"
6. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности
и правопорядка на территории Чеченской Республики»
7. Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетиноингушского конфликта»
8. Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа»
9. Асташкин Н.С. По волчьему следу. Хроники Чеченских войн. - М.: Вече, 2005. - 416 с.
10. Антонов-Овсеенко А.А. Война в Чечне: политические ошибки и военные преступления М.: РОДП «ЯБЛОКО», 2015. - 116 с
11. Варшавский Д.И. Мемуары, дневники и письма как источник в вопросе изучения фронтового быта советских солдат в Великой Отечественной Войне // Вестник МГОУ Серия «История и политические науки». № 4 / 2012 - С.18-22.
12. Глушаченков А. Некоторые особенности отражения в центральной печати боевых действий в Чечне (1994-1996 годов) // Власть. 2008. №2.- С.26-30
13. Гуров В.А. Мемуары советских и российских генералов как источник изучения современных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве содружества независимых государств // Человек и общество в условиях войн и революций : сб. материалов III Всероссийской научной конференции, Самара, 08-09 декабря 2016 г. Самара: СГТУ, 2016. С. 75-80
14. Гуров В.А. Конкретно-исторические условия, влияющие на роль вооруженных сил в разрешении локальных войн и вооруженных конфликтов в ходе перестройки и в постперестроечный период (вторая половина 1980-х - первая половина 1990-х гг.) // Клио. 2010 . №2 (49). С. 130-131
15. Гуров В.А. Современные исторические реалии военно-патриотического воспитания молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. №13-7 (68). С. 90-98....57