Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №158479

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО 8
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» и их особенности
развития у детей дошкольного возраста 8
1.2. Проектная деятельность как средство развития исследовательских
умений детей 18
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности для
развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 25 Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОО ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Изучение уровня исследовательских умений детей старшего
дошкольного возраста 36
2.2. Психологическое сопровождение реализации проекта по развитию
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Изучение эффективности использования детского проектирования с
целью формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста 64
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83

Актуальность работы:
В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 30.12.2021) «Об Образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Российской Федерации сформулированы общие положения в системе образования [50]:
• познавательное развитие предполагает формирование
познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Дошкольный возраст является возрастом, когда у ребенка закладывается фундамент активного познавательного отношения к миру. В данном возрасте дошкольник самостоятельно проводит исследования, познает реальность, переживает радость собственных возможностей.
Образование в дошкольном возрасте направлено на саморазвитие и самореализацию ребенка, стимулирование развития исследовательской
деятельности и инициативы ребенка (О.В. Дыбина, О.Л. Князева, А.Н. Поддьяков) [37]. Важные предпосылки развития исследовательской активности, создаются в старшем дошкольном возрасте: развивающиеся возможности мышления (О.М. Дьяченко, А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин,) [13; 37; 52]; становление познавательных интересов (Е.В. Боякова,
Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, М.Л. Семенова); развитие продуктивной (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина,) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б. Шумакова); расширение 3
взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (О.В. Афанасьева, Л.С. Римашевская) [3; 41]; становление элементарного планирования и прогнозирования (Г.И. Вергелес, Л.А. Регуш). Все вышеперечисленное является основой для развития познавательной активности и исследовательских умений.
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современности. Потому-что наше общество в настоящее время нуждается в творческой личности, которая может не только наблюдать проблематику, но и проявлять
исследовательскую инициативу для решения насущной проблемы. Первичный фундамент для такой личности важно заложить уже в дошкольном возрасте (Е.Н. Герасимова, А.Г. Гогоберидзе,
Л.М. Кларина, А.Н. Поддьяков, З.А. Михайлова, Н.Б. Шумакова,
И.Э. Куликовская и др.) [10; 26; 37; 53]. Однако, современные исследования О.В. Афанасьевой, О.В. Киреевой, Н.А. Андреевой, Л.Н Волошиной, Н.Д. Лащенко, В.В. Щетинина, Д.И. Фельдштейн, демонстрируют, что у детей старшего дошкольного возраста снижается исследовательская и познавательная активность, дети не проявляют инициативу, меньше задают вопросов [2; 3; 51; 55]. Н.А. Горлова в своих исследованиях отмечает, что у большинства первоклассников увеличивается продолжительность процесса адаптации к школе [11].
Исследовательские умения достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности, и проектная деятельность подходит лучше, так как с помощью проектов дети выступают активными участниками воспитательно-образовательного процесса наравне со взрослыми, где проектная деятельность, как один из методов развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений, среди которых постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов [4].
Благодаря правильно организованной проектной деятельности расширяется общий кругозор дошкольников, развиваются общие способности: познавательные, исследовательские, коммуникативные и т.д. Развивается умение планировать, анализировать, классифицировать и наблюдать. Проектная деятельность так же положительно влияет на развитие отношений, как в детском коллективе, так и во взрослом. Совместная деятельность семьи, в рамках проектных мероприятий, направлена на то, что интересно ребенку, тем самым объединяя всех членов семьи [30]. Именно через осуществление детьми проектной деятельности будет происходить развитие их исследовательских умений, таких как: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, исследовать и т.д. Проектная детальность пронизывает многие виды деятельности дошкольника, основывается на личностно-ориентированном подходе и является универсальным средством развития ребенка.
Необходимым условием реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, которое направлено на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих активизации исследовательской активности ребенка, повышение психологической компетентности педагогов по развитию исследовательских умений у детей, создание психологического комфорта в образовательной среде, где признают интересы детей и оказывают помощь в преодолении трудностей, радуются успехам дошкольников.
Цель проектной работы: разработать и реализовать психолого­педагогическую программу сопровождения для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Объект: исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: психолого-педагогическая программа сопровождения для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проектной работы:
1. Проанализировать сущность понятий «исследовательская деятельность», «исследовательские умения», «проектная деятельность»;
2. Изучить технологии и средства развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, а также изучить типы и особенности проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения способствующих развитию исследовательских умений;
3. Выявить особенности развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и реализовать психолого-педагогическую программу сопровождения «Большие исследования маленьких людей»;
5. Оценить эффективность психолого-педагогической программы.
Идея проектной работы: Предполагается, что формирование
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в ДОО будет эффективным при наличии психологического сопровождения реализации следующих условий:
• Активизация познавательной активности у детей, создания ситуации успеха;
• Психолого-педагогическая компетентность педагогов в сфере детских исследовательских умений и проектной деятельности;
• Расширение знаний родителей об исследовательских умениях и их организации в условиях семейного воспитания.
Тип работы: исследование проектного типа.
Этапы реализации проектной работы:
1. Предпроектный (октябрь 2020 -август 2021 гг.).
2. Проектный (сентябрь 2021-март 2022 гг.).
3. Аналитический (март 2022 -май 2022 гг.).
Апробация и внедрение проекта: программа психолого­педагогического сопровождения «Большие исследования маленьких людей» была реализована в частном дошкольном образовательном учреждение г. Красноярска.
Для решения поставленных задач использовались дополняющие друг друга методы исследования:
• теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы; определение методологических основ исследования; анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов);
• эмпирические: диагностические задания составленные
А.А. Островской на основе выделенных А.И. Савенковым
исследовательских умений детей, анкетирование родителей [32];
• интерпретационно-описательные, в числе которых количественный анализ полученных данных, способы графического представления результатов.
Теоретическая значимость проекта состоит в следующем:
Теоретически обоснованы рациональные психолого-педагогические условия организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста для развития исследовательских умений.
Практическая значимость проекта состоит в следующем:
Разработанная психологическая программа сопровождения, которая может быть использована психолого-педагогическими кадрами для развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в подготовительной группе любого ДОО.
Структура проектной работы: проект состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения проекта психологическое сопровождение
рассматривается как необходимое условие для формирования
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста
посредством проектной деятельности.
Цель проектной работы: разработать и реализовать психологопедагогическую программу сопровождения для развития исследовательских
умений детей старшего дошкольного возраста посредством проектной
деятельности. Таким образом, в процессе проектной работы были сделаны
следующие основные выводы, подведены итоги, получены результаты.
На основе анализа нормативно-правовых документов, научных
источников и эмпирических данных определена сущность понятия
«исследовательская деятельность», «исследовательские умения», «проектная
деятельность» трактуемые различными авторами: учѐными, психологами и
педагогами. Такие понятия, как «исследовательская деятельность» и
«исследовательские умения» на наш взгляд, наиболее удачное выдвигает
А.И. Савенков: «исследовательская деятельность» – это особый вид
интеллектуальной и творческой деятельности, основанный на поисковой
деятельности и исследовательском поведении. Исследовательские умения -
это чрезвычайно сложное структурное объединение чувственных,
интеллектуальных, эмоциональных качеств личности, которые формируются
и проявляются в сознательном, целесообразно-успешном осуществлении
действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности [45;
48]. Были выделены следующие умения исследовательской деятельности
характерные в старшем дошкольном возрасте: умение видеть проблему;
умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезу; умение
классифицировать; умение наблюдать; умение экспериментировать и умение
делать выводы и умозаключения. В нашей работе мы опираемся на
определение В.А. Деркунской, где проектная деятельность – это создание
74
педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или
совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его
экспериментальным, поисковым путѐм, анализировать его и преобразовывать
[12].
Выявлены психолого-педагогические условия для формирования
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста
посредством проектной деятельности, к которым относится активизация
познавательной активности у детей, создания ситуации успеха; психологопедагогическая компетентность педагогов и родителей в сфере детских
исследовательских умений и проектной деятельности; сотрудничество всех
участников проекта: психолога, педагогов и родителей, объеденных единой
целью.
Для реализации проекта были выделены 3 этапа:
1.Предпроектный этап октябрь 2020–август 2021 гг.: на данном этапе
был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме проекта,
выделены цели, задачи, объект, предмет проектной работы, выделены
критерии, подбор диагностической методики, проводилась первичная
диагностика и обработка результатов. В психологической диагностике
уровня развития исследовательских умений принимали участие 17 детей 6–7
лет подготовительной группы частного ДОО г. Красноярска. Результаты
диагностики показали, что средний показатель детей подготовительной
группы следующий: 5 детей 29% имеют низкий уровень развития
исследовательских умений, 10 детей 59% имеют средний уровень развития и
2 детей 12% имеют высокий уровень развития исследовательских умений.
При полученных данных также важно учитывать, что отдельные
исследовательские умения имеют низкий и средний уровень развития. При
изучении уровня развития умения видеть проблему, было выявлено, что у 10
детей (58%) низкий уровень развития данного умения и средний уровень у 7
детей (42%). В умение задавать вопросы у 8 дошкольников (47%) низкий
уровень, средний уровень у 7 детей (42%) и высокий уровень у 2 детей
75
(11%). Умение наблюдать сформировано у детей старшего дошкольного
возраста следующим образом, низкий уровень у 9 человек (53%) и средний
уровень имеют 8 детей (47%). Таким образом, результаты подтверждают
необходимость реализации психолого-педагогических условий по развитию
исследовательских умений детей подготовительной группы ДОО....


1. Алиева Т.И., Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски // Психологическая наука и образование. psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 24-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27686293 (дата обращения: 30.01.2021).
2. Андреева Н.А. Информационная поддержка познавательной деятельности ребенка - дошкольника: векторы развития [Электронный ресурс]. Современные проблемы науки и образования. 2017. №6. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=2705 (дата обращения 24.10.2020).
3. Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 19 с.
4. Бабинова Н.В. Субъект-субъектные отношения как условия организации проектной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогическая практика. 2015. №4. С. 45-50.
5. Беленькая Г.В. Экспериментирование - шаг к познанию // Дошкольное воспитание. 2017. № 5. С. 7-10.
6. Битюнская Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Волгоград: Учитель, 2013. 144 с.
7. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренные дети в ДОУ. Психолого-педагогическое сопровождение // Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Дрофа, 2013. С. 687-718.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: учеб. пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 523 с.
9. Веракса Н.Е., О.Р. Галимова. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников : учеб. пособие для студентов. М.: Мозаика- Синтез, 2013. 77 с.
10. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. пособие для вузов. Питер.: 2013. 464 с.
11. Горлова Н.А. Об успешной адаптации к школьному обучению // Проблемы времени. 2018. №7. С. 4-10.
12. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013. 144 с.
13. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1984. 128 с.
14. Ермилова Е.Г., Шурубова А.К. Психолого-педагогическое сопровождение развития исследовательской активности ребёнка дошкольного возраста // Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся 2020. С. 160-166.
15. Жихарева О.М. Экспериментальная деятельность в ДОУ [Электронный ресурс]. // URL: http://www.ds-478.nios.ru (дата обращения 10.11.20)...57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ