Реферат
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения языку специальности в полиэтнической аудитории 9
1.1. Основные сведения о методике обучения русскому языку
как иностранному 9
1.2. Педагогические методы и приёмы в обучении РКИ 24
1.3. Анализ учебного материала по языку специальности 40
Выводы по 1 главе 45
Глава 2. Формирование коммуникативных навыков иностранных студентов направления «Агроинженерия» 47
2.1. Отработка навыков произношения специальных терминов
в области агроинженерии 47
2.1.1. Развитие фонетических навыков и устной речи в процессе
обучения иностранных студентов 47
2.1.2. Методические разработки по фонетике и аудированию для
обучения иностранных студентов по направлению «Агроинженерия» 49
2.2. Обучение иностранных студентов работе с лекционными
материалами 54
2.2.1. Подготовительный этап работы с научным текстом
по специальности 54
2.2.2. Методическая разработка занятия по теме «Тракторы:
основные сведения» 56
2.3. Профессионально-коммуникативная подготовка иностранных студентов 67
2.3.1. Работа с микротекстами 67
2.3.2. Тематические диалоги 71
2.3.3. Чтение и заучивание 75
2.3.4. Работа со словарём специальных терминов 77
Выводы по 2 главе 82
Заключение 84
Список литературы 86
Приложение. Тракторы в сельском хозяйстве 94
Появление и постоянное увеличение количества иностранных студентов в учебных аудиториях Красноярского государственного аграрного университета создаёт специфические особенности работы преподавателям специальных дисциплин. В то же время нехватка инженерных кадров в аграрной отрасли может быть смягчена за счёт притока молодых специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, получивших образование в российской Федерации и сориентированных на дальнейшее проживание и карьерный рост на территории нашей страны.
Успешному обучению иностранных студентов направления «Агроинженерия» препятствуют коммуникативные проблемы в области профессионального речевого общения. Языковой барьер мешает обучающимся из других стран воспринимать учебную информацию на должном уровне даже при изначально достаточной довузовской подготовке в области естественно-научных дисциплин. В результате фокусировки на личности иностранного студента выявлено, что преподавание русского языка как иностранного должно стать значительной частью подготовки, и для успешного роста в их будущей профессиональной деятельности в первую очередь необходимо освоение языка специальности.
С учётом сказанного выше актуальность исследования состоит в том, что потребность в разработке методических материалов по языку специальности иностранным студентам позволит эффективно обучать весь имеющийся полиэтнический контингент обучающихся профессиональным навыкам, в частности в области агроинженерии, вследствие чего будет закрыта потребность в грамотных специалистах в хозяйствах и на предприятиях агропромышленного и лесохозяйственного комплексов.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение выявленных методик и приёмов повышает эффективность овладения навыками профессионального речевого общения и усвоение материала специальных дисциплин в целом.
Объект исследования: процесс овладения навыками профессионального речевого общения иностранных студентов, обучающихся по направлению «Агроинженерия» в Красноярском государственном аграрном университете.
Предмет исследования: методика обучения языку специальности в рамках учебных занятий по специальным дисциплинам, способствующие повышению эффективности процесса обучения и улучшению коммуникативных навыков иностранных студентов.
Цель исследования - на основе анализа процесса обучения иностранных студентов по направлению «Агроинженерия» разработать методические рекомендации и упражнения, которые способствуют прогнозированию и преодолению трудностей в освоении языка специальности.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно-методической литературой по РКИ.
2. Выявить проблемные зоны в освоении русского языка среди иностранных студентов, обучающихся по направлению «Агроинженерия».
3. Составить терминологический словник на базе лекционного материала по специальности.
4. Создать методические разработки для учебного пособия по русскому языку как иностранному для студентов направления «Агроинженерия».
Теоретическая значимость:
исследование пополняет базу разработок систем упражнений для обучения профессиональному общению на русском языке, упражнения позволяют сделать процесс овладения языком специальности непосредственно на занятиях по специальным дисциплинам более эффективным.
Практическая значимость обусловлена тем, что разработанные методические рекомендации и упражнения для обучения языку специальности «Агроинженерия» могут быть использованы в практике преподавания технических дисциплин, а также на занятиях по русскому языку как иностранному в программе подготовительного факультета.
Методы исследования включают наблюдения, системный анализ, сравнение, типологизацию материала. Это изучение литературы, документации, материалов на электронных носителях и других источниках как средств, содержащих информацию по современному состоянию методик обучения иностранных студентов языку специальности.
Новизна полученных результатов обусловлена материалом для обучения профессиональному речевому общению, позволяющим организовать работу в полиэтнической аудитории с целью формирования профессионально - коммуникативной компетенции.
Предлагаемая работа построена на основе исследований, проведенных отечественными авторами, такими как Татьяна Михайловна Балыхина, Маргарита Павловна Чеснокова, Нина Леонидовна Федотова, Сергей Иванович Лебединский, Людмила Сергеевна Крючкова, Анатолий Александрович Гин, Ольга Николаевна Капустина, Анатолий Николаевич Щукин, Алексей Дмитриевич Шмелёв, Виктор Владимирович Виноградов и др.
Результаты научно-исследовательской работы автора были апробированы научно-практических конференциях:
1. Всероссийская (национальная) научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» 15 - 29 ноября 2021 г.; доклад на тему «Проблемы личностного и профессионального самоопределения иностранных студентов в аграрном вузе».
2. Международная научно-практическая конференция «Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития» 20-22 ноября 2021 г.; доклад на тему «Иностранные студенты, анализ проблем социальной адаптации».
3. Международная научно-практическая конференция «Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития», посвященная 70-летию ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, 19-21 апреля 2022 года; доклад «Проблемы преподавания технических дисциплин иностранным студентам».
4. II Международная научно-практическая конференция «Динамика педагогических процессов в сфере российского и китайского образования», 12 мая 2022 г., доклад «Иностранные студенты в Красноярском ГАУ: Проблемы обучения по инженерным направлениям».
5. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения русского языка в поликультурной среде», 10-11 апреля 2023 г.; доклад «Повышение навыков профессиональной речи у студентов направления «Агроинженерия».
6. I Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в практике обучения русскому языку как иностранному» 23-24 мая 2023 г., доклад на тему «Проблемы освоения языка специальности иностранными студентами направления «Агроинженерия».
По теме исследования подготовлены публикации в сборниках научнопрактических конференций:
1. Хорош, И.А. Проблемы преподавания технических дисциплин иностранным студентам / И.А. Хорош // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, Красноярск, 19-21 апреля 2022 года. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. - С. 289-291.
2. Хорош, И. А. Повышение навыков профессиональной речи у студентов направления «Агроинженерия» / И. А. Хорош // Актуальные проблемы изучения русского языка в поликультурной среде: Материалы международной научно-практической конференции, 10-11 апреля 2023 года. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 2023 (в печати).
3. Гришина О.А, Хорош, И.А. Проблемы освоения языка специальности иностранными студентами направления «Агроинженерия»/ О.А. Гришина, И.А. Хорош // Традиции и инновации в практике обучения русскому языку как иностранному : Материалы I Международная научно-практическая конференция, Красноярск, 23-24 мая 2023 года. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2023 (в печати)...
В диссертационной работе были рассмотрены методики обучения русскому языку как иностранному на занятиях по специальным дисциплинам аг- роинженерного направления. В соответствии с целью и гипотезой, сформулированной во введении данной работы, решены следующие задачи исследования:
1. Рассмотрена научно-методическая литература по РКИ, проанализованы педагогические методы и приёмы обучения с целью их использования в работе с иностранными студентами агроинженерного направления.
2. В результате наблюдений выявлены проблемы, возникающие у иностранных студентов на технических дисциплинах, связанные с затруденниями восприятия технической информации на русском языке.
3. Составлен перечень наиболее часто употребляемых терминов - словник - на базе лекционного материала, предоставляемого иностранным студентам.
4. Представлены методические разработки для учебного пособия по языку специальности для иностранных студентов направления «Агроинженерия».
Проведенное исследование показало, что эффективная методика обучения иностранных студентов профессиональному общению, развитие их коммуникативных навыков в профессиональной среде должна содержать комплекс упражнений, включающих:
1. Предварительную работу с лекционным материалом, представленным тезисно, в научном стиле речи.
Работа предполагает предтекстовую, притекстовую и послетекстовую части упражнения с чтением и аудированием.
2. Комплекс упражнений на развитие коммуникативных навыков, включая работу с микротекстами, тематические диалоги, публичные выступления, ролевые игры, дискуссии, самостоятельная работа со словарём специальной лексики, а также чтение и заучивание текстов по специальности в качестве эталона профессиональной речи.
3. Упражнения для развития фонетических навыков и устной речи в период подготовки к обучению по специальным дисциплинам.
Работа с иностранными студентами в нефилологическом вузе предъявляет особые требования к квалификации и опыту преподавателей специальных дисциплин. Основными задачами наставников становятся грамотная организация учебного процесса и повышенное внимание, а фактически индивидуальная работа с иностранными студентами без изменения хода всего учебного процесса. Явным преимуществом будет знание особенностей родного языка студента. Предлагаемые методики обучения будут наиболее эффективными при грамотном их использовании, для чего преподавателю-спецпредметнику требуется овладение дополнительными компетенциями, поэтому предполагается, что работа будет проводиться в тесном сотрудничестве с преподавателями РКИ.
Внедрение предлагаемых специальных упражнений в учебный процесс подтверждает гипотезу исследования. Применение разработанной нами методики действительно приводит к повышению эффективности обучения иностранных студентов языку специальности «Агроинженерия» и к лучшему усвоению учебного материала на специальных дисциплинах.
1. Агеева А.Ю., Касарова В.Г. Сборник заданий по русскому языку будущему инженеру / МАДИ. - М., 2012. - 97 с.
2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Магистерская диссертация: на пути становления профессионала в сфере образования: учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011.
• 244 с.
3. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавания русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Рус. яз. Курсы, 2004. - 256 с.
4. Алехин А.Ю. Общие методы обучения в школе. - К.: Радянська школа, 1983.
• 244с.
5. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного,
нового: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.:
Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. - 185 с.
6. Битехтина Н.Б. Русский язык как иностранный: Фонетика / Н.Б. Битехтина. В.Н. Климова. - М.: Русский язык. Курсы, 2011. - 128 с.
7. Борисова, В. Е. Овладение языком специальности как основная цель изучения иностранными студентами русского языка / В. Е. Борисова // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 10. - С. 75-77.
8. Вишнякова Г.А. Основы методики преподавания русского языка студентам - нефилологам. М.: Русский язык. - 1982. - 124 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Аркти, 2003. - 192 с.
10. Гарбовский, Н. К. Профессиональная речь (функционально- стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. М.: МГУ, 1989. - С. 139-147.
11. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Пособие для учителя / А. А. Гин. - 13-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2013. - 112 с.
12. Глухов Б.А., А.Н. Щукин. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1993. - 433 с.
13. Гришина, О.А. Проблемы изучения словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному / О. А. Гришина, О. А. Шушеначева // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории : сборник научных статей XV международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20-22 апреля 2016 года / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт- Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016. - С. 87-90.
14. Гришина, О.А. Формирование профессионально-личностных компетенций студентов в ходе педагогической практики по русскому языкукак иностранному / О.А. Гришина // Сибирский вестник специального образования. - 2015. - № 1(14). - С. 21-24.
15. Гришина, О.А. Формирование речевой культуры на занятиях по русскому языку как иностранному (на материале произведений сибирских писателей) / О.А. Гришина // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. - 2016. - № 21. - С. 93-95....64