Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННО - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЭПИТЕТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ - РЫБА»)

Работа №158467

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3-4
1. Понятие прилагательное и эпитет. Виды 5
1. Прилагательное 5
2. Понятие эпитета. Наука об эпитете 7
2.1. История изучения эпитета 15
2.2. Основные функции эпитета 17
2.3. Эпитет в фольклоре 20
II. Эпитеты, характеризующие человека и природу в сборнике произведений «Царь — рыба» В. П. Астафьева 25
1. Группа фольклорных эпитетов, характеризующих человека 25
2. Группа литературных эпитетов, характеризующих человека и
животного 33
3. Группа фольклорных эпитетов, описывающие природу 38
4. Группа литературных эпитетов, описывающие природу 40
Заключение 46
Методическое приложение 51
Список используемой литературы 57

Русский язык - один из богатейших языков мира по своему словарному запасу. Его словарь составляют сотни тысяч самых разнообразных слов. Среди огромного количества русских слов, которые употребляются повсюду, где звучит русская речь, оказывается немало таких, которые используются не повсеместно.
Для того чтобы охарактеризовать или описать человека, его внешность, состояние или же наоборот красоту природы или природных явлений и т.д. мы ежедневно используем прилагательные. Но обычных прилагательных не всегда хватает для того, чтобы передать определенную эмоциональную окраску. Именно для этого мы используем различные эпитеты.
Предмет исследования составили эпитеты, характеризующие человека (героя), пейзаж в художественных произведениях В. П. Астафьева в сборнике «Царь -рыба».
Цель работы: рассмотреть эпитеты, которые характеризуют героя и описывают пейзаж в сборнике «Царь - рыба» В. П. Астафьева.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу, посвященную исследованию терминов прилагательное и эпитет.
2. Рассмотреть эпитеты, которые характеризуют героя и описывают пейзаж в сборнике художественных произведений «Царь- рыба» В. П. Астафьева.
Методологической основой исследования послужили принципы научно-исследовательского подхода к тексту - системности, - согласно которым, эпитеты рассматриваются как источник многообразной многоуровневой информации с позиций единства содержания и формы.
В связи с этим направлением в работе использованы следующие методы:
-изучение и анализ литературы;
-описательный метод (использован при описании средств выразительности);
- лингвистический анализ художественного текста (анализ средств выразительности);
-метод классификации (распределение изобразительно-выразительных средств по группам).
Структура работы: Работа состоит из двух глав, введения, заключения, методического приложения и списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Прочитав и проанализировав научную литературу, статьи, словари и т.д. мы узнали, что эпитет это не только художественно - изобразительное средство чего-либо. Термину «эпитет» посвящена целая наука, множество научных деятелей посвятили годы для определения происхождения эпитетов в русском языке и для того, чтобы прийти к какому-нибудь общему знаменателю касательно науке об эпитете. Но, к сожалению, или, к счастью, до сих пор наука о термине «эпитет» не имеет конкретного заключения и общей точки зрения на данный термин. Трудности определения понятия «эпитет» связано, по видимому, с самим изменением словоупотребления, с эволюцией поэтического стиля.
Так же в свою очередь мы знаем, что эпитет в основном по своей природе является прилагательным. А прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая имеет множество видов, разрядов, лексических групп, исключений и многое другое.
Безусловно, рассмотреть термин «эпитет» как целую науку, а именно рассмотреть происхождение, историю, фольклор очень интересно. При изучении данного термина мы узнали, что в изобразительной функции используются эпитеты и сравнения, средства так называемой словесной образности.
Велика роль эпитетов среди других стилистических средств среди литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями нередко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнанно и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами. Высказывания об этом мы находим и у писателей, и у исследователей художественной речи.
Однако не каждое определение, естественно, можно назвать эпитетом. Относительные прилагательные, лишенные всякого качественного оттенка, указывающие лишь на чистое отношение (взаимосвязь) понятий, в противоположность эпитетом относят обычно к логическим определениям.
Так же, углубляясь в изучение истории эпитета мы узнали, что особенно интересен момент индивидуализации его архаических форм, например, сложного «гомеровского» эпитета. Индивидуализация и психологизация эпитета возрастает в русской поэзии XIX века, начиная с эпохи романтизма. Очевидно, что поэтический смысл эпитета ведет нас иногда к исходным корневым началам миропонимания поэта, а в этом случае и целого направления философской мысли.
Самым важным в изучении теории эпитета было понять в чем же заключается главная функция эпитетов? Основными функциями эпитетов являются изобразительная и оценочная. Известны так называемые тавтологические или плеонастические эпитеты, суть которых «состоит в амплификации значения определяемого имени посредством повторения в определяющем основного признака определяемого». Поскольку эпитеты этого функционального класса служат усилению определённого признака, их логичнее назвать эмфатическими.
Для фольклора характерно тяготение к постоянным эпитетам, например: добрый молодец, красна девица. Профессиональные литераторы стремятся к созданию уникальных, индивидуализированных эпитетов. Например: громокипящий кубок (Ф.И. Тютчев), вороные голуби (М. Цветаева), кровокипящий конь (М. Цветаева). Приметами и фольклорного, и народно­поэтического эпитета являются употребление в краткой форме не только в функции сказуемого, но и в функции согласованного определения (красна девка), сдвиг ударения (сердце ретив3е, чара зелен° вина), особое (отличное от общеязыкового) значение и, соответственно, лексическая сочетаемость.
Предметом исследования послужили эпитеты, характеризующие человека и описывающие природу в сборнике произведений «Царь - рыба» В. П. Астафьева. Проанализировав данный сборник, мы пришли к выводу, что Астафьев использует больше фольклорные и авторские эпитеты. Делает он это для того, чтобы во всей красе показать деревенский народ, их быт, говор северных народов и , конечно, же показать всю красоту сибирской природы. Изобразительно-выразительные средства носят авторский характер и определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля.
Писатель В. П. Астафьев очень широко использует эпитеты в своих новеллах. Часто при описании природы:
«Наверное, потому, что была осень, была луна над рекой, сталистая от росы трава и крапива по берегам, вовсе не похожая на дурман, а скорее на какие-то расчудесные растения; и ещё, наверное, потому, что во мне звучала Васина музыка о неистребимой любви к родине»
«Лица моего коснулись цепкие, всегда студёные листья хмеля, и над головой сухо зашелестели шишки, пахнущие ключевой водою и сладкой березовицей» .
Эти эпитеты позволяют нам увидеть блестящую от росы траву, ощутить прикосновение холодных листьев, почувствовать особый запах березовых листьев.
Нередко Астафьев употребляет эпитеты при описании внешности и внутренних качеств людей:
«Такому таинственному человеку вроде и полагалось жить в избушке на курьих ножках, рядом с лесом, под увалом, и чтобы огонёк в ней едва теплился, и чтобы над трубой по ночам по - пьяному хохотал филин, и чтобы за избушкой дымился ключ, и чтобы никто-никто не знал, что делается в избушке и о чём думает её хозяин» ;
«Хмель запеленал её так, что напоминала она одноглазую косматую голову» ;
«И сейчас нет-нет да и выхватило ещё отблесками пожаров из темноты печальные лики с повреждёнными головами, с кирпичными выбоинами на длинных шеях»
Эпитеты здесь характеризуют более ярко свойства и качества предметов, людей. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им предмета, явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. Например, называя тётку Васеню «чумовой», «заполошной», писатель подчёркивает её неуёмный суетливый характер. Уже этими эпитетами нарисован зримый образ героини.
Глубоко национальное и народное творчество Виктора Астафьева характеризуется удивительно органичным сочетанием оригинальных, присущей только астафьевской манере слов и выражений с меткими, остроумными, бьющими «не в бровь, а в глаз» устойчивыми словесными сочетаниями, такими, как пословицы, поговорки, присловья, фразеологизмы. Часто эти обороты не избитые, затёртые, а почти неизвестные.
Астафьев дал в своей книге образцы мастерского использования этих единиц. Русские пословицы, поговорки, и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность, стилистическая окрашенность, образность. Устойчивые обороты придают авторской речи живость, меткость, свойственную народной речи, а в речи персонажей выступают как яркое средство языковой и стилистической характеристики.
Включенные в авторское повествование, они являются свидетельством глубокой мудрости народа.
Писателя называют художником слова, потому что он рисует картины жизни, образы, явления природы словами. И под его пером слова приобретают выразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразие впечатлений. Совокупность художественных средств выразительности не только делает литературное произведение более ярким и насыщенным, но и помогает автору раскрыть свой творческий замысел в полном объёме.....


1. Астафьев В. П. Собр. Соч. В 15 т. Красноярск, 1997 - 1008, т. 6;
2. Антонова Е. С. Русский язык и культура речи: учебник/ Е. С. Антонова. - М.: Академия. 2007;
3. Блок А. А. Собрание сочинений: В 8 т./Под общ. Ред. В. Н. Орлова, А. А. Суркова, К. И. Чуковского. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. Т.5;
4. Бабайцева В. В., Николина Н. А., Печникова В. С. Часть 2. Морфология и синтаксис в 2х частях/ под ред. Е. И. Дибровой. М.: Академия, 2014;
5. Веселовский А. Н. Из истории эпитета. - В кн: Веселовский А. Н. История эпитета. М., 1989;
6. Вольф Е. М. Грамматика и семантика прилагательных. М.: Наука, 1978;
7. Вольф Е. М. прилагательное в тексте. - В кн.: Лингвистика и поэтика. М., 1989;
8. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка. - СПб.: «Норинт», 2002;
9. Горбачевич У. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка, М.: 1979;
10. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997;
11. Грехнев В. А. Словарный образ и литературное произведение: Книга для учителя. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997;
12. Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского эпоса XVII - XIX вв. (постоянный эпитет). - Труды Отдела древнерусской литетуры, т. VI. М. - Л., 11948;
13. Жирмунский В. М. К вопросу об эпитете// Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Семантика. Л., 1977;
14. Квятковский А. П. Поэтический словарь. Советская энциклопедия, 1996;
15. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М.: Дрофа, 2000;...28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ