Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценности сферы «Образование» в языковом сознании студентов КГПУ им. В.П. Астафьева

Работа №158465

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Языковое сознание и принципы его исследования
1. 1. Понятие языкового сознания 6
1.2. Языковая ментальность 10
Глава II. Психолингвистический эксперимент субъективного шкалирования и анализ результатов анкетирования
2. 1. Метод субъективного шкалирования 14
2.2. Анализ результатов анкетирования студентов филологического и исторического факультетов КГПУ им. В.П. Астафьева четвертого и пятого курсов
2. 2. 1. Человек 18
2. 2. 2. Место жительства 22
2. 2. 3. Социальный (приобретенный) статус 23
2. 2. 4. Средства обучения 24
2. 2. 5. Условия обучения 27
2. 2. 6. Результат обучения 30
2. 2. 7. Педагогическая терминология 32
2.2. 8. Социальные качества человека 35
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 42

В настоящее время достаточно широкое распространение получил термин "языковое сознание", который применяется психологами, лингвистами, этнографами, культурологами и др.
В этой связи, для нынешней психолингвистики, а также когнитивной и коммуникативной лингвистики является актуальным исследование и вычленение языкового сознания.
Данным вопросом также занимаются в разных аспектах психолингвистика, нейролингвистика, онтолингвистика, возрастная лингвистика.
Термин «языковое сознание» акцентирует важнейшую сторону психологического функционирования человека, подчеркивая значение внутренних психологических состояний, сознания субъекта, при использовании языка, речи. Данное понятие подчеркивает объединение, слитность главных составляющих речевой деятельности: психологического и лингвистического элементов [Ушакова, 2000, с. 13].
Сознание — это давний и в каком-то смысле центральный объект психологического изучения. Уже в XIX веке были предложены крупные идеи в данной области — такие, как теория апперцепции В.Вундта, интенционального акта Ф. Брентано, потока сознания У. Джемса, рефлексии
Э. Титченера. Сознание трактуется этими авторами, прежде всего, как представленность, явленность субъекту тех или иных содержаний. В отечественной психологии значительные разработки темы сознания содержатся в работах С.Л. Рубинштейна (1998) и А.Н. Леонтьева (1975). Согласно С.Л. Рубинштейну, сознание — это психическая деятельность, состоящая в рефлексии мира и самого себя. “Единицей” сознательного действия является целостный акт отражения объекта субъектом, включающий единство двух противоположных компонентов: знания и отношения. По А.Н.Леонтьеву, “сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния”. Функция сознания состоит в том, чтобы субъект мог действовать на основе возникающего субъективного образа [Леонтьев, 1975, 280 с.].
Новизна нашей работы заключается в том, что мы изучаем языковое сознание студентов педагогического вуза, а именно четвертого и пятого курсов КГПУ им. В.П. Астафьева.
В качестве предмета исследования рассматривается языковое сознание студентов филологического и исторического факультетов КГПУ им. В.П. Астафьева, четвертого и пятого курсов.
Объектом исследования является ценностный аспект сферы «Образование».
Цель работы - выявить основные положительные моменты и точки напряженности сферы «Образование» в языковом сознании студентов филологического и исторического факультетов КГПУ им. В.П. Астафьева.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• изучение научной литературы по теме исследования;
• проведение психолингвистического эксперимента субъективного шкалирования;
• изучить компоненты языкового сознания на основе данных субъективного шкалирования;
• обработка анкет;
• анализ результатов анкетирования.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
Теоретическая база ВКР:
Рассматривая языковое сознание как совокупность психологического и лингвистического элементов, мы опирались на труды Ушаковой Т.Н., Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Тарасова Е.Ф., Залевской А.А., Уфимцевой Н.В.
Для выполнения поставленных задач потребовалось применение метода субъективного шкалирования (семантического дифференциала), а также методов статистического анализа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!



Проанализировав все группы слов, подведем общий итог. При работе с таблицей были выявлены слова (понятия), которым было отдано предпочтение при оценивании. Оценили «Очень хорошо» понятие «Личность» порядка 67,6 % опрошенных, «Мотивация» - 61,6 %,
«Самообразование» - 60 %, «Профессионал» - 60 %. Оценили «Хорошо» понятие «Город» - 60 %, «Учитель» - 51.6 %, «Ученик» - 51,6 %. В группе негативных оценок на первом месте стоит стимул «ЕГЭ» - 42%, «ФГОС» - 28,6 %, «Аккредитация» - 26, 4 %.
Всего 10 % всех ответов пришлось на группу негативных оценок, 30 % нейтральные оценки и 60 % положительных ответов и их полное
преобладание.
Сравнивая результаты, полученные при анкетировании респондентов филологического и исторического факультетов, можно сказать, что отрицательные ответы преобладают у респондентов филологического факультета - 12,5 %, нейтральная оценка также преобладает - 35,5 %, а вот положительных ответов больше дали студенты-историки - 67, 4 %.
В группе «Человек» все стимулы были оценены в большей степени как положительно. Эта группа не имеет резко негативных оценок. Группа «Место жительства» стала спором тех, кто родился и живет в городе и тех, кто родился и жил в селе. В группе «Профессия» стимул «Учитель» оценивается в положительную сторону с большим перевесом, не смотря на то, что в настоящее время профессия не популярна, в силу скромных зарплат и немалых затрат психологического и физического здоровья. В группе «Средства обучения» также не наблюдалось резко негативных оценок, преимущественно был дан ответ «Хорошо». Группа «Условия обучения» содержит в себе исключительно положительные оценки, кроме стимула «Требование», к нему отнеслись не так приветливо. В группе «Результат обучения» положительные оценки составили 76,6 % от всех ответов. И, наконец, группа «Социальные качества человека» имеет аналогичный процент положительных реакций на стимулы. А вот в группе «Педагогическая терминология» были стимулы, которые вызвали резонанс. Большая доля негативных оценок пришлась на стимулы «ЕГЭ», «ФГОС» и «Аккредитация».
Термин «языковое сознание» объединяет слитность главных составляющих речевой деятельности: психологического и лингвистического элементов, подчеркивает значение сознания субъекта через слово. Несмотря на неупорядоченность в терминах и понятиях национального сознания, национального характера, менталитета, ментальности, на данном этапе развития науки, как справедливо утверждает А.В. Петровский [1990, с. 77], целесообразнее сосредоточить внимание на изучении соотношения и способов взаимодействия ментальностей отдельных социальных (и других) групп в пределах социума (этноса).
Как показал данный метод, языковое сознание опрошенных респондентов обусловлено общностью эмоциональной оценки и чужих субъективных мнений.


1. Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы // Социологические исследования. 2000. №7. С. 37-41.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. - М.; СПб., 2004. - С. 291.
3. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. Изд. 3-е, испр., перераб. - М.: Мартин, 2011. - 704 с.
4. Бутакова Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: экспериментальное исследование речи школьников одного региона / Монография / Л.О. Бутакова. - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 150 с.
5. Бутакова Л. О. Языковое сознание как описательная модель языка жителей города // Горизонты психолингвистики : матер. Междунар. на-уч.- практ. конф., посвященной 80-летию проф. А. А. Залевской (Тверь, 23-24 октября 2009 г.) / отв. ред. Е. М. Масленникова. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2009.
C. 54-60.
6. Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. - В кн.: Россия: трансформирующееся общество. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1996. - 303 с.
8. Залевская А. А. Понимание и интерпретация: вопросы теории // Теоретические проблемы языкового сознания. М., 2003. С. 63-68.
9. Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996, с. 67-97.
10. Колесов В. В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. Л., 1991. С. 106-124.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 488 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
13. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. — соч. в 7-ми т., т.5, M., 1958
14. Новый словарь иностранных слов / под ред. Адамчика В.В. - Минск: Современный литератор, 2008. - 1088 с.
15. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. - М., 1988. - С. 52....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ