Введение 3
1 глава. Японо-американские отношения в гуманитарной сфере после
Второй мировой войны 13
1.1 Американское влияние на культурную сферу в первый период
оккупации 15
1.2 Американское влияние на японскую культуру во второй период
оккупации 22
1.3 Трансформация японского кинематографа и влияние оккупационной
политики 30
2 глава. Оценка потенциала использования кинолент на уроках истории.. .37
2.1 Дидактическое обоснование наглядности на уроках истории 37
2.2 Использование видео-ресурсов в процессе обучения истории 41
3 глава. Разработка методических рекомендаций и использования материала
во внеурочной деятельности 45
3.1 Внеурочная деятельность, ее виды и направления 45
3.2 Методические рекомендации по работе с применением «рабочих листов»
на внеурочном занятии 50
3.3 Методические рекомендации по работе с применением «интерактивных
упражнений» на внеурочном занятии 53
3.4 Апробация методических рекомендаций и анализ результатов 57
Заключение 61
Список источников и литературы 63
Приложение 69
Отсчет японо-американских отношений можно начать еще с середины 19 в.,
а если точнее с 1854 г., когда был подписан первый договор Японии с
Соединенными Штатами, который разрушил стену изоляции Японии от внешнего мира. История развития отношений Японии и США хронологически в основном укладывается в историю развития международных отношений большинства стран и является только особенной частью становления и развития международных отношений.
Актуальность представленной темы обусловлена не только тем, что современные американо-японские отношения довольно противоречивы и неоднозначны. Это отношения крупнейших стран мира и состояние этих отношений, их конфликтность или, наоборот, взаимное притяжение, оказывает огромное влияние на всю систему международных отношений и особенно Азиатско-тихоокеанского региона. Отношения Японии и США всегда были противоречивыми. От военного конфликта в годы второй мировой войны до сотрудничества в корейской и вьетнамской войнах. Их противоречивость есть результат, прежде всего, экономических противоречий, поскольку всегда, в конечном счете, речь идет, об экономической выгоде их национальных экономик.
Качественное изменение отношений Японии и США произошло сразу после окончания второй мировой войны. Победа США и СССР над Японией, совпала с резким ускорением развития глобализации, как в политическом так, и в экономическом направлениях. Однако, обращая внимание на экономическую и политическую составляющую, многие исследователь забывают о культурном аспекте, который является важной составляющей двусторонних отношений и является ключевым в представленном исследовании.
Также актуальность нашей работы обусловлена тем, что в современной школе весьма стремительно развиваются различные методы и способы учебной деятельности, уже давно в школьную среду внедрились современные технологии, которые помогают преподавателям успешно, доходчиво и интересно доносить до учащихся материал. В свою очередь современные дети с развитием технологий 3
стали визуалами и информацию лучшего всего воспринимают глазами. Поэтому использование видеоматериалов на уроке актуальны как никогда, а наша тема исследования направлена на использование видео-ресурсов, то есть использование японских кинолент оккупационного времени во внеурочной деятельности, для изучения международных отношений, в частности японоамериканских, истории Японии, ознакомления процессами модернизации, традиционной культурой и её трансформацией.
Степень изученности темы
Капитуляция Японии в 1945 г. и её оккупация де-юре союзническими, а де- факто американскими войсками, ознаменовало начало новых отношений между Соединенными Штатами и Японией. Тематика японо-американских отношений получила широкое распространение в среде западной японистики. На сегодняшний день существует множество работ, затрагивающих как отдельные, так и общие положения развития отношений двух государств.
Отношения Японии и США были предметом научных исследований в СССР. Подъем исследовательского интереса к проблемам международных отношений, и в частности по данной тематике, пришелся на 1970-е годы. В это время был издан сборник статей «Япония: Экономика, политика, история я1 2 (Отв. ред. Я.А. Певзнер, Д.В. Петров), где рассматривались проблемы японоамериканского союза и его противоречия, военное сотрудничество с США как стержневой вопрос внутриполитической борьбы. Также хотелось бы отметить работы Динкевича А.И., которые были посвящены экономике Японии, к примеру, посвящена одной из важнейших проблем экономики Японии в период подготовки и ведения Второй мировой войны 2. А также Динкевич рассматривает закономерности и особенности развития финансов, кредита и денежного обращения в Японии в период, охватывающий более двух десятилетий после Второй мировой войны3. Следовательно, востоковед в своих работах4 5 показывает как назревает дисбаланс в торговых отношениях Японии США в пользу Японии 5, превращение Японии из страны преимущественно импортера в экспортера в США и кредитора. В работах6 Власова В.А.7, крупнейшего японоведа в СССР, показывается, как на протяжении 70-х годов Япония из торгового партнёра превращается в активного инвестора экономики США. Это бурое развитие способствовало нарастанию противоречий между Японией и США. В целом за 1970-е годы было опубликовано не менее 28 научных монографий и сборников по Японии, где в большей или меньшей степен исследовались проблемы взаимоотношений Японии США.
Отдельно хотелось бы выделить монографию Носова М. Г. «Отношения между США и Японией: История взлетов и падений (1791—2020)», в которой автор освещает историю отношений между странами, от их первого знакомства до сегодняшнего дня. Рассказывает о становлении Японии на демократический путь, благодаря Америке, при этом автор обращает внимание на отличительные черты Японии, то есть японская демократия — не копия американской, а система, учитывающая историю страны и национальные традиции.
В XXI веке место Японии в мировой политике и экономике изучалось в исследованиях наших современников, таких как Ковригин Е.Б.8, Молодяков В.Э.9,
ТС'Лллттятгк'л N/Г И 10 Нлспк 1/Т Г 11 ТТятткттттрм R Е 12 Стпрпкипк ТТ R 13 Rori^ t/t R 14 и
гхрупянко ivi.ri. ,писив ivi. i . , Дацышсп jj.i . , стрельцов д.о. , dubk ±i.ij. и др.
Тематика японо-американских отношений получила самое широкое распространение в среде западной японистики. На сегодняшний день существует множество работ, затрагивающих как отдельные, так и общие положения развития отношений двух государств.
В американской историографии первой, научной монографией, где ментальность и культура Японии были предметом тщательного исследования, стала монография, признанная классикой американской японистики, - «Хризантема и меч» американского антрополога Рут Бенедикт. Данная монография была издана в 1946 году, хотя исследование было начато в 1944 году, так как американцам было необходимо тщательно изучить своего врага. Рут Бенедикт проанализировала системообразующие для японского общества понятия такие как «долг», «стыд», «иерархия». Важной особенностью данной работы является то, что исследования проходили во время войны двух держав, и автор проводила исследования, прибегая к интервьюированию американцев японского происхождения, к изучению литературы и кинофильмов.
В отдельную группу можно выделить исследования, проведенные «на стыке» истории и культурологии. Здесь необходимо выделить работу Тейлора Аткинса, доктора философии и истории - «История популярной культуры в Японии: с семнадцатого века по настоящее время»15, где показывает, как Япония является одним из первых мест для разработки массовых, ориентированных на рынок культурных продуктов, и как японцы заложили основу для сегодняшнего «валового национального продукта». И как популярная культура сыграла ключевую роль в подъем японского национализма, империализма, милитаризма, послевоенной демократии и экономического развития. Также одним из известных авторов работ по культуре Японии является Дэвис Роджер Дж. Совместно с Икэно Осаму в «Японский разум: понимание современной японской культуры»16 по мнению японцев, Роджер Дэвис предлагает западным людям бесценный ключ к уникальным аспектам японской культуры. Также инновационное, научное и оригинальное исследование взаимосвязи современной этики с японской эстетикой с 1930-х годов, через Вторую мировую войну и в послевоенный период. Нина Корнитц приступает к новому и беспрецедентному прочтению некоторых из самых значительных литературных и кинотекстов японского канона в своей работе «Взаимосвязь эстетического наполнения и этической основы в японском кино и литературе»17.
Отдельную группу зарубежных исследований составляют работы по истории и культуре Японии, а также отношениям США и Японии в американской историографии. Так, к примеру, в работе доктора исторических наук университета штата Иллинойс Луи Г. Перес в своей работе «История Японии»18, которая является история, основанная на самых последних научных исследованиях, представляет собой хронологическое повествование, исследующее политическую, культурную, философскую и религиозную преемственность в долгой и богатой истории Японии, исследуя, почему японцы такие, какие они есть сегодня. Также работа Симса Ричарда «Политическая история Японии со времен реставрации Мэйдзи 1868-2000»19 детально изложена политическая история Японии от «Обновления Мэйдзи» до рубежа XX-XXI веков. Подробно рассказывается о реформах периода Мэйдзи, «демократии Тайсё», изменении политической системы в 1930-х годах, а также о периоде господства либерал-демократов в японской политике во второй половине XX века. Одной из самых важных работ по пониманию взаимоотношений Японии и США является работа Уильямса Дэвида «Философия японского сопротивления военного времени: Чтение с комментариями Полных текстов Дискуссий Киотской школы о точке зрения мировой истории и Японии»20. В данной работе огромное количество переведённых и интерпретированных текстов из журналов и газет Японии периода Второй Мировой войны, чего стоят опубликованные на страницах "Тюо Корон", влиятельного журнала просвещенной элиты Японии, в течение двенадцати месяцев после Перл-Харбора. Результатом является шедевр интерпретации и межкультурного взаимопонимания между конфуцианским Востоком и либеральным Западом....
Целью нашего исследования было выявление механизмов влияния США на развитие японского кинематографа и определение значения трансформаций в оккупационный период, в контексте использования потенциала темы для углубления знаний по истории в школе. В ходе нашего исследования мы смогли достигнуть всех поставленных нами задач:
1. Мы определили основные средства и способы влияния политики США на Японию, выявили характерные тенденции оккупационной политики, уделив повышенное внимание особенностям её влияния на культуру Японии. В основном политика носила реформаторский характер, нежели военный или силовой. Основным направлением трансформации культуры была её либерализация, демократизация, отстранение от милитаристского и националистического характера, искоренение фашистских взглядов и недопущение распространения коммунистических настроений.
2. Мы проанализировали трансформацию кинематографа от
пропагандистских милитаристских фильмов до антивоенных, раскрепощённых фильмов с ноткой вестернизации. Однако необходимо отметить в период
«обратного курса», возвращение к старым японским традициям, появление
фильмов с атмосферой классической японской натуры. Понемногу начинается возрождение «японского духа» и это начинает отражаться в фильмах.
3. Определили основные направления трансформации японского кино под влиянием США. За счёт большого наплыва голливудских фильмов в Японии начала сформировываться новый жанр в кино с поцелуями и объятиями. Также появляется большой пласт фильмов, у которых на передний план выходит любовная линия и бытовые истории. Формируются киноленты с критикой безуспешной военной и довоенной политики, и в принципе с острой критикой военных действий.
4. Также мы обосновали возможность использования источников данной темы, то есть фильмов, в деятельности учителя, разработку банков заданий и в
письменном виде, и в электронном. Разработаны для проведения серии внеурочных занятий в форме киновечеров, либо внеурочных занятий в школах.
5. Разработали банк заданий на базе источников данной темы для внеурочной деятельности учащихся. Сформировали методические рекомендации с применением «рабочих листов». А также выработали методические наработки по работе с применением «интерактивных упражнений» на внеурочном занятии.
А также осуществили наши методические наработки на практике, тем самым выявив его достоинства и недостатки. Описанные нами приемы метода визуализации известны современным учителям, но не используются ими на уроках достаточно, чтобы раскрыть все заключенные в них возможности. Большинство учителей все еще находятся в поиске того самого приема, который позволил бы оптимизировать урок, чтобы тот стал максимально продуктивным для каждого учащегося.
1. Atkins E. Taylor. A History of Popular Culture in Japan: From the Seventeenth Century to the Present. London; New York: Bloomsbury Academic, an imprint of Bloomsbury Publishing Plc, 2017. - 288 с.
2. Cornyetz N. The Ethics of Aesthetics in Japanese Cinema and Literature. Polygraphic desire. London, New York: Routledge, 2007. - 236 с.
3. Davies Roger J., Ikeno O. The Japanese mind: understanding contemporary Japanese culture. Boston: Tuttle Pub, 2002. - 280 с.
4. Encyclopedia of contemporary Japanese culture (edited by Sandra Buckley), New York : Routledge, 2001. - 672 с.
5. Gullen L.M. A History of Japan, 1582-1941. Internal and External Worlds. Cambridge University Press, 2003. - 376 с.
6. Heapy, Teresa. Japanese culture. Chicago: Heinemann Library, 2013. - 51 с.
7. Hein Laura E. Post-Fascist Japan: Political Culture in Kamakura after the Second World War. Bloomsbury Academic, 2018. - 272 с.
8. Henshall K.G. A History of Japan. From Stone Age to Superpower. New York: St. Martin’s Press, 2001. - 279 с.
9. Hori Hikari. Promiscuous Media: Film and Visual Culture in Imperial Japan, 1926-1945. Cornell University Press, 2018. - 281 с.
10. Irokawa Daikichi. The Culture of the Meiji Period. Princeton University Press, 1985. - 338 с.
11. Jacob Frank, Surace Bruno (eds.) Western Japaneseness. Intercultural Translations of Japan in Western Media. Vernon Press, 2021. - 174 с.
12. Jansen, Marius B. The making of modern Japan. Belknap Press of Harvard University Press, 2000. - 943 с.
13. Joya Mock. Japan And Things Japanese. Kegan Paul Limited, 2006. - 733 с.
14. Kajiyama S. Cool Japan: a guide to Tokyo, Kyoto, Tohoku and Japanese culture past and present. Museyon, 2018. - 288 с.
15. Keaveney Christopher T. The Cultural Evolution of Postwar Japan. The Intellectual Contributions of KaizoU’ s Yamamoto Sanehiko. Palgrave MacMillan, 2013. - 246 с....56