Введение 3
Глава 1. Языковое сознание и методы его изучения
1. 1. Понятие языкового сознания 7
1. 2. Методы изучения языкового сознания. Метод субъективного
шкалирования 14
Глава 2. Анализ экспериментальных данных и этнокультурные ценности в языковом сознании русских Приенисейской Сибири
2. 1. Анализ результатов анкетирования жителей юношеского возраста 22
2. 1. 1. Топонимы 23
2. 1. 2. Место жительства 24
2. 1. 3. Отношение к семье и её членам 25
2. 1. 4. Социальный (приобретенный) статус. Профессия 25
2. 1. 5. Оценка человека по месту жительства 26
2. 1. 6. Национальность 28
2. 1. 7. Оценка человека по социальным и умственным качествам 29
2. 2. Результаты анкетирования жителей в возрасте 30-40 лет 32
2. 2. 1. Сопоставление результатов анкетирования жителей п. Емельяново разных возрастов 33
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 43
В настоящее время внимание лингвистов обращено к новым предметам исследования, которые выходят за пределы классической лингвистики и находятся на стыке с другими науками. Одной такой наукой на стыке лингвистики и психологии является сравнительно молодая психолингвистика, которая дает новые темы для исследований. Так, широкое распространение получил такой термин, как языковое сознание, под которым понимается продукт рефлективной психологической деятельности в процессе взаимодействия человека с предметной и социальной средой, в процессе трудовой и речевой деятельности. Является дубликатом объективного мира - идеальный мир, сформировавшийся в голове человека.
Термин «языковое сознание» акцентирует важнейшую сторону психологического функционирования человека, подчеркивая значение внутренних психологических состояний, сознания субъекта, при использовании языка, речи. Данное понятие подчеркивает объединение, слитность главных составляющих речевой деятельности: психологического и лингвистического элементов [Ушакова, 2000, с. 13].
Сознание — это давний и в каком-то смысле центральный объект психологического изучения. Уже в XIX веке были предложены крупные идеи в данной области — такие, как теория апперцепции В.Вундта, интенционального акта Ф. Брентано, потока сознания У. Джемса, рефлексии
Э. Титченера. Сознание трактуется этими авторами, прежде всего, как представленность, явленность субъекту тех или иных содержаний. В отечественной психологии значительные разработки темы сознания содержатся в работах С.Л. Рубинштейна (1998) и А.Н. Леонтьева (1975). Согласно С.Л. Рубинштейну, сознание — это психическая деятельность, состоящая в рефлексии мира и самого себя. “Единицей” сознательного действия является целостный акт отражения объекта субъектом, включающий единство двух противоположных компонентов: знания и отношения. По А.Н.Леонтьеву, “сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния”. Функция сознания состоит в том, чтобы субъект мог действовать на основе возникающего субъективного образа [Леонтьев, 1975, 280 с.].
Большую роль в формировании языкового сознания играют ценностные и ментальные особенности жителей, объединенных определенной территорией, культурой, моделью поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями, складом ума, мировосприятием.
А. Берк представляет ментальность не как единую систему, а как сумму или пересечение разных «сеток» (микропарадигм, стереотипов), которые взаимно увязаны и могут вступать в противоречия. Понятие mentalite утвердилось в ХХ в. Mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный источник мышления, идеологии, веры, чувств, эмоций [2007, с. 47].
Таким образом, языковая ментальность является важнейшим аспектом изучения ментальности, что в свою очередь, важно для изучения языкового сознания.
Новизна нашей работы заключается в том, что мы изучаем территориальное сознание возрастной группы, которое до сих пор не подвергалось изучению.
В качестве предмета исследования рассматривается языковое сознание в целом, его специфика и особенности изучения.
Объектом исследования является языковое сознание группы населения поселка Емельяново юношеского возраста.
Цель работы - изучить компоненты языкового сознания на основе данных субъективного шкалирования.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• изучение научной литературы по теме исследования;
• проведение психолингвистического эксперимента субъективного шкалирования;
• обработка анкет;
• анализ результатов анкетирования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав: 1. Языковое сознание и методы его изучения, 2. Анализ экспериментальных данных и этнокультурные ценности в языковом сознании русских Приенисейской Сибири. 3. Заключение. 4. Список использованной литературы. 5. Приложение.
Теоретическая база дипломной работы:
Рассматривая языковое сознание как совокупность психологического и лингвистического элементов, мы опирались на труды Ушаковой Т.Н., Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Тарасова Е.Ф., Залевской А.А., Уфимцевой Н.В.
Для выполнения поставленных задач потребовалось применение метода субъективного шкалирования (семантического дифференциала), а также методов статистического анализа.
Метод субъективного шкалирования заимствован из классической психофизики. В настоящее время этот математический метод успешно применяется в психологии и психолингвистике. Он представляет собой широкий класс исследовательских и психодиагностических методик, предполагающий сбор определенных субъективных оценок. В Большом психологическом словаре отмечается, что «...основной целью этого метода является применение количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методик, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов» [Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко, 2004, с. 291.].
В представленной работе были рассмотрены очень важные и актуальные для лингвистики, психологии и других наук понятия. А именно: языковое и этническое сознание, менталитет. Языковое сознание понимается как совокупность структур сознания, в формировании которых были использованы социальные знания, связанные с языковыми знаками или как образы сознания, овнешняемые языковыми средствами: отдельными лексемами, словосочетаниями, фразеологизмами, текстами, ассоциативными полями и ассоциативными тезаурусами как совокупностью этих полей.
Проанализировав все группы слов информантов юношеского возраста, подведем общий итог. При работе с таблицей были выявлены слова (понятия), которым было отдано предпочтение при оценивании. Оценили «очень хорошо» понятие «Дом» порядка 87,8 % опрошенных, «Семья» - 75,6 %, «Дети» - 65,8 %, «Умный» - 65,8 %.
Сравнивая со статистикой Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири [http://85.17.194.59/statistic] на примере слова «Дом», мы увидели сходство оценок. Реакций на стимул «Дом»: 64, из них по частоте (6) на первом месте «родной», далее «крепость» (4), «семья» (3), «очаг» (3). ЭАС, как показало проведенное исследование, имеет хороший количественный показатель положительных реакций, как и при МСШ (методе субъективного шкалирования).
В нашей работе кроме эксперимента, был проведен также сопоставительный анализ исследования жителей п. Емельяново юношеского возраста и представителей зрелого возраста. Материалы эксперимента были взяты из работы Плотниковой Анны «Изучение языкового сознания методом субъективного шкалирования жителей п. Емельяново в возрасте 30-40 лет». Здесь были найдены некоторые отличия в оценках к одним и тем же явлениям представителей разного поколения, которые описаны выше в нашей работе.
Итак, в ходе психолингвистического эксперимента мы выяснили, что на формирование языкового сознания людей влияют ценностные и ментальные особенности жителей, объединенных определенной территорией, культурой, моделью поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями, складом ума, мировосприятием.
Таким образом, языковое сознание представляет собой такой аспект изучения языкового материала, при котором язык и речевую деятельность рассматривают в качестве отражения ментальных представлений языкового коллектива, как правило, неосознаваемых носителями языка.
1. Ушакова Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 13-19.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 488 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
5. Ушакова Т.Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле- языковой системы // Теоретические проблемы языкового сознания. М., 2003. С. 7-17.
6. Залевская А. А. Понимание и интерпретация: вопросы теории // Теоретические проблемы языкового сознания. М., 2003. С. 63-68.
7. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психол. журн. Т. 12. №6. 1991. С. 12-25.
8. Уфимцева, Н.В. Проблемы изучения языкового сознания / Н.В. Уфимцева, Е.Ф. Тарасов. - М., 2009.
9. Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996, с. 67-97.
10. Современная психология. Справочное руководство под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.
11. Васильева С.П., Виговская К.А., Плотникова А.Ю. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке // Национальный язык и культура этноса: материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 18 ноября 2014 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 228 с.
12. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1955.
14. Новый словарь иностранных слов / под ред. Адамчика В.В. - Минск: Современный литератор, 2008. - 1088 с.
15. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. Изд. 3-е, испр., перераб. - М.: Мартин, 2011. - 704 с....34