Реферат 2
Abstract 5
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы реализации смешанного обучения географии в старшей школе 13
1.1. Основные способы реализации смешанного обучения в старшей школе 13
1.2. Особенности педагогической деятельности в условиях смешанного
обучения 33
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Демонстрационный комплекс средств обучения географии в старших классах 44
2.1. Средства реализации смешанного обучения 44
2.2. Рекомендации по реализации смешанного обучения курсу «Социально -
экономическая география мира» 65
2.3. Результаты оценки разработанных средств 80
Выводы по второй главе 90
Заключение 91
Список использованных источников 92
Во всех областях деятельности человека происходит усовершенствование производства и навыков работников с применением средств ИКТ. Это обусловлено процессами цифровизация общества и становлением экономики знаний.
Сфера образования должна первой совершенствоваться для движения общества в сторону прогресса. Именно в высших учебных заведениях выпускники школ попадают в насыщенную цифровыми технологиями среду, где они должны не только обладать навыком получения и обработки различных видов информации, но и уметь целесообразно использовать информационное пространство для благополучного развития своего интеллектуального потенциала и, в дальнейшем, успешного овладения новой профессией и возможностью совершенствования своих навыков.
В качестве одного из механизмов перехода от традиционной модели организации обучения к новой модели, когда меняются позиции преподавателя и ученика, становится смешанное обучение.Данная модель в образовательном учреждении обеспечивает необходимые условия для личностного развития школьника как субъекта самообразовательной деятельности и подготовки его к дальнейшему обучению по данной системе в высших учебных заведениях и повседневной жизни.
Смешанное обучение предлагается в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (одарённые дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования; обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и обучающиеся, проживающие за пределами Российской Федерации, в том числе соотечественники за рубежом).
Современные образовательные организации уже оснащены новейшими информационными технологиями, которые способствуют успешному обучению. Поэтому, исходя из доступности информационных технологий, многие исследователи (М.П. Лапчик, С.А. Бешенков, В.П. Демкин, А.А. Кузнецов, K. Evelin, B. Oliver, S. Papert и др.) видят оптимизацию образовательного процесса в сочетании традиционных методов обучения (Brick and Mortar Education) с информационными и коммуникативными технологиями, то есть в применении смешанной формы обучения (Blended Learning).
Методологической основой для исследования послужил ряд исходных теоретических обоснований: компетентностный подход (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), системно- и личностно деятельностный подходы (труды Л.С. Выготского, В.В. Серикова и др.), положения личностно ориентированного образования (А.Г. Асмолов, Е.Ф. Зеер и др.), идеи технологизации образовательного процесса (Г.К. Селевко), принципы контектстного обучения (А.А. Вербицкийи его ученики), теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, Ц.Я. Лернер, А.М. Матюшкин), теория поэтапного формирования новых знаний и действий (П.Я. Гальперин), деятельностные модели обучения (Б.Ц. Бадмаев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, Г.А. Атанов)
Проблема исследования заключается в поиске обоснованного ответа о том, каким образом следует осуществлять реализацию смешанного обучения в старших классах средней школы естественно - научным дисциплинам в соответствии с современными условиями цифровизации образования.
Цель исследования: разработка и обоснование комплекса средств учебно-методической поддержки процесса обучения географии в 10 классе на профильном уровне, используя технологии смешанного обучения.
Объект исследования: процесс обучения географии в 10 классе на профильном уровне.
Предмет исследования: комплекс средств учебно-методической поддержки, предполагающий использование технологий смешанного обучения.
Гипотеза исследования: результативность процесса обучения
географии в 10 классе на профильном уровне с использованием технологий смешанного обучения можно обеспечить, если:
• конкретизировать технологии реализации смешанного обучения и спроектировать содержание курса сообразно их особенностям;
• разработать средства обучения, обладающие характеристиками интерактивности и мультимедийности;
• комплекс средств учебно-методической поддержки реализовать в виде единой информационно-образовательной среды дисциплины, неотъемлемым компонентом которой является электронный курс.
Основные задачи исследования:
1. Провести анализ научно методической литературы и уточнить теоретические основания для реализации технологии смешанного обучения географии в старшей школе.
2. Синтезировать основные принципы для разработки комплекса средств учебно-методической поддержки обучения географии и описать особенности педагогической деятельности с применением технологий смешанного обучения.
3. Разработать демонстрационный комплект средств и интегрировать их в виде электронного курса.
4. Разработать методические материалы и рекомендации по использованию созданного комплекса.
5. Провести оценку разработанных средств и проанализировать её результаты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе разработана идея проектирования курса социально - экономической географии мира для старших классов средней школы; конкретизировано само понятие «модель смешанного обучения»; показаны примеры заданий, позволяющие работать в образовательном учреждении по системе смешанного обучения, с реализацией программы по направления экономическая география мира в 10 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система заданий может быть использована в практике образовательных учреждений; а разработанный курс в качестве готовой организационной площадки для реализации процесса обучения как в дистанционном, так и в смешанном режимах по предмету география в 10 классе.
В заключение приведём результаты и выводы, полученные в ходе исследования.
При анализе научно-методической литературы было сформулировано основное понятия темы исследования «смешанное обучение». Были выделены и описаны основные требования к реализации технологии смешанного обучения географии в старшей школе.
Синтезированы основные принципы для разработки комплекса средств учебно-методической поддержки обучения географии и описаны особенности педагогической деятельности с применением технологий смешанного обучения.
На платформе «Электронный университет» КГПУ им. В.П. Астафьева удалось реализовать электронный курс как среду интеграции разработанных заданий и дополнительных материалов для организации педагогического процесса в режиме смешанного обучения.
Разработаны методические материалы и рекомендации по использованию созданного комплекса
Организована экспертиза созданного курса преподавателями, имеющими непосредственное отношение, как смешанному обучению, так и к профессиональной педагогической деятельности в предметной области. Анализ её результатов позволил подтвердить справедливость положений гипотезы исследования
Таким образом, можно констатировать, что все задачи исследования выполнены, а заявленная цель достигнута.
1. Андреева Н.В. Смешанное обучение для «чайников»: основные принципы и подходы. Мобильное Электронное Образование. [Электронный ресурс]. URL: https://mob-edu.ru/blog/videos/smeshannoe-obuchenie-dlya- chajnikov/ (дата обращения 02.01. 2018)
2. Андреева Н.В., Марголис А.А. Семинар по смешанному обучению МГППУ
[Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/XC88p0T1EFc (дата
обращения 01.02. 2018)
3. Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. - М.: Буки Веди, 2016. - 280 с.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учеб. пособие / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1996. - 243 с.
5. Буримская Д. В. Смешанное обучение в высшем образовании // Информационное общество. 2016. № 1. С. 51.
6. Вардашкина Е.В. Модель смешанного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов: Современные проблемы в пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании / Е.В. Вардашкина [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua (дата обращения 05.04. 2018)
7. Варенина Л. П. Эффективность смешанного метода обучения
иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С.48-52. 2.
8. Варенина Л.П. Эффективность смешанного метода обучения
иностранному языку в неязыковом вузе: Педагогика высшей школы / Л.П. Варенина [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-
sh.ru/sites/default/files/varenina.pdf (дата обращения 05.04. 2018)
9. Гильмутдинов А. Х., Ибрагимов Р. А., Цивильский И. В. Электронное образование на платформе Moodle. — Казань: Изд-во КГУб 2008. - 256 с.
10. Долгова Т.В., Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Методические
рекомендации для тьюторов (педагогов-кураторов), осуществляющих образовательную деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий (для основной школы) [Электронный ресурс]. URL: metod.mob-edu.ru (Дата обращения 19.11.2018 года).
11. Краснова Т. И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного
обучения иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2014.№ 7(66). С. 519-521.
12. Краснова Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы //
В мире научных открытий. 2014. № 11. с. 10-26.
13. Краснова Т. И., Сидоренко Т. В. Смешанное обучение как новая форма
организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. № 17(2). с. 403-414.
14. Кривопалова И. В. Современные технологии информатизации образования
// Вестн. Тамбовского ун-та. Серия «Естественные и технические науки». Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1963-1965.
15. Макарова Е.А., Писаренко В.И. Визуализация как одна из стратегий
создания инновационной образовательной среды. [Электронный ресурс]. URL: http://izv-tn.tti.sfedu.ru (Дата обращения 02.04.2018)...40