Введение 3
Глава 1. Теоретические основания применения цифровых средств при обучении информатике 6
1.1. Виды и особенности современных цифровых средств обучения
информатике в онлайн-режиме 6
1.2. Возможные инструменты для реализации основных видов
цифровых дидактических средств для основной школы 19
Глава 2. Практические аспекты проведения онлайн-уроков информатики в основной школе 37
2.1. Проектирование онлайн-уроков с использованием цифровых
дидактических средств 37
2.2. Примеры основных видов цифровых дидактических средств
для проведения онлайн-уроков информатики в основной школе 47
2.3. Результаты оценки разработанных средств 58
Заключение 68
Библиографический список 70
Общеизвестно, что дистанционное обучение предполагает три режима взаимодействия: синхронный, асинхронный и смешанный [27]. Онлайн- обучение в синхронном режиме предполагает организацию работы педагога с учениками в режиме реального времени через телекоммуникационные сервисы, асинхронный - опосредованно через цифровые веб-ресурсы и смешанный, сочетающий в различных пропорциях синхронный и асинхронный. Если рассматривать профессиональную деятельность учителя информатики в средней школе, то здесь можно выделить следующие ситуации, когда организация дистанционного педагогического взаимодействия оправдана.
Во-первых, такой режим предоставляет возможность контактной работы педагога с теми обучающимися, которые не могут приходить в школу по разным причинам, например, часто болеющих или спортсменов. Во-вторых, ситуация с пандемией коронавируса COVID-19 в 2020 г. убедительно показала, что при наличии готовности учителя к реализации разных режимов обучения, в том числе синхронного, позволит при необходимости быстро и эффективно перевести образовательный процесс в полностью дистанционный режим без значительных потерь его качества [36]. Наконец, синхронный режим оправдан, если дистанционное обучение используется школой один раз в неделю, например, в субботу.
Однако всегда остается открытым вопрос о том, какие средства дистанционного обучения следует использовать учителю для того, чтобы обеспечить достижение необходимых образовательных результатов. Цифровые средства спонтанно внедряются в образование и опережают осознание происходящего цифрового изменения. Как следствие, также спонтанно возникают дидактико-технологические практики и парадигмы. Из- за этого перед учителями стоит огромный выбор цифровых средств, неосознанный выбор которых приводит к потере собственно педагогических смыслообразующих оснований в использовании цифровых инструментов.
Таким образом, указанные выше утверждения позволяют констатировать противоречие между многообразием современных цифровых средств обучения и недостаточным количеством конкретных примеров и методических рекомендаций по возможностям их использования в практической деятельности учителей информатики.
Проблема исследования заключается в поиске и обосновании возможностей применения современных цифровых средств онлайн-обучения информатике в основной школе с учетом актуальных задач цифровизации основного общего образования.
Цель исследования - разработать и обосновать способы применения современных цифровых дидактических средств для проведения онлайн- уроков информатики в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования: современные цифровые дидактические
средства для проведения онлайн-уроков.
Основные задачи исследования:
1. Выделить возможные цифровые средства обучения информатике в онлайн-режиме, соответствующие актуальным задачам цифровизации школьного образования.
2. Провести отбор и анализ современных инструментов реализации цифровых средств для обучения информатике.
3. Спроектировать и описать в виде методического планирования серию онлайн-уроков информатики для 7-х классов.
4. Разработать примеры реализации цифровых дидактических средств спроектированных уроков.
5. Провести оценку разработанных средств и проанализировать ее результаты.
Область применения полученных результатов: в работе описаны характеристики инструментов для реализации соответствующих цифровых педагогических средств. Данные разработки могут быть использованы учителями информатики для проведения онлайн-уроков в основной школе во время изучения тем «Программное обеспечение», «Интернет», «Процессор и память», «Устройства ввода и вывода» и «Файловая система».
В заключение представим выводы и основные результаты, выявленные в ходе исследования.
Во-первых, было выделено 11 видов ключевых цифровых дидактических средств, а именно: видеоконференция, интерактивное видео, скринкаст, инфографика, образовательный квест, интерактивная лента времени, облако слов, ментальная карта, интерактивный плакат, интерактивная презентация, интерактивное упражнение.
Во-вторых, к каждому из выделенных цифровых дидактических средств были отобраны инструменты, такие как Google meet, Zoom, Skype Собрания, Яндекс Телемост, Edpuzzle, Learnis, Vizia, Screencast-O-Matic, CamStudio, Loom, Gliffy, Infogram, Easelly, Genial.ly., Timeline, WordArt, Popplet, Canva, Wordwall.
В-третьих, разработаны методические планирования для следующих онлайн-уроков: «Программное обеспечение», «Интернет», «Процессор и память», «Устройства ввода и вывода» и «Файловая система».
В-четвертых, разработано более 30 примеров цифровых дидактических средств для спроектированных уроков.
Наконец, проведена оценка разработанных средств и проанализированы ее результаты, которые в большей степени являются положительными и позволяют реализовать различные способы и средства организации учебнопознавательной деятельности в онлайн-режиме.
Кроме этого, продемонстрированы основные способы использования разработанных средств в составе комплексных онлайн-уроков, проведение которых возможно в различных режимах.
Исходя из вышеперечисленных результатов, можно сделать вывод о том, что все задачи исследования выполнены, а поставленная цель - достигнута.
1. Алмазова О. В., Зак Г. Г., Козик Т. В. Обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью // Специальное образование. 2020. №. 4 (60). С. 10.
2. Аминул Л. Б. Электронное дистационное обучение c использованием
сервисов web 2. 0 // Вестник Астраханского государственного
технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. №. 1. С. 99.
3. Ананьева О. В. Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: модель" Перевёрнутый класс" в обучении математике // Альманах мировой науки. 2018. №. 1. С. 103-104.
4. Андрюхина Л. М., Ломовцева Н. В., Садовникова Н. О. Концепты
цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения //
Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №. 1 (40). С. 36.
5. Аннамырадов Ш. Веб-квесты как современная педагогическая технология // Современные тенденции развития общества: образование, коммуникация, психология. 2020. С. 61-63.
6. Ахмедзянова Г. Ф. Применение цифровых образовательных технологий в работе учителя-логопеда // Редакционная коллегия. С. 7.
7. Ахметжанова Г. В., Юрьев А. В. Цифровые технологии в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №. 3 (24). С. 334-335.
8. Бейсекеева К.С. Изменим подход к образованию с помощью видеоуроков // VI Международные Махмутовские чтения. Проблемное обучение в современном мире. 2016. С. 25-27.
9. Биленко П. Н. и др. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения // М.: Издательство «Перо.
2019. С. 17-18.
10. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) // Среднее профессиональное образование. 2019. №. 3. С. 3-8.
11. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения // Москва: Перо. 2019. С. 11-18.
12. Бугакова Т. Ю. E-learning: современные тренды образования //
Актуальные вопросы образования. 2018. №. 1. С. 70-73.
13. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Модели интеграции цифровых и педагогических технологий в процессе подготовки будущих инженеров // Казанский педагогический журнал. 2019. №. 1 (132). С. 31-34.
14. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Интерактивные средства обучения как инструментарий современного педагога в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. №. 8 (121). С. 5.
15. Диканская Ю. В. Использование" облака слов" и онлайн-сервиса Wordart на уроках информатики в основной школе // Инновационное развитие науки и образования. 2020. С. 117-119....41