Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №158455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗА СЕМЬИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 10
1.1. Проблема образа семьи в психологии 10
1.2. Особенности образа семьи у пожилых людей, проживающих в социальном
учреждении 22
1.3. Методы психологической работы по гармонизации образа семьи в пожилом
возрасте 35
Выводы по Главе 1 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗА
СЕМЬИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ..45
2.1. Организация и методики исследования 45
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 51
2.3. Описание формирующего эксперимента и результаты контрольного эксперимента 60
Выводы к Главе 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 98

Согласно данным Росстата, на 2021 год в учреждениях социального обслуживания по Красноярскому краю проживают свыше 5 тыс. человек, которые требуют полного ухода и психологического сопровождения.
Попадая в социальное учреждение, большее количество пожилых людей утрачивают связь с семьями, становятся не нужными им. Это связано как с конфликтами интересов в воспитании, так и с конфликтами на почве ведения общего быта. Все это может формировать негативное отношение не только к окружению, но и к самой семье, как к форме поддержки. Усугубляются негативные отношения между членами семьи и пожилым человеком на фоне «насильственного» помещения последнего в социальное учреждение. Пожилой человек чувствует себя брошенным, отвергнутым своей семьей, также на пожилого человека накладывается проблема адаптации в новом для него месте. Отсюда образ семьи дисгармонизируется, нарушается и негативно сказывается на самочувствии, расшатывая ослабленное психическое здоровье пожилого человека. В геронтологических исследованиях проблема взаимодействия пенсионера и общества только начинает набирать просветительские обороты. Помимо этого, проблема взаимодействия пожилых людей с семьей также только начинает ставиться под вопрос и детально прорабатываться.
На данный момент в учреждениях социального обслуживания имеется комплекс программ по уходу за престарелыми гражданами. Данные программы дневного пребывания имеют перед собой цель на обеспечение и поддержание качества жизни пожилого человека. Занятия, проводимые в рамках данной программы направлены на поддержание остаточного положительного потенциала, а также когнитивных функций пожилого человека, но не направлены на корректировку такой узкой психологической проблемы как дисгармоничный образ семьи.
Исходя из вышеперечисленного, нами было выведено противоречие: обслуживание пожилого человека не включает в себя работу с семейной системой резидента социального учреждения, а программа дневного пребывания не учитывает психологическую работу, направленную на гармонизацию образа семьи у пожилого человека.
Чтобы стабилизировать психическое состояние пожилого человека, скорректировать образ семьи и сделать его, необходимо сформировать, разработать и закрепить методику, направленную на проработку негативного опыта, полученного в результате неудачного взаимодействия с членами семьи. Помимо этого, данная программа должна затрагивать не только взаимоотношения супругов, но и детско-родительские отношения. Для наибольшей эффективности, с учетом возрастных особенностей пожилых людей, программа будет базироваться на субъектно-деятельностом подходе К.А. Абульхановой. Данный подход наиболее приемлем при работе с людьми старшего поколения, поскольку основывается на том опыте, который имеется у пожилого человека. Также основным принципом субъектно­деятельностного подхода служит активность, как способ самовыражения и самореализации личности. Проработка и устранение негативных эффектов, полученных ранее, поспособствует гармоничному развитию личности, стабилизации психического состояния и сглаживанию психологической травмы, а также поможет с формированием положительного образа семьи у пожилого человека. Достигаться такая психологическая работа будет через групповые и индивидуальные занятия внутри социального учреждения, посредством применения творческой терапии (арт-терапия, библиотерапия, расстановки и прочее), а также посредством беседы и проработки травмирующего опыта участников при групповых занятиях.
Такая работа будет способствовать гармонизации образа семьи при следующих условиях: доверия участников психологу, готовность участников менять свои убеждения и наличие негативного семейного (как общего, так и персонального) опыта у пожилых людей. Предполагается, что подобная 4 психологическая работа поможет скорректировать дисгармоничный образ
семьи у пожилого человека, тем самым сделав процесс старения психически благоприятным для человека.
Понятие семьи, ее структуры было раскрыто у следующих исследователей: А.Я. Варга, И.А. Ильина, О.А. Карабановой, И.С. Кона,
Т.Ю. Кутуковой,
А.Г.
Лидерса,
Н.А.
Логиновой,
А.С.
Макаренко,
Т.М. Мишиной,
Ф.А.
Мустаевой,
Е.И.
Николаевой,
А.Н.
Полотнянко,
З.Л. Сизоненко,
Н.Я.
Соловьева,
И.А.
Хоменко,
О.Н.
Юлдашевой,

Э.Г Эйдемиллера и других. Эти же исследователи обозначили жизненные циклы семьи, особенности взаимодействия членов семьи друг с другом и, непосредственно, со старшим поколением.
Частично проблема взаимоотношений пожилых людей, а также семьи и общества, представлена в исследованиях А.Г Величко, Н.Ф. Дементьева, Е.А. Ирсетской, J. Coleman и др. В данных работах, в основном, уделяется внимание проблеме взаимодействия пенсионеров с уже взрослыми детьми. Кроме этого, имеются публикации Л.С. Акопян, Е.В. Соболевой, О.А. Ткач, О.В. Фетисовой и др., ориентированные на проблему пенсионного возраста в целом.
Проблема адаптации, при помещении в социальное учреждение, у пожилых людей была рассмотрена у следующих авторов: Т.В. Белошевской, О.В. Красновой, В.В. Куценко, С.Г Максимовой, Т.Д. Марцинковской, Д.А. Неваевой, С.В. Ровбель. Процесс удачной адаптации в социальном учреждении также важен для формирования положительного, гармоничного образа семьи у пожилого человека, поскольку именно с нарушением данных отношений связано большинство психологических отклонений: агрессия, замкнутость, общее ухудшение витальных показателей.
Психологические методы работы по гармонизации образа семьи у пожилых людей были изучены следующими авторами: Н.Л. Гончаровой, В.И. Долговой, Ю.А Дуболазовой., С.Н. Дума, О.В. Красновой, Е.С. Лебедевой, М.М. Мельниковой, И.А. Новиковой, Ф. Перлзом, 5
А.П. Сиденковой, А.Г. Соловьевым, Е.И. Холостовой, M. Sakaki, А. Yagi, K. Murayama. Е.Н. Емельянова в своем исследовании, на базе геронтологического центра, отмечает снижение когнитивных возможностей у пожилых людей, и, как следствие ограниченность использования некоторых психологических методик, склоняясь к простым и понятным к исполнению.
Теоретическое исследование работ позволило выявить недостаток методик, направленных на работу по гармонизации образа семьи в пожилом возрасте у пожилых людей, проживающих в пансионате. В связи с этим, выделяется следующая проблема исследования: необходимость разработки программы по гармонизации образа семьи у пожилых людей, проживающих в пансионате.
Исследование данной проблемы позволило нам выделить следующие противоречия:
• между теоретической разработанностью проблемы нарушения семейных отношений между пожилым человеком и его взрослым ребенком и практической корректировкой данных отношений между двумя взрослыми участниками детско-родительских отношений;
• между существующими психолого-педагогическими мероприятиями, направленными на повышение уровня гармонизации образа семьи у пожилого человека и необходимостью разработки комплексной системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на психологическое стабилизирование пожилого человека в условиях проживания в социальном учреждении;
• между многообразием психологических методов работы и ограниченными, в силу возрастных особенностей, возможностями пожилых людей;
• необходима разработка поддерживающей психологической программы для работы с пожилыми людьми, проживающими в пансионате, поскольку коррекционная работа в данном возрасте не принесет необходимого результата, т.к. взгляды на проблему во взаимоотношениях с взрослым ребенком в исследуемом возрасте устоявшиеся.
Объект: образ семьи.
Предмет: гармонизация образа семьи у пожилых людей, пребывающих в пансионате.
Цель: гармонизация образа семьи у пожилых людей, пребывающих в пансионате.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ образа семьи в психологии.
2. Определить особенности образа семьи в пожилом возрасте.
3. Определить методологию психологической работы по гармонизации образа семьи в пожилом возрасте.
4. Провести констатирующий эксперимент с целью исследования образа семьи пожилых людей, проживающих в пансионате.
5. Разработать и реализовать программу, направленную на гармонизацию образа семьи у пожилых людей, проживающих в пансионатах.
Гипотеза исследования: предполагается, что у большинства пожилых людей, пребывающих в социальном учреждении, наблюдается дисгармоничный образ семьи, что часто связано с деструктивными взаимоотношениями внутри семьи и сепарацией пожилого человека от его семьи. Специальная программа мероприятий психологической коррекции и сопровождения с использованием методов КПТ, арт-терапии и игротерапии, направленная на проработку неразрешенных внутрисемейных конфликтов, переоценку детско-родительских отношений, самоотношения и своей актуальной ситуации, проработку негативных эмоциональных состояний, социализации пожилого человека в условиях социального учреждения, будет способствовать гармонизации образа семьи пожилого человека, проживающего в социальном учреждении....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы выступила гармонизация образа семьи у пожилых людей, пребывающих в пансионате. Для достижения поставленной цели была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что у большинства пожилых людей, пребывающих в социальном учреждении, наблюдается дисгармоничный образ семьи, что часто связано с деструктивными взаимоотношениями внутри семьи и сепарацией пожилого человека от его семьи. Специальная программа мероприятий психологической коррекции и сопровождения с использованием методов КПТ, артерапии и игротерапии, направленная на проработку неразрешенных внутрисемейных конфликтов, переоценку детско - родительских отношений, самоотношения и своей актуальной ситуации, проработку негативных эмоциональных состояний, социализации пожилого человека в условиях социального учреждения, будет способствовать гармонизации образа семьи пожилого человека, проживающего в социальном учреждении.
Раскрыты теоретические основы проблемы пожилого человека и его семьи. Существует множество вариаций трактовки понятий «семья» и «образа семьи». Под данными понятиями понимают, как коллектив, в котором каждый из его членов несет ответственность друг за друга, а также играет роль наставников, способных гуманным путем, через приучение к труду, вложить в человека необходимые знания, требуемые на данный момент обществом. Также семья может являться единицей психического воздействия, где каждый из членов данной единицы взаимовлияет на другого ее члена. А гармония внутри семьи достигается психической удовлетворенностью каждого из ее членов. В данном исследовании под понятием «образа семьи» закладывалось представление о социально­психологическом феномене, представляющим собой семейное
самосознание, семейную идентичность, которая складывается из: семейной идентичности, позволяющей чувствовать сплоченность между членами группы, имеющих общие цели и убеждения, образ семьи обычно функционирует в рамках правил семейной системы и главным образом на бессознательном уровне. Сама группа имеет влияние только на своих членов, имеет стадии развития, которые совпадают с возрастными изменениями. Образ семьи закладывается с детства и культивируется на протяжении всей жизни человека. Образ семьи может являться как гармоничным, так и иметь дисгармоничную структуру. Под гармоничным образом семьи мы понимаем совокупность здоровых взаимоотношений между пожилым человеком и членами его семьи, т.е. члены семьи поддерживают постоянную связь с пожилым человеком, стремятся психологически поддерживать его.
Также в ходе работы над теоретической частью данного исследования, была выявлена особенность пребывания пожилого человека в социальных учреждениях. Пожилой человек, помещённый в учреждение социального характера, не по совей воле, имеет нарушения, связанные с адаптацией к своему новому социальному положению. Зачастую у таких людей происходит нарушение в сферах общения, восприятия, способности к адекватной оценке своего положения, которые также нарушают психическое состояние пожилого человека, накладываясь на стресс, полученный на фоне семейного конфликта - отказа семьи от старого родственника. В дальнейшем у таких людей теряется адекватное восприятие действительности, появляется чувство подавленности, пожилой человек становится замкнутым, в некоторых случаях, проявляет агрессивное поведение по отношению к другим проживающим в социальном учреждении, а также к работникам заведения. В дальнейшем данный вариант дезадаптации затрагивает и усугубляет образ семьи у пожилого человека.
Анализ теоретических проблем показал, что основными методами
87 психологической работы с пожилым человеком, пребывающим в социальном учреждении будет являться работа, направленная на сохранение остаточного когнитивного потенциала: работа на возможности памяти, мелкой моторики и другая работа, направленная на смягчение когнитивных нарушений, вызванных старением организма. Коррекционная работа в данном возрасте возможна, но не представляется необходимостью, т.к. пожилой человек имеет уже устоявшуюся форму поведения и сформированные убеждения на то или иное событие, а также в силу своих возрастных особенностей может не воспринимать усложнение инструкции работы, иметь проблемы с памятью и вниманием. Помимо этого, работа, которая проводится в социальном учреждении в рамках программы дневного пребывания не рассчитана на углубленную работу, направленную на гармонизацию образа семьи - глубокую консультационную и информирующую деятельность.
Основываясь на данном противоречии, нами была разработана и выдвинута программа по гармонизации образа семьи в пожилом возрасте. Основными методами программы будет служить комплекс действий, направленный на проработку индивидуальных проблем, связанных с семьей пожилого человека, так и на проработку общих тем, понятных каждому участнику групповой терапии. Основными методами работы психолога с пожилыми людьми будут являться: беседа и психологическая терапия в различных ее вариациях.
Для диагностики резидентов социального учреждения на первичном скрининговом исследовании была использована методика MMSE для определения уровня когнитивных нарушений, с целью дальнейшего разграничения рабочей группы. При работе с выбранными резидентами были использованы следующие методики: FACES-3, МИРП и проективная методика «Семейная социограмма».
В качестве статистической обработки данных был выбран критерий оценки достоверности сдвига G-критерий, который позволил качественно 88 оценить произошедшие изменения у резидентов социального учреждения,
учувствовавших в эксперименте.
Эмпирическое исследование позволило выявить нарушения в гармонизации образа семьи, внутрисемейных отношениях пожилых людей и их взрослых детей. При исследовании семейной адаптации и сплоченности большинство резидентов социального учреждения показали экстремальный тип семейных отношений. В ходе исследования родительских паттернов, также большинство резидентов имели невротические паттерны родительских отношений, в меньшей степени - супружеских. Проективный метод в исследовании показал, что большинство резидентов социального учреждения чувствуют себя отделенными от своей семьи.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента была разработана программа по гармонизации образа семьи у пожилых людей. Программа по гармонизации образа семьи включила в себя три этапа работы: диагностику, коррекцию и сопровождение. В ее основе лежит субъектно-деятельностный подход К.А. Абульхановой, рассматривающий взаимоотношения родителей и взрослых детей через взаимодействия в рамках какой-либо деятельности. Данный подход уместен при работе с пожилыми людьми, поскольку активизирует остаточный положительный потенциал, в ходе деятельности у пожилого человека появляется чувство собственной значимости и причастности к тому обществу, месту, в котором он в данный момент находится.
При работе с резидентами социального учреждения, в ходе разработки и применении программы по гармонизации образа семьи, имеющими дисгармоничный образ семьи, была проведена постепенная психологическая стабилизация, адаптация к текущему социальному положению, принятие этого положения, разделение трудностей, связанных с принятием своего нового статуса, а также последующая сопроводительная работа, направленная на постепенную гармонизацию 89
образа семьи. В рамках программы по гармонизации образа семьи было предложено 11-часовые занятия, направленные на преодоления дисгармоничного образа семьи и создание нового, гармоничного образа.
После проведения программы по гармонизации образа семьи, в ходе контрольного тестирования, были получены результаты, согласно которым резиденты стали более терпимее относиться к своим взрослым детям, научились по новой создавать социальные связи, а также стали активно включаться в группы по интересам, тем самым замещая дисгармоничный образ семьи гармоничным.
Анализ оценки достоверности сдвига G-критерий доказал успешность программы по гармонизации образа семьи. Обнаружено три достоверных сдвига в родительских и семейных паттернах резидентов социального учреждения.
Таким образом, цель исследования достигнута.


1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; ВРН: НПО «МОДЭК», 1999.
2. Александрова Ю.В. Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека (МИРП), 1998.
3. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов н/Д, 1998. С. 41-46.
4. Барашкова К.Д. Поведенческие и ценностные установки пожилой семьи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевксого. 2020. №1 (57). С. 126.
5. Белошевская Т.В. Адаптация людей пожилого возраста, находящихся в организациях долговременного ухода // E-Scio. 2022. №3 (66). С. 4.
6. Блинков Ю.А., Шоркинь М. И. Специфика жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере Курской области) // Социально-гуманитарные знания. 2010. №2.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 420 с. С. 201-226.
8. Гаязова Л.А. Личностные особенности пожилого человека, переживающего психологическое насилие в семье // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. С. 113-114.
9. Гончарова Н.Л., Дуболазова Ю.А., Рудская И.А. Направления и инструменты государственной политики в области содействия интересам граждан старшего поколения в Российской Федерации // ЕГИ. 2022. №39 (1). С. 409-410.
10. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
11. Долгова В.И., Нурмиев Г.Г. Арт-терапия в геронтологии: учебное пособие // Южно-Уральский государственный гуманитарно­педагогический университет [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. С. 10-11.
12. Елютина М.Э., Трофимова О.А. Одинокое проживание и переживание одиночества в позднем возрасте // Журнал исследований социальной политики. Т.15. №1. 2017. С. 41.
13. Емельянова, Е.Н. Когнитивные и личностные особенности пожилых людей, проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1(50). С. 88­96.
14. Ермолавева М.В., Приходько Е.В. От кого ждать помощи? К проблеме прародительсва в детской психологии // Журнал Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. С. 49.
15. Ильин И.А. Путь духовного обновления. О семье. 1996....65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ