ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 5
1.1. Понятие звуковой стороны речи 5
1.2. Особенности звуковой стороны речи детей 4-5 лет 9
1.3. Анализ научно-методической литературы по вопросам развития
звуковой стороны речи 12
Выводы по Главе 1 15
ГЛАВА2. РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 16
2.1. Описание методик исследования и групп испытуемых 16
2.2. Результаты исследования звуковой стороны речи 18
2.3. Комплекс мероприятий по развитию звуковой стороны речи 23
2.4. Результаты контрольного эксперимента 27
Выводы по Главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Речь является основным средством общения людей, без нее у человека не было бы возможности получать и передавать информацию, в том числе и ту, что несет большую смысловую нагрузку, либо фиксирует в себе то, чего нет возможности воспринимать с помощью органов чувств.
Трудно переоценить значение работ по совершенствованию звуковой стороны речи, по развитию произносительной стороны речи, потому что качественное звучание речи обеспечивает продуктивность общения, помогает более ясно и четко передавать информацию собеседнику [13].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена такая основная образовательная область как «Речевое развитие» [1], в которой отмечена необходимость развития звуковой и интонационной культуры речи [23].
Возраст от 2 до 5 самый «стихотворный период» в жизни ребенка, поскольку активную тягу к слушанию и запоминанию стихов отличает «естественное чувство стихового ритма» [32].
Поэтическое произведение сильно воздействует на детей. Оно обостряет чувства, открывает богатство интонаций и звукового состава слова; развивает чувства ритма, рифмы [26].
Кроме того, Ф.А. Сохин отмечал, что развитие звуковой стороны речи в данном возрасте может осуществляться путем проведения игровых упражнений с использованием различного речевого материала. Например, загадки, стихотворения, чистоговорки, считалки [2 5].
Цель исследования: определение влияния разработанного комплекса мероприятий на развитие звуковой стороны речи детей 4-5 лет.
Объект исследования: особенности звуковой стороны речи детей 4-5 лет.
Предмет исследования: развитие звуковой стороны речи детей 4-5 лет в процессеознакомления их с творчеством Юлии Симбирской.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанный комплекс мероприятий, основанный на ознакомлении с творчеством Ю. Симбирской окажет положительное влияние на развитие звуковой стороны речи детей 4-5 лет, при условиях:
• учет возрастных особенностей и особенностей развития звуковой стороны речи детей данного возраста при разработке комплекса мероприятий;
• подбор речевого материала, соответствующего задачам развития звуковой стороны речи детей 4-5 лет, а также на основе активизации произношения звуков, вызывающих затруднения;
• подбор художественных произведений, соответствующих возрастными особенностями детей 4-5 лет, а также задачам развития звуковой стороны речи детей данного возраста.
Задачи исследования:
1) В процессе изучения научной литературы раскрыть понятие звуковой стороны речи и выделить возрастные особенности развития звуковой стороны речи детей среднего дошкольного возраста.
2) Провести психолого-педагогическую диагностику уровня развития звуковой стороны речи детей 4-5 лет.
3) Провести формирующий эксперимент по развитию звуковой стороны речи посредством разработанного комплекса мероприятий.
4) Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования:
Теоретические: обобщение и систематизация информации
(теоретической, практической), обобщение результатов исследования;
Эмпирические: педагогический эксперимент, беседа.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МАДОУ ХХХ, города Красноярск.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Речь является основным средством общения с окружающими. Нарушение звуковой стороны речи может влиять на полноценное выполнение речью своих функций.
Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятными для успешного овладения детьми звуковой стороной родного языка.
При создании благоприятных условий развитие звуковой стороны речи протекает более динамично.
Возраст от 2 до 5 самый «стихотворный период» в жизни ребенка. Дети данного возраста проявляют особый интерес к слову и его звучанию, ритму, интонации, а также рифме.
Исходя из этого, целью исследования являлось разработка и реализация комплекса мероприятий на развитие звуковой стороны речи детей 4-5 лет на основе ознакомления их с творчеством Ю. Симбирской при помощи создания специальных условий.
Практическое исследование по данной теме было проведено на базе одного из ДОУ города Красноярск. Для эксперимента была выбрана группа детей 4-5 лет. Она была разделена на две подгруппы (экспериментальную и контрольную), по 11 человек в каждой.
Исходя из цели работы и поставленных задач исследование проводилось в три этапа:
• первый этап - констатирующий эксперимент исследования звуковой стороны речи детей 4-5 лет;
• второй этап - формирующий этап исследования звуковой стороны речи детей 4-5 лет
• третий этап - контрольный этап исследования звуковой стороны речи детей 4-5 лет после реализации комплекса мероприятий основанных на знакомстве детей с творчеством Ю.С. Симбирской.
Для изучения звуковой стороны речи детей была использована диагностическая методика изучениязвуковой стороны речи детей О.С. Струниной и Е.В. Ушаковой. Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе преобладающее количество детей имеют низкий и средний уровень развития звуковой сторон речи.
Каждое занятие из комплекса имело следующую структуру:
1. Знакомство с произведением.
2. Беседа о прочитанном, небольшой анализ произведения.
3. Повторное чтение текста.
После реализации разработанного комплекса мероприятий, исходя из результатов диагностик, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем развития звуковой стороны речи, в то время как в контрольной группе количество детей, имеющих низкий, средний и высокий уровень развития звуковой стороны речи осталось неизменным.
Таким образом, гипотеза исследования, в которой предполагалось, что разработанный комплекс мероприятий, основанный на ознакомлении с творчеством Ю. Симбирской окажет положительное влияние на развитие звуковой стороны речи детей 4-5 лет, при условиях:учет возрастных особенностей и особенностей развития звуковой стороны речи детей данного возраста при разработке комплекса мероприятий;подбор речевого материала, соответствующего задачам развития звуковой стороны речи детей 4-5 лет, а также на основе активизации произношения звуков, вызывающих затруднения; подбор художественных произведений, соответствующих возрастными особенностями детей 4-5 лет - подтверждена.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013, №1155 // Министерство
образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000. 400 с.
3. Амзаракова И.П. Звучащее слово в языковом мире ребенка // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2011. № 4 (16). С. 146-153.
4. Архипова Е. Г. Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников // Проблемы педагогики, 2015. № 6 (7). С. 283-285.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство- Пресс, 2007. 480 с.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. Сада. М.: Просвещение, 1989. 111 с.
8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 84 с.
9. Данилова Т.Ф. Развитие звуковой культуры речи младших дошкольников как важной стороны развития посредством пальчиковых игр // Наука и образование: новое время, 2016. № 2. С. 645-660.
10. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: Педагогика, 1978. 152 с.
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. М.: Педагогика, 1986. 323 с.
12. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1964. 350 с.
13. Зиновьева Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура // Начальная школа, 2014. № 7. С. 26-30.
14. Изотова Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем
развитии детей дошкольного возраста // Символ науки, 2017. № 3. С.
111-113.
15. Коломинский Я.П., Панько Е.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с....35