Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Работа №158443

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава 1.Обзор литературы по проблеме особенностей сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 8
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе 8
1.2. Особенности нарушения звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 16
1.3. Обзор методик коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
с дизартрией в трудах ученых 23
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей сформированности
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 34
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по коррекции нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 56
Выводы по 2 главе 90
Заключение 93
Список литературы 96
Приложения 101


Актуальность исследования. На современном этапе отмечается стремительный рост речевой патологии у детей старшего дошкольного возраста в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Это активизирует поиск, исследование и изучение преодоления у детей речевых нарушений. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям, имеющим дизартрию. Основные проявления дизартрии - расстройство артикуляции звуков, нарушение дыхания и голосообразования, изменения темпа речи, интонации и ритма [12].
Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию дошкольников. Вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 1.09.2013 N 273-ФЗ ст. 79 (ред. от 07.03.2018) задает новые направления в поисках организации обучения дошкольников. Содержание образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие коммуникативных навыков детей [72].
Исследования детей в массовых детских садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу научился правильно произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания. Дефекты звукопроизношения, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, приводят к ошибкам на письме.
Исследования В. А. Киселевой, посвященные анализу и причинам школьной неуспеваемости детей, говорят нам о том, что, изучая детей с дисграфией и дислексией, автор у большинства из них выявил нарушения звукопроизношения и фонетического слуха. Обследование совместно с неврологом и нейропсихологом подтвердило у них наличие дизартрии. Дизартрия, как первоначальный дефект, приводит к недостаточности фонематического восприятия, анализа, синтеза, что вызывает специфические ошибки на письме и при чтении[2,с 38].
Дизартрия была глубоко изучена и описана Е. Н. Винарской (1988). Также вопросами дизартрии занимались И. Б. Карелина, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. Ф.Соботович. Многие авторы (Р. И. Мартынова, Г. В. Гуровец, С. И. Маевсквая, Е., Ф. Соботович и др.) выявляют у детей с дизартрией неврологическую, психологическую симптоматику, особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы [12,с.12].
По данным Е. Ф. Соботович, среди детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих нарушения звукопроизношения, дизартрия отмечается в 51% случаях.
По данным С. И. Маевской, Г. В. Гуровец, Я. Э. Сизовой, наиболее распространенными являются искажения звуков.
Расстройства звукопроизношения у детей с дизартрией являются вариативными. Ребенок с хорошо развитой речью, легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает тяжелый отпечаток на его характер. Без хорошо развитой речи нет успешного обучения и настоящего общения.
При дизартрии отдельные искажения звуков имеются в более легких случаях, а в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков. Речь становится смазанной, нечеткой, неразборчивой. Для многих детей характерны нарушения темповой организации речи, отмечаются особенности тембра голоса, дети недостаточно точно дифференцируют различные виды интонации как в импрессивной, так и в экспрессивной речи.
Исследования, проведенные Л. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой, Э. Я. Сизовой и другими учеными, позволили говорить о значительной
распространенности нарушений произношения различных групп звуков. Для детей с дизартрией характерно полиморфное нарушение произношения.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного нами теоретико-экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.
Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом речевой патологии у детей старшего дошкольного возраста в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Это активизирует поиск, исследование и изучение способов преодоления у детей речевых нарушений. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям, имеющим дизартрию.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педагогическую, лингвистическую, логопедическую литературу в объеме 72 источников и определили степень изученности таких направлений, как клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией.
Исследования, проведенные Л. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой,
Э. Я. Сизовой и другими учеными, позволили говорить о значительной распространенности нарушений произношения различных групп звуков. В последние годы проблема преодоления дизартрических нарушений продолжает продуктивно разрабатываться (Л. В. Лопатина, О. Г. Приходько, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, Н. Н. Волоскова).
Вопросами коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией занимались многие специалисты: Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина,
Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, К. А. Семенова, Н. В. Серебрякова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также дыхательных и голосовых упражнений.
Общими клиническими признаками дизартрии являются: нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга; ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения.
Звукопроизношение - это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным
(голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Дизартрия-это сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности:
артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Отличительная особенность дизартрии - нарушение просодической и произносительной стороны речи. Многие авторы, изучающие проблему звукопроизношения при дизартрии, указывают, что для всех детей характерны полиморфные нарушения звукопроизношения. У детей с этой патологией наблюдаются многочисленные и разнообразные нарушения произносительной стороны речи, выражающиеся в искажениях, пропусках, смешении и замене звуков.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ «Детский сад №269 компенсирующего вида», с целью выявить особенности и уровни сформированности звукопроизношения у детей с дизартрией. Экспериментальная группа составила 10 детей старшего дошкольного возраста с заключением ПМПК ОНР III уровня, дизартрия (8 человек), ОНР 11-111уровня, дизартрия (2 человека).
Констатирующий эксперимент состоял из III разделов.
I раздел-исследование мимической и артикуляционной моторики.
II раздел-исследование звукопроизношения.
III раздел - исследование фонематического восприятия.
В каждом разделе предложены задания и критерии оценок, разработанные Е.Ф.Архиповой и дополненные нами с учетом количественной оценки результатов исследования.
Мы проанализировали результаты констатирующего эксперимента и выявили уровни сформированности у ЭГ мимической и артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия.
По результатам констатирующего эксперимента нами были определены 2 типологические группы испытуемых. В 1 группу вошли испытуемые с преимущественно нарушенным двигательным актом и имеющие искажения и отсутствия звуков; во 2 группу - дети, преимущественно с фонетико-фонематическими нарушениями, имеющие замены и смешения.
Для решения третьей задачи нами были структурированы дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений, предложенные Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, Е.М. Косиновой и др.
Авторский вклад заключался в определении этапов коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией, предусматривающий развитие мелкой моторики пальцев рук ; артикуляционную гимнастику; постановку, автоматизация звука; развитие фонематического слуха; дифференциация звуков по твердости - мягкости.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией звукопроизношение будет характеризоваться: нарушением мимической и артикуляционной моторики, обусловленное патологическими изменениями мышечного тонуса в виде гипертонуса, гипотонуса или дистонии; антропофоническими дефектами, проявляющимися в искажении звуков, и фонологическими дефектами, такими как отсутствие, замена или смешение звуков; фонематическим недоразвитием речи, получила свое подтверждение.



1. Агаева И.Б., Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная
квалификационные работы как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2012.
3. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие / Е.Ф Архипова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 256 с.
4. Архипова Е. Ф.Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
5. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса - М.: Просвещение, 2003.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
7. Беккер К.П., Совак/ М. Логопедия: Пер. с нем.— М.: Медицина, 1981.
8. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников - М., 1972.
9. Белова-Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста. Нарушение речи у дошкольников. - М., 2002.
10. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников. - М.: Астрель, 2002.
11. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Библио, 2004.
12. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
13. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. -
М.: СПб., Библиополис, 2004
14. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления- М., 2005.
15. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии/ Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012.
...
72 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ