Особенности сформированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 7
1.1 Развитие пространственной ориентировки в онтогенезе 7
1.2. Специфика ориентировки в пространстве у дошкольников
функциональными расстройствами зрения 12
1.3. Обзор методов, приемов, способов развития пространственных
представлений у детей с функциональными расстройствами зрения 17
Вывод к I главе 22
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов практической работы 30
2.3. Методические рекомендации по формированию ориентировки на
плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами
зрения 36
Вывод к II главе 45
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А 57
Приложение Б 59
Глава I. Теоретические основания исследования ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 7
1.1 Развитие пространственной ориентировки в онтогенезе 7
1.2. Специфика ориентировки в пространстве у дошкольников
функциональными расстройствами зрения 12
1.3. Обзор методов, приемов, способов развития пространственных
представлений у детей с функциональными расстройствами зрения 17
Вывод к I главе 22
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов практической работы 30
2.3. Методические рекомендации по формированию ориентировки на
плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами
зрения 36
Вывод к II главе 45
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А 57
Приложение Б 59
Актуальность исследования. Сегодня развитие специального образования определяется большим количеством категории детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети с функциональными расстройствами зрения. Несколько лет назад была одобрена примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, а так как программа новая, требования и программа есть, нам необходимо составить методическое обеспечение по ориентировки на плоскости для старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Ориентировка на плоскости формируется у старших дошкольников после приобретения жизненного опыта, а та же формирования ориентировки в собственном теле и пространстве.
Дети с нарушениями зрения, как правило, во всех категориях, не в состоянии получить информацию о пространстве с помощью сохранных анализаторов (обоняния, осязания, слуха, двигательно-тактильной
чувствительности) и использовать ее в самостоятельной практической ориентировке. Сознательное включение детей с нарушениями зрения и слуха в зрительное восприятие предметов и объектов, а также зрения и слуха - в тактильном восприятии повышает точность их узнавания.
Неадекватные пространственные представления редко заметны для ребенка (в отличие от речи или памяти). Это приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, в решении конструктивных задач, в оценке расстояния пространственно-различительных признаков букв, а также вышеперечисленных представлений об объектах.
Сознательно и точно ориентироваться на плоскости может лишь тот ребенок, который достаточно правильно представляет пространство. Представлять пространство - значит помнить, какие предметы находятся в 3
нем и на каком расстоянии друг от друга они расположены, каковы особенности конфигурации самого пространства.
Уровень развития ориентировки на плоскости имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений, в том числе на плоскости, вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета.
Во время обучения детей с нарушением зрения ориентировки на плоскости используются общеизвестные дидактические методы: наглядный, практический и словесный. Использование методов в комплексе является основой эффективность коррекционно-педагогической деятельности. Тем не менее, в настоящее время не все дошкольные организации имеют возможность использовать данные комплексе, что обуславливает проблему исследования.
Объект исследования ориентировка на плоскости у старших дошкольников.
Предмет исследования особенности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Целью исследования является составление методической рекомендации по формированию ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Гипотеза исследования предполагаем, что навыки ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения будут иметь ряд особенностей: дети испытывают трудности в определении направления в пространстве, не ориентируются на себе, не ориентируются на плоскости, недостаточно владеют пространственными понятиями. Учитывая данные особенности будут составлены методические рекомендации.
...
Ориентировка на плоскости формируется у старших дошкольников после приобретения жизненного опыта, а та же формирования ориентировки в собственном теле и пространстве.
Дети с нарушениями зрения, как правило, во всех категориях, не в состоянии получить информацию о пространстве с помощью сохранных анализаторов (обоняния, осязания, слуха, двигательно-тактильной
чувствительности) и использовать ее в самостоятельной практической ориентировке. Сознательное включение детей с нарушениями зрения и слуха в зрительное восприятие предметов и объектов, а также зрения и слуха - в тактильном восприятии повышает точность их узнавания.
Неадекватные пространственные представления редко заметны для ребенка (в отличие от речи или памяти). Это приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, в решении конструктивных задач, в оценке расстояния пространственно-различительных признаков букв, а также вышеперечисленных представлений об объектах.
Сознательно и точно ориентироваться на плоскости может лишь тот ребенок, который достаточно правильно представляет пространство. Представлять пространство - значит помнить, какие предметы находятся в 3
нем и на каком расстоянии друг от друга они расположены, каковы особенности конфигурации самого пространства.
Уровень развития ориентировки на плоскости имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений, в том числе на плоскости, вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета.
Во время обучения детей с нарушением зрения ориентировки на плоскости используются общеизвестные дидактические методы: наглядный, практический и словесный. Использование методов в комплексе является основой эффективность коррекционно-педагогической деятельности. Тем не менее, в настоящее время не все дошкольные организации имеют возможность использовать данные комплексе, что обуславливает проблему исследования.
Объект исследования ориентировка на плоскости у старших дошкольников.
Предмет исследования особенности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Целью исследования является составление методической рекомендации по формированию ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Гипотеза исследования предполагаем, что навыки ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения будут иметь ряд особенностей: дети испытывают трудности в определении направления в пространстве, не ориентируются на себе, не ориентируются на плоскости, недостаточно владеют пространственными понятиями. Учитывая данные особенности будут составлены методические рекомендации.
...
Среди различного вида представлений в окружающем мире важную роль играет представления в пространстве, которая связана с восприятием пространственной формы действительности, так же в пространственную ориентировку входит ориентировка на плоскости. Организация работы, направленной на ориентировку на плоскости детей дошкольного возраста отвечает задаче гармоничного развития личности, а также способность ориентироваться на плоскости в будущем очень поможет будущим школьникам. Ориентировка на плоскости необходима для усвоения материала, развития у детей познавательных способностей.
Большую проблему в развитии у детей пространственных ориентировок оказывают дети, имеющие различные зрительные нарушения. В рамках исследования рассмотрена ориентировка на плоскости у детей с функциональными расстройствами зрения. Такие дети не могут самостоятельно приобрести навыки пространственной ориентировки и им необходимо систематическое целенаправленное обучение. Трудности в пространственных представлениях, в том числе и ориентировки на плоскости у детей с функциональным расстройством зрения создает специфическое развитие физических и психических процессов, которые проявляются в малой двигательной активности, а недостаток в развитии пространственных представлений еще сильнее ограничивает детей с функциональными расстройствами зрения в их самостоятельности и активности во всех видах и сферах деятельности.
В рамках проведения практической работы выявлены характерные особенности среднего и низкого уровень сформированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Для проведения практической работы сформирована выборка исследования, а также осуществлен отбор диагностических средств, нацеленных на выявление уровня сформированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
В ходе проведения диагностирования уровня сформированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения учувствовала группа детей составляющей 14 человек, большинство детей показала средний уровни ориентировки на плоскости. Они часто путают правую и левую руку, путают углы (правый-верхний, правый-нижний, левый-верхний, левый-нижний), трудности с пространственными представлениями с использованием предлогов.
Для детей, которые показали низкий уровень во время диагностики была составлена пропедевтическая работа из двух серий (включающих три задания в каждой серии). Детям с низкими результатами необходимо пройти пропедевтический период прежде чем приступать к основной части методических рекомендаций нацеленный на формирование ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Основная часть методических рекомендаций нацеленный на формирование ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения состоит из трех серий (включающих три задания в каждой серии), и подобрана на основе характерных особенностей среднего уровня сформированной выявленных при диагностике сфрмированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения .
Таким образом мы можем сделать вывод, что мы по заключению своей работы подтвердили свою гипотезу о том, что теоретическое исследование ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения будут имеют характерные особенности. А также выполнили цель нашего исследования и составили на основе особенностей методологическую рекомендацию по формированию ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Большую проблему в развитии у детей пространственных ориентировок оказывают дети, имеющие различные зрительные нарушения. В рамках исследования рассмотрена ориентировка на плоскости у детей с функциональными расстройствами зрения. Такие дети не могут самостоятельно приобрести навыки пространственной ориентировки и им необходимо систематическое целенаправленное обучение. Трудности в пространственных представлениях, в том числе и ориентировки на плоскости у детей с функциональным расстройством зрения создает специфическое развитие физических и психических процессов, которые проявляются в малой двигательной активности, а недостаток в развитии пространственных представлений еще сильнее ограничивает детей с функциональными расстройствами зрения в их самостоятельности и активности во всех видах и сферах деятельности.
В рамках проведения практической работы выявлены характерные особенности среднего и низкого уровень сформированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Для проведения практической работы сформирована выборка исследования, а также осуществлен отбор диагностических средств, нацеленных на выявление уровня сформированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
В ходе проведения диагностирования уровня сформированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения учувствовала группа детей составляющей 14 человек, большинство детей показала средний уровни ориентировки на плоскости. Они часто путают правую и левую руку, путают углы (правый-верхний, правый-нижний, левый-верхний, левый-нижний), трудности с пространственными представлениями с использованием предлогов.
Для детей, которые показали низкий уровень во время диагностики была составлена пропедевтическая работа из двух серий (включающих три задания в каждой серии). Детям с низкими результатами необходимо пройти пропедевтический период прежде чем приступать к основной части методических рекомендаций нацеленный на формирование ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Основная часть методических рекомендаций нацеленный на формирование ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения состоит из трех серий (включающих три задания в каждой серии), и подобрана на основе характерных особенностей среднего уровня сформированной выявленных при диагностике сфрмированности ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения .
Таким образом мы можем сделать вывод, что мы по заключению своей работы подтвердили свою гипотезу о том, что теоретическое исследование ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения будут имеют характерные особенности. А также выполнили цель нашего исследования и составили на основе особенностей методологическую рекомендацию по формированию ориентировки на плоскости у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.





