Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы обеспечения оптико - пространственных отношений 8
1.1 Развитие оптико - пространственных функций в
онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ТНР 13
1.3 Особенности формирования оптико - пространственных представлений у
младших школьников с тяжелыми нарушениями
речи 17
1.4 Методы, приемы, направленные на выявление оптико - пространственных представлений 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА II. Констатирующий эксперимент и его
анализ 27
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 27
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3 Содержание логопедической работы по коррекции оптико - пространственных отношений у третьеклассников с общим недоразвитием
речи III уровня 39
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованных источников 60
Одной из актуальных в психолого - педагогической науке является проблема исследования оптико-пространственных функций. Это обусловлено тем, что оптико-пространственные функции являются основой для успешного овладения такими видами деятельности, как чтение и письмо. У младших школьников, у которых оптико - пространственные представления сформированы недостаточно, наблюдаются трудности в обучении, в освоении письменной речи, в социальной адаптации.
Нарушение оптико - пространственных представлений, у детей с ограниченными возможностями здоровья, является одним из проявлений психофизиологического недоразвития. Авторы О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Г. Параманов, И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев и другие посвятили свои работы исследованиям развития оптико - пространственных представлений у детей. В исследованиях отмечается, что развитие оптико - пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с серьезными нарушениями речи проходит так же, как и при нормальном развитии, но медленнее, гораздо позже и с нарушениями из- за особенностей психического развития у таких детей.
У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются нарушения речевой и неречевой симптоматики, обусловленные несформированностью оптико -пространственных представлений. Это создает трудности в разделении зрительных образов, букв и цифр, оптической дислексии и дисграфии, усложняет приспособление детей с общим недоразвитием речи в школе.
Итак, на данный момент проблема развития оптико -пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи считается одной из особо значимых, потому что у обучающихся отмечаются особенности речевого поведения - незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае 3
выраженных речевых расстройств - негативизм и значительные трудности речевой коммуникации. Обучающиеся отстают в развитии словесно - логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Нарушения устной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
Обучающимся с тяжелыми нарушениями речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой
координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Цель исследования: определение содержания логопедической работы на основе выявления особенностей сформированности оптико - пространственных представлений у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние проблемы формирования оптико - пространственных представлений.
2. Выявить особенности сформированности оптико - пространственных представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание логопедической работы, направленные на развитие оптико - пространственных представлений.
...
Проанализированная психолого-педагогическая литература
представила, что под зрительно-пространственными функциями понимается совокупность психических процессов: зрительное и пространственное восприятие, анализ и синтез, зрительная память, оптико - пространственные представления и отношения. В процессе онтогенеза развиваются оптико- пространственные функции, при нормальном психическом развитии оптико-пространственные функции достаточно сформированы к началу школьников младшего возраста.
При тяжелом нарушении речи с отклонениями от нормы происходит развитие всех компонентов речи, которые относятся к её смысловой и звуковой стороне, у детей с речевыми нарушениями при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. При тяжелых нарушениях речи страдает речевая деятельность, помимо этого, страдает восприятие, память и мышление. Недостаточное развитие речи отражается и на формировании двигательной сферы (общая, мелкая, артикуляционная моторика). В личностной сфере общее недоразвитие речи проявляется в нарушении эмоционально-волевой и коммуникативной сферах.
У детей младшего школьного возраста с ТНР выявляются проблемы на письме, обусловлены они тем, что оптико - пространственная функция не сформирована должным образом. В процессе письма, у таких детей, наблюдаются трудности в ориентировке на тетрадном листе, сложности в удержании строки, колебания наклона и высоты букв, зеркальность при написании.
Для детей младшего школьного возраста с ТНР характерен низкий уровень развития оптико - пространственных отношений и ориентировки в пространстве. Дети плохо ориентируются в расположении собственных частей тела по вертикальной и горизонтальной оси. Особую трудность для них представляет найти на изображении левую и правую сторону, определить и 57
показать противоположные части тела, самостоятельно употребить предлог и составить с ним пространственно-речевую конструкцию.
Диагностировать зрительно - пространственные представления у детей младшего школьного возраста возможно с помощью таких методов как, наблюдение, опрос, тестирование, анализа продуктов деятельности детей. Диагностический комплекс, направленный на изучение зрительно - пространственных представлений, содержит следующие направления (методика Н.Я. Семаго и М.М. Семаго): диагностика пространственных представлений о собственном теле, диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов, диагностика буквенного гнозиса. Представленные задания позволяют выявить развитость зрительно-пространственных представлений детей младшего школьного возраста.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы позволили заключить, что оптико - пространственные представления у младших школьников с общим недоразвитием речи III сформированы недостаточно. Пространственные представления о:
- расположении по собственному лицу достаточно сформированы - только у 1 обследованного ребенка (10%);
- расположении о теле в целом достаточно сформированы - у 2 обследованных детей (20%);
- расположении объектов от себя достаточно сформированы - только у 1 обследованного ребенка (10%);
- расположении относительно предметов недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы);
- расположении относительно предметов с предлогом недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы)
- расположении относительно человека, стоящего напротив - недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы).
Таким образом, необходимо проведение целенаправленной и систематической работы по формированию оптико - пространственных представлений у младших школьников с ОНР III уровня.
Методические рекомендации по формированию оптико - пространственных отношений построены на следующих принципах:
1) Построение обучения с учетом ведущей деятельности.
2) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого развития.
3) Учет закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
4) Системность, последовательность в усложнении материала.
5) Создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность ребенка в игровой процесс.
Также, следует обратить внимание, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьей. Для повышения компетентности родителей в данном вопросе рекомендуем проводить консультации.
Комплектование групп осуществлялось в соответствии с выделенными нами уровнями сформированности оптико - пространственных отношений.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами методических рекомендаций.
1. Азова, О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфогорафии у младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие /под ред. Т.В. Волосовец. - М.: РУДН, 2007. - 83 с.
2. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
3. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018. — 377 с.
4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. - М., 2011. - 340 с.Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями: дис. канд.пед. наук: 13.00.03/ Т.А. Алтухова. - М., 1995. - 233 с.
5. Алехина Л. Н., Уткина, П. В. Технологии наглядного моделирования в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой исследователь: вопросы науки и практики.
2019. С. 79-83.
6. Алмазова, А.А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми
нарушениями речи: учеб. пособие / под ред. А.А. Алмазовой,
В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 374 с.
7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2 / под ред.
А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
8. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев// Начальная школа. - 2013. - №11. - С. 33-36.
9. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
10. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова // Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 176 с.
11. Бочарова, И.О. Формирование оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений / И.О. Бочарова // Modern Science. - 2020. - № 4-2. - С. 138-141.
12. Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая.
- М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
13. Власенко, И. Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. — 1988.
— № 4. - С. 3-11.
14. Войнова, Е.Э. Особенности оптико-пространственных функций у детей с нарушениями речи / Е.Э. Войнова // Вестник магистратуры. - 2020. - № 4¬3 (103). - С. 133-134.
15. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 259 с.
...
60 источников