Особенности сформированности оптико-пространственных представлений у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы обеспечения оптико - пространственных отношений 8
1.1 Развитие оптико - пространственных функций в
онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ТНР 13
1.3 Особенности формирования оптико - пространственных представлений у
младших школьников с тяжелыми нарушениями
речи 17
1.4 Методы, приемы, направленные на выявление оптико - пространственных представлений 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА II. Констатирующий эксперимент и его
анализ 27
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 27
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3 Содержание логопедической работы по коррекции оптико - пространственных отношений у третьеклассников с общим недоразвитием
речи III уровня 39
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованных источников 60
ГЛАВА I. Теоретические основы обеспечения оптико - пространственных отношений 8
1.1 Развитие оптико - пространственных функций в
онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
ТНР 13
1.3 Особенности формирования оптико - пространственных представлений у
младших школьников с тяжелыми нарушениями
речи 17
1.4 Методы, приемы, направленные на выявление оптико - пространственных представлений 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА II. Констатирующий эксперимент и его
анализ 27
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 27
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3 Содержание логопедической работы по коррекции оптико - пространственных отношений у третьеклассников с общим недоразвитием
речи III уровня 39
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованных источников 60
Одной из актуальных в психолого - педагогической науке является проблема исследования оптико-пространственных функций. Это обусловлено тем, что оптико-пространственные функции являются основой для успешного овладения такими видами деятельности, как чтение и письмо. У младших школьников, у которых оптико - пространственные представления сформированы недостаточно, наблюдаются трудности в обучении, в освоении письменной речи, в социальной адаптации.
Нарушение оптико - пространственных представлений, у детей с ограниченными возможностями здоровья, является одним из проявлений психофизиологического недоразвития. Авторы О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Г. Параманов, И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев и другие посвятили свои работы исследованиям развития оптико - пространственных представлений у детей. В исследованиях отмечается, что развитие оптико - пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с серьезными нарушениями речи проходит так же, как и при нормальном развитии, но медленнее, гораздо позже и с нарушениями из- за особенностей психического развития у таких детей.
У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются нарушения речевой и неречевой симптоматики, обусловленные несформированностью оптико -пространственных представлений. Это создает трудности в разделении зрительных образов, букв и цифр, оптической дислексии и дисграфии, усложняет приспособление детей с общим недоразвитием речи в школе.
Итак, на данный момент проблема развития оптико -пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи считается одной из особо значимых, потому что у обучающихся отмечаются особенности речевого поведения - незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае 3
выраженных речевых расстройств - негативизм и значительные трудности речевой коммуникации. Обучающиеся отстают в развитии словесно - логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Нарушения устной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
Обучающимся с тяжелыми нарушениями речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой
координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Цель исследования: определение содержания логопедической работы на основе выявления особенностей сформированности оптико - пространственных представлений у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние проблемы формирования оптико - пространственных представлений.
2. Выявить особенности сформированности оптико - пространственных представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание логопедической работы, направленные на развитие оптико - пространственных представлений.
...
Нарушение оптико - пространственных представлений, у детей с ограниченными возможностями здоровья, является одним из проявлений психофизиологического недоразвития. Авторы О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Г. Параманов, И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев и другие посвятили свои работы исследованиям развития оптико - пространственных представлений у детей. В исследованиях отмечается, что развитие оптико - пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с серьезными нарушениями речи проходит так же, как и при нормальном развитии, но медленнее, гораздо позже и с нарушениями из- за особенностей психического развития у таких детей.
У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются нарушения речевой и неречевой симптоматики, обусловленные несформированностью оптико -пространственных представлений. Это создает трудности в разделении зрительных образов, букв и цифр, оптической дислексии и дисграфии, усложняет приспособление детей с общим недоразвитием речи в школе.
Итак, на данный момент проблема развития оптико -пространственных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи считается одной из особо значимых, потому что у обучающихся отмечаются особенности речевого поведения - незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае 3
выраженных речевых расстройств - негативизм и значительные трудности речевой коммуникации. Обучающиеся отстают в развитии словесно - логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Нарушения устной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
Обучающимся с тяжелыми нарушениями речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой
координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Цель исследования: определение содержания логопедической работы на основе выявления особенностей сформированности оптико - пространственных представлений у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние проблемы формирования оптико - пространственных представлений.
2. Выявить особенности сформированности оптико - пространственных представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание логопедической работы, направленные на развитие оптико - пространственных представлений.
...
Проанализированная психолого-педагогическая литература
представила, что под зрительно-пространственными функциями понимается совокупность психических процессов: зрительное и пространственное восприятие, анализ и синтез, зрительная память, оптико - пространственные представления и отношения. В процессе онтогенеза развиваются оптико- пространственные функции, при нормальном психическом развитии оптико-пространственные функции достаточно сформированы к началу школьников младшего возраста.
При тяжелом нарушении речи с отклонениями от нормы происходит развитие всех компонентов речи, которые относятся к её смысловой и звуковой стороне, у детей с речевыми нарушениями при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. При тяжелых нарушениях речи страдает речевая деятельность, помимо этого, страдает восприятие, память и мышление. Недостаточное развитие речи отражается и на формировании двигательной сферы (общая, мелкая, артикуляционная моторика). В личностной сфере общее недоразвитие речи проявляется в нарушении эмоционально-волевой и коммуникативной сферах.
У детей младшего школьного возраста с ТНР выявляются проблемы на письме, обусловлены они тем, что оптико - пространственная функция не сформирована должным образом. В процессе письма, у таких детей, наблюдаются трудности в ориентировке на тетрадном листе, сложности в удержании строки, колебания наклона и высоты букв, зеркальность при написании.
Для детей младшего школьного возраста с ТНР характерен низкий уровень развития оптико - пространственных отношений и ориентировки в пространстве. Дети плохо ориентируются в расположении собственных частей тела по вертикальной и горизонтальной оси. Особую трудность для них представляет найти на изображении левую и правую сторону, определить и 57
показать противоположные части тела, самостоятельно употребить предлог и составить с ним пространственно-речевую конструкцию.
Диагностировать зрительно - пространственные представления у детей младшего школьного возраста возможно с помощью таких методов как, наблюдение, опрос, тестирование, анализа продуктов деятельности детей. Диагностический комплекс, направленный на изучение зрительно - пространственных представлений, содержит следующие направления (методика Н.Я. Семаго и М.М. Семаго): диагностика пространственных представлений о собственном теле, диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов, диагностика буквенного гнозиса. Представленные задания позволяют выявить развитость зрительно-пространственных представлений детей младшего школьного возраста.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы позволили заключить, что оптико - пространственные представления у младших школьников с общим недоразвитием речи III сформированы недостаточно. Пространственные представления о:
- расположении по собственному лицу достаточно сформированы - только у 1 обследованного ребенка (10%);
- расположении о теле в целом достаточно сформированы - у 2 обследованных детей (20%);
- расположении объектов от себя достаточно сформированы - только у 1 обследованного ребенка (10%);
- расположении относительно предметов недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы);
- расположении относительно предметов с предлогом недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы)
- расположении относительно человека, стоящего напротив - недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы).
Таким образом, необходимо проведение целенаправленной и систематической работы по формированию оптико - пространственных представлений у младших школьников с ОНР III уровня.
Методические рекомендации по формированию оптико - пространственных отношений построены на следующих принципах:
1) Построение обучения с учетом ведущей деятельности.
2) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого развития.
3) Учет закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
4) Системность, последовательность в усложнении материала.
5) Создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность ребенка в игровой процесс.
Также, следует обратить внимание, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьей. Для повышения компетентности родителей в данном вопросе рекомендуем проводить консультации.
Комплектование групп осуществлялось в соответствии с выделенными нами уровнями сформированности оптико - пространственных отношений.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами методических рекомендаций.
представила, что под зрительно-пространственными функциями понимается совокупность психических процессов: зрительное и пространственное восприятие, анализ и синтез, зрительная память, оптико - пространственные представления и отношения. В процессе онтогенеза развиваются оптико- пространственные функции, при нормальном психическом развитии оптико-пространственные функции достаточно сформированы к началу школьников младшего возраста.
При тяжелом нарушении речи с отклонениями от нормы происходит развитие всех компонентов речи, которые относятся к её смысловой и звуковой стороне, у детей с речевыми нарушениями при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. При тяжелых нарушениях речи страдает речевая деятельность, помимо этого, страдает восприятие, память и мышление. Недостаточное развитие речи отражается и на формировании двигательной сферы (общая, мелкая, артикуляционная моторика). В личностной сфере общее недоразвитие речи проявляется в нарушении эмоционально-волевой и коммуникативной сферах.
У детей младшего школьного возраста с ТНР выявляются проблемы на письме, обусловлены они тем, что оптико - пространственная функция не сформирована должным образом. В процессе письма, у таких детей, наблюдаются трудности в ориентировке на тетрадном листе, сложности в удержании строки, колебания наклона и высоты букв, зеркальность при написании.
Для детей младшего школьного возраста с ТНР характерен низкий уровень развития оптико - пространственных отношений и ориентировки в пространстве. Дети плохо ориентируются в расположении собственных частей тела по вертикальной и горизонтальной оси. Особую трудность для них представляет найти на изображении левую и правую сторону, определить и 57
показать противоположные части тела, самостоятельно употребить предлог и составить с ним пространственно-речевую конструкцию.
Диагностировать зрительно - пространственные представления у детей младшего школьного возраста возможно с помощью таких методов как, наблюдение, опрос, тестирование, анализа продуктов деятельности детей. Диагностический комплекс, направленный на изучение зрительно - пространственных представлений, содержит следующие направления (методика Н.Я. Семаго и М.М. Семаго): диагностика пространственных представлений о собственном теле, диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов, диагностика буквенного гнозиса. Представленные задания позволяют выявить развитость зрительно-пространственных представлений детей младшего школьного возраста.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы позволили заключить, что оптико - пространственные представления у младших школьников с общим недоразвитием речи III сформированы недостаточно. Пространственные представления о:
- расположении по собственному лицу достаточно сформированы - только у 1 обследованного ребенка (10%);
- расположении о теле в целом достаточно сформированы - у 2 обследованных детей (20%);
- расположении объектов от себя достаточно сформированы - только у 1 обследованного ребенка (10%);
- расположении относительно предметов недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы);
- расположении относительно предметов с предлогом недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы)
- расположении относительно человека, стоящего напротив - недостаточно сформированы у 9 обследованных детей (у 1 ребенка сформированы).
Таким образом, необходимо проведение целенаправленной и систематической работы по формированию оптико - пространственных представлений у младших школьников с ОНР III уровня.
Методические рекомендации по формированию оптико - пространственных отношений построены на следующих принципах:
1) Построение обучения с учетом ведущей деятельности.
2) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого развития.
3) Учет закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
4) Системность, последовательность в усложнении материала.
5) Создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность ребенка в игровой процесс.
Также, следует обратить внимание, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьей. Для повышения компетентности родителей в данном вопросе рекомендуем проводить консультации.
Комплектование групп осуществлялось в соответствии с выделенными нами уровнями сформированности оптико - пространственных отношений.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами методических рекомендаций.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021





