Особенности сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Общая характеристика лексики и ее развитие у детей старшего
дошкольного возраста в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием
речи 19
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на
развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ 41
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 47
Методические рекомендации по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 65
ППРИЛОЖЕНИЯ 70
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Общая характеристика лексики и ее развитие у детей старшего
дошкольного возраста в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием
речи 19
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на
развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ 41
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 47
Методические рекомендации по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 65
ППРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность исследования. Одним из основных показателей готовности дошкольника к успешному обучению в школе, является правильная, четкая, понятная, хорошо развитая речь. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях содержание образования и условия обучения и воспитания ведётся с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ ования (ФГОС ДО). Содержание программы предъявляет высокие требования к речевому развитию дошкольника. Среди них важное место занимает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого развития ребёнка. В связи с этим, дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи.
К сожалению, с каждым годом количество детей, имеющих трудности в речевом развитии, в дошкольных общеобразовательных учреждениях имеет тенденции к росту. Работы таких авторов как Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко и многих других, показали, что среди этих детей большей частью являются дошкольники с общим недоразвитием речи они составляют сложную разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. В структуре общего недоразвития речи одним из ведущих дефектов является нарушение лексической стороны речи, так как у детей наблюдается позднее формирование речи, бедный словарный запас, как активный, так и пассивный.
Учитывая, что основной задачей речевого развития является формирование лексического строя речи, уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых, сверстников и уметь общаться с ними. В связи с этим, нарушение лексического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует свои речевые высказывания. Неверное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Таким образом, проблема развития лексического строя речи у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в школу, а без глубокого знания особенностей развития лексического строя речи трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Важность изучения лексического строя речи также обусловлена необходимостью выполнения основных требований программы ФГОС по речевому развитию дошкольников, а так же недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: лексика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи II уровня .
Предмет исследования: особенности лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотеза:
мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня будут выявлены следующие особенности развития лексики:
- несоответствие лексического запаса возрастной норме;
- преобладание пассивной лексики над активной;
- ограниченные возможности использования предметного лексического словаря, словаря действий, признаков
- незнание слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий и т.д и снижение уровня словесного обобщения;
- употребление слов в узком значении.
...
К сожалению, с каждым годом количество детей, имеющих трудности в речевом развитии, в дошкольных общеобразовательных учреждениях имеет тенденции к росту. Работы таких авторов как Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко и многих других, показали, что среди этих детей большей частью являются дошкольники с общим недоразвитием речи они составляют сложную разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. В структуре общего недоразвития речи одним из ведущих дефектов является нарушение лексической стороны речи, так как у детей наблюдается позднее формирование речи, бедный словарный запас, как активный, так и пассивный.
Учитывая, что основной задачей речевого развития является формирование лексического строя речи, уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых, сверстников и уметь общаться с ними. В связи с этим, нарушение лексического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует свои речевые высказывания. Неверное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Таким образом, проблема развития лексического строя речи у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в школу, а без глубокого знания особенностей развития лексического строя речи трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Важность изучения лексического строя речи также обусловлена необходимостью выполнения основных требований программы ФГОС по речевому развитию дошкольников, а так же недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: лексика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи II уровня .
Предмет исследования: особенности лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотеза:
мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня будут выявлены следующие особенности развития лексики:
- несоответствие лексического запаса возрастной норме;
- преобладание пассивной лексики над активной;
- ограниченные возможности использования предметного лексического словаря, словаря действий, признаков
- незнание слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий и т.д и снижение уровня словесного обобщения;
- употребление слов в узком значении.
...
Анализ литературы показал, что нормальное развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие ещё не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушение разговорных норм дет ьми, особенно в раннем возрасте. Речь детей с ОНР характеризуется маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью, нарушением лексической сочетаемости. ОНР II уровня характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи, однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. Вопрос о развитии словаря у детей с ОНР II уровня - это серьёзная логопедическая работа, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи нужно отметить, что необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию накопления, уточнения и активизации словаря, и развития речи в целом
В ходе анализа экспериментальных данных, мы пришли к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня сформированность лексики находится в основном на среднем и ниже среднего уровнях, также мы выявили следующие особенности лексики: несоответствие лексического запаса возрастной норме, преобладание пассивной лексики над активной, ограниченные возможности использования предметного лексического словаря, словаря действий, признаков, частичное знание слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий, а также снижение уровня словесного обобщения и употребление слов в узком значении.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу. Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
В ходе анализа экспериментальных данных, мы пришли к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня сформированность лексики находится в основном на среднем и ниже среднего уровнях, также мы выявили следующие особенности лексики: несоответствие лексического запаса возрастной норме, преобладание пассивной лексики над активной, ограниченные возможности использования предметного лексического словаря, словаря действий, признаков, частичное знание слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий, а также снижение уровня словесного обобщения и употребление слов в узком значении.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу. Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В
РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Предупреждение нарушений навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024





