Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Работа №158435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Общая характеристика лексики и ее развитие у детей старшего
дошкольного возраста в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием
речи 19
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на
развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 32
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ 41
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 47
Методические рекомендации по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 65
ППРИЛОЖЕНИЯ 70


Актуальность исследования. Одним из основных показателей готовности дошкольника к успешному обучению в школе, является правильная, четкая, понятная, хорошо развитая речь. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях содержание образования и условия обучения и воспитания ведётся с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ ования (ФГОС ДО). Содержание программы предъявляет высокие требования к речевому развитию дошкольника. Среди них важное место занимает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого развития ребёнка. В связи с этим, дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи.
К сожалению, с каждым годом количество детей, имеющих трудности в речевом развитии, в дошкольных общеобразовательных учреждениях имеет тенденции к росту. Работы таких авторов как Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко и многих других, показали, что среди этих детей большей частью являются дошкольники с общим недоразвитием речи они составляют сложную разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. В структуре общего недоразвития речи одним из ведущих дефектов является нарушение лексической стороны речи, так как у детей наблюдается позднее формирование речи, бедный словарный запас, как активный, так и пассивный.
Учитывая, что основной задачей речевого развития является формирование лексического строя речи, уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых, сверстников и уметь общаться с ними. В связи с этим, нарушение лексического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует свои речевые высказывания. Неверное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Таким образом, проблема развития лексического строя речи у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в школу, а без глубокого знания особенностей развития лексического строя речи трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Важность изучения лексического строя речи также обусловлена необходимостью выполнения основных требований программы ФГОС по речевому развитию дошкольников, а так же недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: лексика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи II уровня .
Предмет исследования: особенности лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотеза:
мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня будут выявлены следующие особенности развития лексики:
- несоответствие лексического запаса возрастной норме;
- преобладание пассивной лексики над активной;
- ограниченные возможности использования предметного лексического словаря, словаря действий, признаков
- незнание слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий и т.д и снижение уровня словесного обобщения;
- употребление слов в узком значении.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы показал, что нормальное развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие ещё не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушение разговорных норм дет ьми, особенно в раннем возрасте. Речь детей с ОНР характеризуется маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью, нарушением лексической сочетаемости. ОНР II уровня характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи, однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. Вопрос о развитии словаря у детей с ОНР II уровня - это серьёзная логопедическая работа, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи нужно отметить, что необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию накопления, уточнения и активизации словаря, и развития речи в целом
В ходе анализа экспериментальных данных, мы пришли к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня сформированность лексики находится в основном на среднем и ниже среднего уровнях, также мы выявили следующие особенности лексики: несоответствие лексического запаса возрастной норме, преобладание пассивной лексики над активной, ограниченные возможности использования предметного лексического словаря, словаря действий, признаков, частичное знание слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий, а также снижение уровня словесного обобщения и употребление слов в узком значении.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу. Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.



1. Агранович З.Е. / Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР/ З.Е. Агранович.-СПб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС,2001.- 218с.
2. Баева А.И. / Изучение состояния речевых процессов у 5 -6 летних детей с общим недоразвитием речи. // А.И.Баева, Логопед №2. 2004. — 43с.
3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. /Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. -
М. Издательский центр «Академия», 2002, 640с.
4. Волосовец Т. В. / Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // Под. ред.. М., 2002 - с. 59
5. Выготский Л.С. / Психология развития человека / Л.С. Выготский. М.- «Эксмо», 2004, 493 с.
6. Гаркуша Ю.Ф. / Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002
7. Гвоздев А.Н. / Вопросы изучения детской речи./ А.Н. Гвоздев - М., «Детство-Пресс», 2007, 185с.
8. Громова О.Е. / Инновации - в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.-232с.
9. Гончарова В.А., Поварова И.А. / Нарушения письменной речи у младших школьников. - Спб., 2008.
10. Глухов В.П. / Основы психолингвистики: учебное пособие для стуентов педвузов/ В.П. Глухов. - М: «Астрель», 2005 - 351с.
11. Глухов В.П. / Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
12. Деева Ю.П. / Формирование связной речи у детей с ОНР с
использованием элементов гарденотерапии //Всероссийская научно¬
практическая интернет-конференция «Технологический подход к моделированию и реализации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2011.
13. Деревяненко Н.П., Лапп Е.А. // Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Н.П. Деревяненко, Е.А. Лапп, Практическая психология и логопедия № 4, 2006, с.22-25.
14. Ефименкова Л.Н. / Коррекция устной и письменной речи у учащихся младших классов / Л.Н. Ефрименкова.- М. «Просвящение», 1991, 579с.
15. Ефименкова Л.Н. / Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981 - 112с.
...
55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ