ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Теоретические основы и принципы формирования ценностного
отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни 7
1.2. Теоретические основы и принципы формирования ценностного
отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни на уроках биологии 10
1.3. Критерии оценки уровня воспитания ценностного отношения
школьников к здоровью и здоровому образу жизни 15
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
3.1. Оценка исходного уровня знаний и мотивации учащихся 18
3.2. Разработка мероприятий для повышения ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни 26
3.3. Обсуждение результатов исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Теоретические основы и принципы формирования ценностного
отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни 7
1.2. Теоретические основы и принципы формирования ценностного
отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни на уроках биологии 10
1.3. Критерии оценки уровня воспитания ценностного отношения
школьников к здоровью и здоровому образу жизни 15
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
3.1. Оценка исходного уровня знаний и мотивации учащихся 18
3.2. Разработка мероприятий для повышения ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни 26
3.3. Обсуждение результатов исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
Демография, состояние здоровья населения, и в частности детское здоровье, является национально значимой проблемой. В последние годы происходит значительное ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Социальная незащищенность, духовная дезориентация, девальвация семейных ценностей приводят к росту детской преступности, увеличению числа алкогольных и наркозависимых подростков, активизации различных психических и эмоциональных расстройств.
Система образования в свою очередь, должна помочь обеспечить, не только качественный образовательный процесс, но воспитать физически и психологически здоровое поколение. Именно в школьном возрасте закладываются ценностные основы здорового человека, формируется отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Здоровый образ жизни лежит в основе предмета валеологии. Система здравоохранения некоторых стран обуславливает наличие специального предмета «валеология» в ВУЗе с медицинской, биологической, психологической и педагогической направленностью. Валеологическое образование - это валеологическая культура человека, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих [И].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает как духовно-нравственное развитие, как воспитание учащихся, так и сохранение их здоровья. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы) как: осознанное соблюдение правил здорового и экологичного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В это время, естественнонаучные предметы должны:
• развить умение планировать свои действия, в повседневной жизни, и применять полученные знания законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения своего здоровья и здоровья окружающих;
• формировать основы экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
• формировать представление о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• способствовать овладению основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
• формировать убеждение в необходимости ведения безопасного и здорового образа жизни;
• формировать установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.
Цель работы: Изучить возможности воспитание ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в средней школе.
Задачи:
1. Дать характеристику понятиям здоровье и здоровый образ жизни.
2. Изучить опыт развития у школьников ценностного отношения к здоровью.
3. Разработать методические подходы, направленные на воспитание ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни
4. Провести тестирование школьников и изучить их знания и понимание здоровья и здорового образа жизни.
5. Сделать выводы о возможности воспитания ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в средней школе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования подобранных диагностических методик и разработке дополнительной общеобразовательной программы кружка естественнонаучной направленности «Человек и его здоровье» для формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в средней школе.
База исследования: практическая часть работы была выполнена на базе МОУ СОШ с. Засечное.
Выпускная квалификационная работа написана на 62 листах, содержит 21 рисунок и 5 таблиц, 2 приложения, список используемой литературы представлен 41 источником.
Система образования в свою очередь, должна помочь обеспечить, не только качественный образовательный процесс, но воспитать физически и психологически здоровое поколение. Именно в школьном возрасте закладываются ценностные основы здорового человека, формируется отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Здоровый образ жизни лежит в основе предмета валеологии. Система здравоохранения некоторых стран обуславливает наличие специального предмета «валеология» в ВУЗе с медицинской, биологической, психологической и педагогической направленностью. Валеологическое образование - это валеологическая культура человека, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих [И].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает как духовно-нравственное развитие, как воспитание учащихся, так и сохранение их здоровья. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы) как: осознанное соблюдение правил здорового и экологичного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В это время, естественнонаучные предметы должны:
• развить умение планировать свои действия, в повседневной жизни, и применять полученные знания законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения своего здоровья и здоровья окружающих;
• формировать основы экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
• формировать представление о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• способствовать овладению основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
• формировать убеждение в необходимости ведения безопасного и здорового образа жизни;
• формировать установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.
Цель работы: Изучить возможности воспитание ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в средней школе.
Задачи:
1. Дать характеристику понятиям здоровье и здоровый образ жизни.
2. Изучить опыт развития у школьников ценностного отношения к здоровью.
3. Разработать методические подходы, направленные на воспитание ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни
4. Провести тестирование школьников и изучить их знания и понимание здоровья и здорового образа жизни.
5. Сделать выводы о возможности воспитания ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в средней школе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования подобранных диагностических методик и разработке дополнительной общеобразовательной программы кружка естественнонаучной направленности «Человек и его здоровье» для формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в средней школе.
База исследования: практическая часть работы была выполнена на базе МОУ СОШ с. Засечное.
Выпускная квалификационная работа написана на 62 листах, содержит 21 рисунок и 5 таблиц, 2 приложения, список используемой литературы представлен 41 источником.
Задача формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих у школьников, является первостепенной и важнейшей задачей стоящей перед педагогическими работниками. Вызовы, стоящие перед современными школьниками требуют развития высокой мотивации образовательной деятельности, развития творческой активности, научно-прикладных навыков. Все это требует большого количества энергии и хорошего состояния здоровья.
В связи с этим активно ставится вопрос о воспитании у школьников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Школьный курс биологии является одним из основных способом пропаганды здорового образа жизни у школьников, но к сожалению время отведенное на разбор большинства тем ограничено 2 часами в неделю, что конечно же недостаточно.
В нашей работе мы рассмотрели вариант разработки дополнительной общеобразовательной программы кружка естественнонаучной направленности «Человек и его здоровье» для достижения цели воспитания ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни.
Выводы полученные в ходе работы можно сформулировать как:
1. Здоровье - такое состояние, которое позволяет человеку реализовывать его биологические, психологические и социальные функции и выражающееся в оптимальной трудоспособности, активности, реализации нравственных ценностей. Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», понимаемого как устойчивый способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их досуге, труде и удовлетворении духовных и материальных потребностей. Здоровье во многом, можно считать педагогической категорией, а оздоровление учащихся - объектом педагогического воздействия.
2. При изучении опыта развития у школьников ценностного отношения к здоровью, можно столкнуться с некоторыми проблемами. При пассивном восприятии информации учащиеся могут запомнить её, но она не приобретает личностно значимого характера, а следовательно, не становится жизненным правилом и руководством к действию. Для достижения цели вовлечения школьников процесс формирования ценностного и мотивированного отношения к здоровью можно прибегнуть к таким педагогическим методам обучения:!) привлечение тематических видеоматериалов и презентаций; 2) организация проектно-исследовательской деятельности учащихся; 3) организация тематических дискуссий; 4) нетрадиционные формы проведения урока.
3. Мы разработали материалы для проведения занятий в рамках дополнительной общеобразовательной программы кружка естественнонаучной направленности «Человек и его здоровье». В воспитательные цели данных занятий включили воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ. При выборе формы проведения занятий предпочтение мы отдачи традиционным формам, но тем, которые обязательно включают в себя активное изучение предмета: урок - викторина; урок - практикум.
4. При сравнении данных анкетирования на разных этапах (констатирующем и контролирующем) прослеживается тенденция увеличения значимости здоровья и здорового образа жизни в повседневной жизни школьников. А так же мы оценили уровень знаний по теме здоровья и основных правил ЗОЖ, результаты показали, что количество школьников с высоким уровнем знаний вырос с 20,5 % до 64,7 %.
5. Полученные данные говорят нам об эффективности разработанного нами подхода и избранных методов, а так же что школьный курс биологии имеет значительный потенциал в развитии ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни.
В связи с этим активно ставится вопрос о воспитании у школьников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Школьный курс биологии является одним из основных способом пропаганды здорового образа жизни у школьников, но к сожалению время отведенное на разбор большинства тем ограничено 2 часами в неделю, что конечно же недостаточно.
В нашей работе мы рассмотрели вариант разработки дополнительной общеобразовательной программы кружка естественнонаучной направленности «Человек и его здоровье» для достижения цели воспитания ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни.
Выводы полученные в ходе работы можно сформулировать как:
1. Здоровье - такое состояние, которое позволяет человеку реализовывать его биологические, психологические и социальные функции и выражающееся в оптимальной трудоспособности, активности, реализации нравственных ценностей. Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», понимаемого как устойчивый способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их досуге, труде и удовлетворении духовных и материальных потребностей. Здоровье во многом, можно считать педагогической категорией, а оздоровление учащихся - объектом педагогического воздействия.
2. При изучении опыта развития у школьников ценностного отношения к здоровью, можно столкнуться с некоторыми проблемами. При пассивном восприятии информации учащиеся могут запомнить её, но она не приобретает личностно значимого характера, а следовательно, не становится жизненным правилом и руководством к действию. Для достижения цели вовлечения школьников процесс формирования ценностного и мотивированного отношения к здоровью можно прибегнуть к таким педагогическим методам обучения:!) привлечение тематических видеоматериалов и презентаций; 2) организация проектно-исследовательской деятельности учащихся; 3) организация тематических дискуссий; 4) нетрадиционные формы проведения урока.
3. Мы разработали материалы для проведения занятий в рамках дополнительной общеобразовательной программы кружка естественнонаучной направленности «Человек и его здоровье». В воспитательные цели данных занятий включили воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ. При выборе формы проведения занятий предпочтение мы отдачи традиционным формам, но тем, которые обязательно включают в себя активное изучение предмета: урок - викторина; урок - практикум.
4. При сравнении данных анкетирования на разных этапах (констатирующем и контролирующем) прослеживается тенденция увеличения значимости здоровья и здорового образа жизни в повседневной жизни школьников. А так же мы оценили уровень знаний по теме здоровья и основных правил ЗОЖ, результаты показали, что количество школьников с высоким уровнем знаний вырос с 20,5 % до 64,7 %.
5. Полученные данные говорят нам об эффективности разработанного нами подхода и избранных методов, а так же что школьный курс биологии имеет значительный потенциал в развитии ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни.
Подобные работы
- Тренинг как форма воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2024 - Формирование ценностей здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни на уроках ОБЖ (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Формирование положительного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях коррекционного учреждения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021



