ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «художественное восприятие» 6
1.2. Особенности развития художественного восприятия старших
подростков 10
1.3. Содержание произведений итальянского Возрождения как
образовательное пространство, направленное на развитие художественного восприятия старших подростков 18
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В
ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА ИТАЛЬЯНСКОГО
ВОЗРОЖДЕНИЯ 27
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня развития художественного восприятия старших подростков 27
2.2. Серия занятий по изучению искусства итальянского Возрождения, направленная на развитие художественного восприятия старших
школьников 36
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
На сегодняшний день образовательные учреждения ориентированы на выявление способности учащихся «общаться» с результатом деятельности художника, а также на формирование умений познавать искусство, которое обеспечивает развитие гармоничной личности учащихся через творческую деятельность на уроках изобразительного искусства и МХК. Одним из путей формирования личности старшего подростка является его развитие как осознанной натуры, владеющей хорошим восприятием мира человека, адекватно воспринимающего художественные произведения различных видов и жанров, а также умеющего согласно всем правилам вести диалог с художником.
Проблемой восприятия интересовались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, Е.Ф. Лукина, А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, А.С. Штерн.
С. Л. Рубинштейн уделял немало внимания художественному восприятию. Определял художественное восприятие как способность воспроизведения, воссоздания содержания, смысла произведения и его выразительности личностью. Этот феномен не генетически наследуемое свойство, а приобретается человеком в течение культурной жизни, требующее для своего развития немалых педагогических усилий. Поэтому эта проблема является актуальной и требует особого внимания от педагогов- художников [32, с. 526].
Для старших подростков в образовательной среде следует создать условия для полноценного развития художественного восприятия. В подтверждение этой необходимости, можно привести документ - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее ФГОС СОО), в котором среди основных задач данного документа отмечается: «умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка)» [39].
Общение с художественным произведением обогащает внутренний мир учащихся, оно направлено на познание содержания и идей произведения искусства, формирует эмоциональный отклик, которое в последствие направлено на получение эстетического удовольствия от взаимодействия с творчеством. В нашем исследовании уделено внимание выявлению актуального уровня развития данной проблемы, а также рассмотрению способов развития художественного восприятия обучающихся старшего подросткового возраста в процессе изучения искусства итальянского возрождения.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития
художественного восприятия подростков и составить серию занятий по изучению искусства итальянского Возрождения, направленную на развитие художественного восприятия подростков старшего школьного возраста.
Объект исследования: развитие художественного восприятия
подростков старшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние изучения искусства итальянского Возрождения на развитие художественного восприятия подростков старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития художественного восприятия.
2. Изучить особенности развития художественного восприятия подростков старшего школьного возраста.
3. Представить содержание произведений итальянского Возрождения как образовательное пространство, направленное на развитие художественного восприятия старших подростков.
4. Выявить уровень развития художественного восприятия подростков старшего школьного возраста при помощи комплекса диагностических методик.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий по развитию художественного восприятия подростков старшего школьного возраста, включающий в себя изучение произведений искусства итальянского Возрождения.
6. Составить методические рекомендации к проведению уроков по изучению искусства итальянского Возрождения, направленных на развитие художественного восприятия.
Гипотеза исследования: процесс изучения искусства итальянского возрождения будет влиять на развитие художественного восприятия старших подростков при следующих педагогических условиях:
• если процесс художественного восприятия будет организован как пространство многоступенчатого диалога с живописными произведениями;
• пространство диалога будет выстроено с применением элементов эвристической беседы и направлено на развитие умения анализировать художественное произведение;
• сюжетный уровень произведений искусства будет понятен и доступен обучающимся подросткового возраста.
Методы исследования:
• изучение научной литературы по теме исследования;
• тестирование;
• количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: художественная школа при МАОУ «КУГ №1 - Универс» г. Красноярска, Красноярский край. В эксперименте приняли участие тринадцать человек, из них 5 мальчиков и 8 девочек. Возраст учеников 14-15 лет.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что проблема развития художественного восприятия является актуальной,так как искусство представляет собой один из важнейших факторов формирования личности человека, который способен расширить представления об окружающем мире, о красоте природы. Основой для этого формирования является - диалог зрителя с художественным произведением, поэтому развитие навыков восприятия картин многих художниковстановится одной из главных задач художественного воспитания. Результатом развития художественного восприятия становится то, что человек восприимчив к нравственным и художественным ценностям культуры и искусства, также способен понимать главное в произведении, различать средства выразительности, сопоставлять содержание картины сосвоим жизненным опытом.
Основной целью данной курсовой работы стало определение актуального уровня развития художественного восприятия старших школьников в МАОУ «КУГ №1 - Универс» г. Красноярска.
В работе мы определили диагностические методики, с помощью которых можно выявить актуальный уровень: «Изучение восприятия картины» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, методика понимания художественного произведения (разработана в лаборатории Психологических проблем художественного развития РАО и описанная А. А.Мелик-Пашаевым), «Описание картины» Г.П. Меркулова.
Результаты проведённого констатирующего эксперимента показали, что большинство учащихся имеют средний и низкий уровни развития. Полученные данные стали основой для разработки серии занятий, которая направлена на развитие художественного восприятия старшего школьника в процессе изучения искусства Италии эпохи Возрождения.
Именно поэтому, одним из увлекательным способом развития художественного восприятия старшего школьника является изучение итальянского искусства на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Словесный метод обучения - это наиболее распространенный метод обучения, который применяется в образовательных учреждениях. Этот метод позволяет кратчайший срок передать большую по объему информацию, выделить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения. Восприятие творчества требует особых усилий учащихся с немалым вниманием и руководством педагога к этому процессу взаимодействия. Учитель может помочь в эстетическом и нравственном развитии учеников, с помощью приобщения их к искусству.
Можно сделать вывод о том, что проблема развития художественного восприятия, действительно, актуальна, подтверждением этого является проведение диагностических методик, в результате которых основным уровнем развития учащихся этого феномена является - средний уровень. Занятия по искусству помогают ученикам сформулировать своё отношение художественному произведению, учат осознать эмоциональный окрас, а также эстетически воспитывают личность.
1. Арановская И.В., Юлпатова Е.Ю. Диалог в проблемном поле искусствознания // Известия Волгоградского государственного педагогическо го университета. 2012. № 12. С.85-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dial og-v-problemnom-poleiskusstvoznaniya/viewer (дата обращения: 05.02.2022).
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Общ. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974. 392 с
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство, 1979. 429 с.
4. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1967, 436 с.
5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху возрождения. М.: Юристь, 1906. Т. 2. 544 с.
6. Брагина Л.М. Гуманистическая мысль итальянского
Возрождения. М.: Изд-во Наука, 2004. 358 с.
7. Борев Ю.Б. Эстетика : Учебник. М. : Высшая школа, 2002. 511с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
9. Веймарн Б.В. Всеобщая история искусств. М.: Искусство, 1966. Т. 4. 457 с.
10. Воронов В.А. Воспитание красотой: об эстетической
воспитанности школьников // Начальная школа. 1992. №5. С. 52-54
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6, 1966. С. 62-68.
12. Гатовская, Д.А. Видеоурок - новый метод обучения // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 12 6-127. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/ (дата обращения: 06.01.2022).
13. Дуванова А.А. Использование креативных методов на уроках
изобразительного искусства // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 36-39. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7293/ (дата обращения: 10.03.2022).
14. Запорожец, А.В. Развитие восприятия и деятельности: хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. М.: Просвещение, 1975. 324 с.
15. Золотарева Л.Р. «Художественная
картина мира» итальянского Ренессанса в
контексте освоения истории искусства // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 16. С.182-187. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-kartina-mira-italyanskogo- renessansa-v-kontekste-osvoeniya-istorii-iskusstva (дата
обращения: 29.01.2022).....46