Введение 3
Глава I. Теоретические основы осуществления межпредметных связей в обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС 6
1.1. Развитие идеи межпредметных связей в истории зарубежной и
отечественной педагогики 6
1.2. Функции и виды межпредметных связей и их потенциал в современных
условиях обучения по ФГОС 13
1.3. Роль учебного предмета «Иностранный язык» в осуществлении межпредметных связей 20
Глава II. Методические основы осуществления межпредметных связей в
обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС 26
2.1. Пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка...26
2.2. Использование предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL)
как средства реализации межпредметных связей 36
2.3. Методические материалы с использованием методики CLIL 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 1 58
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 73
Приложение 5 74
Современное общество отличается непрерывным и стремительным развитием, и именно ускорение темпов развития является его главной особенностью. Постоянно сменяющие друг друга потоки информации, ежедневные открытия и нововведения требуют от человека обширных знаний во всех областях, умения быстро ориентироваться и подстраиваться под постоянно меняющиеся обстоятельства. Именно по этой причине уже недостаточно формировать у учащихся чисто предметные знания, навыки и умения, как подразумевал Федеральный образовательный стандарт первого поколения от 2004 года. Узкопрофильные знания не смогут обеспечить в будущем успешное ориентирование человека в информационном пространстве, и во избежание данной проблемы образованию необходимо идти в ногу со временем. Именно поэтому были приняты Федеральные образовательные стандарты второго поколения (далее ФГОС): для начальной школы (1-4 классы) в 2009 году, для основного общего образования (5-9 классы) в 2010 году, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) в 2012 году.
Современные образовательные стандарты отвечают последним требованиям общества, поскольку они ориентированы на формирование у учеников универсальных, метапредметных знаний, навыков и учебных действий, благодаря которым и формируется общая картина мира, а также умение ориентироваться в потоке информации [37]. Обеспечить формирование таких учебных действий можно только благодаря реализации в учебном процессе межпредметных связей. Можно с уверенностью сказать, что учебный предмет «Иностранный язык» благодаря своей уникальности в системе образования является оптимальной площадкой для реализации данных связей. На современном этапе образования обучение иностранному языку неизменно проходит в неразрывной связи с другими общеобразовательными предметами, этим и обусловлена актуальность данной работы.
Таким образом, объектом исследования являются межпредметные связи, реализующиеся в процессе обучения иностранному языку, а предметом выступают возможные пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Необходимо справедливо отметить, что в процессе реализации межпредметных связей его участники сталкиваются с рядом проблем. Например, с трудностью подбора качественного образовательного материала, отвечающего всем требованиям ФГОС и в то же время способствующего формированию универсальных умений; с несогласованностью учебных программ по разным общеобразовательным предметам, в связи с чем затрудняется реализация межпредметных связей; а также с недостаточным количеством учебных часов, отведенных на изучение материала, что также осложняет формирование межпредметных знаний и навыков.
Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является выявление и теоретическое обоснование возможных путей реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проследить развитие идеи межпредметных связей в истории зарубежной и отечественной педагогики.
2. Изучить функции и виды межпредметных связей и их потенциал в современных условиях обучения по ФГОС.
3. Рассмотреть роль учебного предмета «Иностранный язык» в
осуществлении межпредметных связей.
4. Выявить и описать возможные пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка.
5. Раскрыть методику предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) как средства реализации межпредметных связей.
6. Разработать урок с применением методики CLIL.
Практическая значимость настоящей работы связана с возможностью применения полученных результатов в практике преподавания иностранного языка для реализации межпредметных связей. В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ (изучение и сопоставление функций и видов межпредметных связей), обобщение различных классификаций межпредметных связей по схожим критериям, синтез (соотнесение результатов по ФГОС с функциями межпредметных связей).
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обозначается методологический аппарат работы: цели, задачи, предмет и объект исследования. Также обосновывается актуальность работы и её практическое значение.
В первой главе рассматривается исторический аспект развития идеи межпредметных связей в зарубежной и отечественной педагогике. Помимо этого, рассматриваются функции и виды межпредметных связей, а также изучается их потенциал в условиях обучения по ФГОС. Далее рассматривается роль предмета «Иностранный язык» в осуществлении межпредметных связей.
Во второй главе описываются возможные пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка. Далее раскрывается суть методики CLIL: её аспекты, компоненты, особенности применения, плюсы и минусы. Кроме того, нами предлагается методическая разработка, основанная на применении данной методики, а именно урок по методике CLIL, разработанный по современным стандартам ФГОС.
Заключение содержит выводы по представленной работе.
В соответствии с задачами данной работы была раскрыта тема развития идеи межпредметных связей в истории зарубежной и отечественной педагогики. В первую очередь, были названы научные предпосылки возникновения данной теории и основные этапы её развития. Также нами были упомянуты педагоги и ученые, поднимавшие вопросы о роли метапредметного характера обучения, работавшие над внедрением межпредметных связей в учебный процесс (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский). Истории развития данной идеи в отечественной педагогике также было уделено особое внимание, так как немалую роль в данном процессе играли исторические и культурные предпосылки, влияние которых можно заметить и по нынешнее время.
Помимо этого, были подробно изучены функции и виды межпредметных связей. Были рассмотрены образовательная, методологическая, воспитательная и развивающая функции. Также был сделан вывод, реализация данных функций обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов по ФГОС соответственно, что раскрывает их потенциал в современных условиях обучения по ФГОС. Далее были названы признаки, на основе которых и были систематизированы межпредметные связи: состав, направленность и способ. В соответствии с этим, был проанализирован ряд классификаций, предложенных различными учеными (Н.С. Антоновым, В.Н. Фёдоровой, В.Н. Максимовой, В.С. Кукушиным). На основе рассмотренного материала был сделан вывод, что основополагающими критериями являются временной и содержательный.
Далее нами была раскрыта уникальность учебного предмета «Иностранный язык» в системе современного образования, которая заключается в межпредметном, многоуровневом и многофункциональном характере данного учебного предмета. Данные уникальные черты и определили роль предмета «Иностранный язык» в осуществлении межпредметных связей как ключевую. Также был отмечен образовательный, воспитательный и развивающий потенциал данного предмета, что согласуется с необходимостью развивать у учащихся УУД.
Также были выявлены и описаны возможные пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка через вопросы межпредметного содержания, межпредметные задачи, творческие задания межпредметного характера и межпредметные пособия. Далее было продемонстрировано многообразие возможностей их реализации, а именно: предоставление текстового материала, различного по содержанию и по форме (текст, песенный материал, компьютерная презентация и др.), использование наглядного материала различного характера, применение знаний из других учебных дисциплин (математика, информатика), разнообразная творческая и проектная деятельность.
Кроме того, была раскрыта методика предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) как средства реализации межпредметных связей. В первую очередь была изучена история формирования данной методики за рубежом, раскрыты её исторические и культурологические предпосылки. Далее было рассмотрено содержание данной методики, её аспекты, особенности отбора учебного материала, а также её положительные стороны и проблемы, которые могут возникнуть в ходе работы по данной методике. Был сделан вывод, что данная методика соответствует современному образовательному стандарту и может существенно дополнить образовательный процесс, но для её успешного применения необходим обновленный подход к повышению квалификации учителей.
И в последнюю очередь были представлены собственные методические материалы — урок с применением вышеописанной методики CLIL, созданный на основе теоретических данных о реализации межпредметных связей и на материале УМК по некоторым предметам. Было отмечено, что разработанный урок полностью соответствует требованиям ФГОС, что доказывает возможность применения данной методики на уроках, и возможность её внедрения в учебный процесс.
1. Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. Немецкий язык. Горизонты. 9 класс. М.: Просвещение, 2018. 96 с.
2. Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М.: Академия, 2005. 416 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 162 с.
4. Баляйкина В.М., Маскаева Т.А., Лабутина М.В., Чегодаева Н.Д. Межпредметные связи как принцип интеграции обучения // Современные проблемы науки и образования, 2019. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29320(дата обращения: 24.06.2020).
5. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. Томск: Изд-во
Томского ун-та, 1988. 221 с.
6. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык. Enjoy English. 11 класс. Обнинск: Титул, 2017. 200 с.
7. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский язык. Enjoy English. 7 класс. Обнинск: Титул, 2014. 160 с.
8. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Лытаева М.А. Немецкий язык. Deutsch 11: Lehrbuch. 11 класс. М.: Просвещение, 2008. 271 с.
9. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда: Изд-во Вол. гос. пед. ин-та, 1988. 168 с.
10. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: Новь, 1999. 538 с.
12. Ганелин Ш.И. О преемственных и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V VII классах. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. С. 5-24.
13. Гурьев А.И. Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование. 1998. №2. С. 204-205.
14. Данилов М.А., Есипов Б.П., Скаткин М.Н., Моносзон Э.И. Дидактика. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР., 1957. 503 с.
15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
16. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1965. 374 с.
17. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2020. 304 с.
18. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. 160 с.
19. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. №3. С. 9-15.
20. Коменский А.Я. Избранные сочинения. М.: Учпедиздат, 1955. 656 с.
21. Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин. Пед. соч. В 6-ти т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1980. 334 с.
22. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474 с.
23. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.:
Просвещение, 1982. 96 с.
24. Лалетина Т.А. Интегрированный подход и использование предметно¬
языковой интеграции при обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: (дата
обращения: 23.04.2020).
25. Лаптева Т.Г. Некоторые аспекты использования методики CLIL при обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-ispolzovaniya-metodiki-clil-pri- obuchenii-inostrannym-yazykam(дата обращения: 26.04.2020).
26. Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2008. 320 с.
27. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников. М.: Изд-во Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1967. 22 с.
28. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1989. 257 с.
29. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. М.: Просвещение, 1980. 245 с.
30. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1981. 466 с.
31. Огородников И.Т., Шимбирев П.Н. Педагогика: учеб. для учит. ин-тов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Учпедгиз, 1950. 430 с.
32. Петров A.B. Межпредметные связи в системе развивающего обучения // Наука и образование.1998. №1. С.13-17.
33. Принципы и цели раннего обучения иностранному языку на современном
этапе [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://studbooks.net/1860067/pedagogika/printsipy_tseli_rannego_obucheniya_in ostrannomu_yazyku_sovremennom_etape (дата обращения: 03.05.2020).
34. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2012. 629 с.
35. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.
36. Усова A.B. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей учащихся // Межпредметные связи в преподавании наук в средней школе: Межвузовский сб. науч. тр. Челябинск, 1982. С. 43-49.
37. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 689 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 51 с.
39. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. М.: Изд-во ЛГПИ, 1983. 176 с.
40. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1989. 189 с.
41. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приёмов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та., 1985. 113 с.
42. Юрасова Е.С., Горбачева Е.А. CLIL технология на уроках английского языка // Царскосельские чтения. 2012 г. № 12. С. 359-362.
43. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.
44. Marsh D. The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) // European Commission. DG EAC, 2002. P. 46-57.
45. Goethe-Institut. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr.html(дата обращения: 07.05.2020).
46. Kinder Universitat. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://kinderuni.goethe.de/index.php(дата обращения: 07.05.2020).
47. Wunde heilt. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://kinderuni.goethe.de/mod/videoscore/view.php?id=2136(дата обращения: 07.05.2020).