Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение культурных традиций русского народа младшими школьниками во внеурочной деятельности средствами Мезенской росписи

Работа №158411

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения культурных традиций русского народа в начальной школе во внеурочной деятельности 6
1.1 Изучение культурных традиций русского народа младшими
школьниками 6
1.2 Особенности изучения культурных традиций русского народа
младшими школьниками во внеурочной деятельности 25
1.3 Специфика мезенской росписи как средства изучения культурных
традиций русского народа во внеурочной деятельности младшими школьниками 32
Выводы по главе I 44
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению культурных традиций русского народа младшими школьниками во внеурочной деятельности средствами мезенской росписи 46
2.1 Выявление актуального уровня изучения культурных традиций русского
народа у младших школьников во внеурочной деятельности 46
2.2 Серия занятий по изучению культурных традиций русского народа
младшими школьниками во внеурочной деятельности средствами мезенской росписи 57
Выводы по главе II 69
Методические рекомендации 70
Заключение 76
Список литературы 77
Приложение А 83
Приложение Б 86
Приложение В 94

Актуальность в условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания, интерес к народной культуре и ее традициям, как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий их духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство, как основа народной культуры - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса [25].
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство - этоцельный и стройный мир особого отношения человека к окружающему миру, к своему труду и быту [40].
Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.
Использование в педагогической работе народного искусства, обладающего непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью, является необходимым условием развития эстетической культуры личности. Оно помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка, его культуры [40].
Исследованиями в области ознакомления детей с культурными традициями русского народа занимались Грибовская А. А., Князева О. Л., Королева Т., Соломенникова О. А., Тихонова М. В., Усова А. П., Дорожин Ю. Г., Изместьева Л. А. и другие.
Однако в настоящее время в теории и методике культурных традиций русского народа недостаточно раскрыты методы и средства ознакомления детей младшего школьного возраста с культурными традициями.
Цель исследования: выявить особенности изучения культурных традиций русского народа младшими школьниками во внеурочной деятельности средствами мезенской росписи.
Объект исследования: изучение культурных традиций русского народа.
Предмет исследования: мезенская роспись как средство изучения культурных традиций русского народа младшими школьниками во внеурочной деятельности
Задачи исследования:
• Рассмотреть сущность понятия культурные традиции, русского народа.
• Изучить особенности культурных традиций русского народа младшими школьниками во внеурочной деятельности.
• Проанализировать специфику мезенской росписи как способ изучения культурных традиций русского народа с младшими школьниками.
• Подобрать диагностический инструментарий для определения актуального уровня изучения культурных традиций русского народа младшими школьниками.
• Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты.
• Составить серию занятий по изучению культурных традиций русского народа младшими школьниками во внеурочной деятельности через мезенскую роспись.
Гипотеза: серия занятий по мезенской росписи способствует развитию изучения культурных традиций русского народа если:
- будет организованно образовательная среда во внеурочной деятельности с применением средств декоративно прикладного искусства
Методы исследования:
теоретические (анализ научной педагогической и методической литературы, обобщение); эмпирические: (наблюдение, беседа, эксперимент).
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №1» ЗАТО п. Солнечный. В число испытуемых младшие школьники, которые посещают занятия по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка», группа 12 человек.
Актуальность проблемы заключается в том, что младшие школьники способны усвоить знания о культурных традициях русского народа через мотивы мезенской росписи, которая поможет познакомить с народными праздниками, обычаями, предметами быта, народным творчеством, а так же овладеть приемами составления композиции с помощью узоров мезенской росписи во внеурочной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, хотелось бы отметить, что преподаванию народной росписи в школе, на занятиях декоративного рисования должно быть уделено больше времени и внимания. Осваивая этот вид искусства, творчески работая над образом художественной вещи, младшими школьники овладевают элементарными приемами художественной обработки разных материалов — бумаги, дерева и т. д. У учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к жизни и к искусству, которое у каждого имеет свою, неповторимую окраску и форму выражения.
Внеурочная деятельность по изучению культурных традиций младшими школьниками средствами мезенской росписи позволяют воспитать в детях культуру восприятия материального мира, развивают творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности и культурные традиции русского народа.
Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Я считаю, что работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласна с тем, что «самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».


1. Акулова О.В. Мониторинг младших школьников. - СПб.: Детство- Пресс,2010.
2. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013.
3. Арбат В. А. Русская народная роспись по дереву. - М.: Изобразительное искусство, 1970.
4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Т. 1 / А.Н. Афанасьев. - М.: Индрик, 1994.
5. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014.
6. Богуславская И. Я. Русско-народное творчество. Л.,1976.
7. Василенко В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве X-XX веков / В.М. Василенко. - М.: Сов.художник, 1974.
8. Велтистов М. Е. Развитие творческого воображения ребенка в изобразительной деятельности // Одаренный ребенок. 2008.
9. Величко Н. Мезенская роспись. - АСТ- Пресс, 2014.
10. Воронов В. Крестьянское искусство. - М.: Государственное издательство, 1924.
11. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.:Просвещение, 2010.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
13. Горбунова Т.С. К вопросу об организации внеурочной деятельности в ОУ в условиях введения ФГОС / Т.С. Горбунова, О.А. Колядинцева, И.Ю. Акентьева, Т.Г. Бородавкина // Методист. - 2010.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
15. Григорьев Д.В. Организация внеурочной деятельности школьников / Д.В....64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ