Сравнительный анализ социальных и социально-перцептивных установок представителей разных поколений
|
Введение 2
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования 9
1.1. Изучение социальных установок в отечественной и зарубежной
психологии 9
1.2. Понятие социальной перцепции. Социально-перцептивные
установки и их роль в общении 22
1.3. Теория поколений. Психологические особенности разных
поколений 37
1.4. Психологические характеристики исследуемых возрастных
групп 53
Глава 2. Сравнительный анализ социальных и социально-перцептивных установок представителей разных поколений 63
2.1. Описание процедуры и методов исследования 63
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 67
Выводы 91
Заключение 95
Список используемых источников 97
Приложение 104
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования 9
1.1. Изучение социальных установок в отечественной и зарубежной
психологии 9
1.2. Понятие социальной перцепции. Социально-перцептивные
установки и их роль в общении 22
1.3. Теория поколений. Психологические особенности разных
поколений 37
1.4. Психологические характеристики исследуемых возрастных
групп 53
Глава 2. Сравнительный анализ социальных и социально-перцептивных установок представителей разных поколений 63
2.1. Описание процедуры и методов исследования 63
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 67
Выводы 91
Заключение 95
Список используемых источников 97
Приложение 104
Теоретическое обсуждение детерминант и результатов социальных изменений находится сегодня в центре внимания социологических и психологических исследований. Группа социологов во главе с А. Инкелсом в 60-е годы прошлого века в качестве важнейшей задачи социальной психологии обозначили объяснение того, каким образом люди двигаются от традиционности к современному типу личности. Исходной теоретической позицией этого исследования стала убежденность ученых в том, что люди становятся современными через новый опыт, с которым они сталкиваются и благодаря которому они могут переживать существенные личностные изменения, иногда настолько глубокие, что позволяют рассматривать их как трансформации личности. Вместе с тем, любое новое поколение всегда имеет «приметы» предыдущего, поскольку его формирование происходит в условиях социокультурного пространства, сформированного всем предшествующим опытом человечества.
Сегодня набирают популярность исследования, указывающие на трансгенерационные связи, в той или иной степени обусловливающие устойчивость психологических характеристик в ряду поколений. В этой связи актуальным является вопрос о том, какие из психологических качеств и свойств являются более устойчивыми, а какие больше подвержены изменениям под воздействием меняющихся социокультурных условий. Почти все современные исследования в области психологии имеют ссылку на необходимость их проведения с позиции тех перемен, которые затронули наше общество. В социальной психологии, психологии личности и возрастной психологии появилось немало исследований, целью которых является изучение влияния динамичных общественных изменений на развитие человека. Выявлено немалое число различий в проявлении и уровне сформированности тех или иных психологических качеств, свойств и характеристик у представителей разных поколений.
Возникновение теории поколений связано с экономическими «качелями», что характерно для современного социума: экономический подъем, который сменяется инфляцией, экономическая стабильность и следующий за ней дефолт и т.д. Для каждой экономической ситуации характерны определенный уровень жизни, уровень комфорта, потребности общества. Людей одного поколения связывают фундаментальные события конкретного общества в конкретный период. У каждого поколения формируются общие ценности за счет существенных событий в мире или стране. Ключевые ценности вырабатываются в первой четверти жизни и почти не измены. Они является тем фундаментом, который определяет сознание человека.
Закономерно, что между поколениями возникают возрастные барьеры. Из множества заключений по результатам психологических и социологических исследований следует, что между людьми с разницей в возрасте 15-20 лет существует порой колоссальная разница во взглядах на жизнь, ценностных ориентациях, моральных выборах. Между типами поколений существуют отличия во взглядах и восприятии многих жизненных аспектов. Различия проявляются, прежде всего, в социальных установках.
Проблема социально-психологических установок является одной из ключевых в психологии. Установки образуют систему ценностных ориентаций личности, они регулируют поведение человека в наиболее значимых для него ситуациях и видах деятельности, в них выражается его отношение к жизненным целям и к способам их достижения. Социальные установки также влияют на восприятие одним человеком другого.
Социальная перцепция является процессом, включающим в себя восприятие, понимание и изучение одними людьми других, а также различных социальных общностей. Основа социальной перцепции лежит в восприятии и понимании людьми друг друга в рамках межличностных интеракций. Важно отметить, что процесс социальной перцепции всегда зависит от множества различных факторов, в том числе и от возрастных особенностей человека.
Теория поколений, созданная на стыке социологических, исторических и психологических наук, вызывает интерес исследователей не только как некая описательная концепция, но находит сегодня применение для решения практических задач в разных сферах психологии. Для психолого-педагогической практики весьма важными являются вопросы взаимодействия представителей разных поколений. Решение этих вопросов находят свое отражение в образовательном и воспитательном процессах.
Анализ имеющихся на сегодняшний день исследований, связанных с теорией поколений, указывает на интерес к вопросам объективных условий и субъективных факторов взаимодействия разновозрастных групп. Есть немало данных о ценностных расхождениях среди представителей разных возрастов. Однако эти данные имеют обобщенный характер и отражают только основные тенденции. На наш взгляд, изучение социальных и социально¬перцептивных установок представителей разных поколений может уточнить содержание теории поколений в части описания характерных особенностей и взглядов людей, родившихся в разные хронологические отрезки.
Цель исследования: провести сравнительный анализ социальных и социально-перцептивных установок представителей разных поколений для использования диагностических данных в практике деятельности педагога- психолога по вопросам личностного развития и межличностного взаимодействия.
Объект исследования - социальные и социально-перцептивные установки личности.
Предмет исследования - различия в социальных и социально-перцептивных установках представителей разных поколений.
Гипотеза: существуют различия в социальных и социально-перцептивных установках представителей разных поколений. Различия проявляются в соотношении позитивных и негативных социально-перцептивных установок; в степени выраженности направленности на «альтруизм», «процесс» и «результат», «свободу» и «власть», «труд» и «деньги»; а также в показателях ксенофобической установки, таких как «интолерантность», «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические данные по проблеме социальных установок в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотреть понятие социальной перцепции, социально-перцептивных установок и их роль в общении. Выделить психологические особенности исследуемых возрастных групп.
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики социальных и социально-перцептивных установок.
3. Провести диагностическое исследование, проанализировать полученные результаты, интерпретировать выявленные различия, сформулировать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теория установки Д.Н. Узнадзе, рассмотренная в работах А.Г. Асмолова, А.И. Донцова, Ш.А. Надираишвили, В.Э. Чудновского;
- теория социальной установки, представленная в работах A. А. Бодалева, Е.В. Бубновой, О.А. Гулевич, С.В. Духновского, Е.П. Ильина, B. Н. мясищева, П.Н. Шихирева,
- концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности В.А. Ядова;
- а также исследования отечественных и зарубежных исследователей, выполненные в русле теории поколений - работы Н.А. Зайцевой, А.Г. Кузнецова, В.В. Радаева, Е.М. Шамис.
Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были использованы такие методы, как анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация теоретических и эмпирических данных, тестирование.
В ходе тестирования были использованы следующие диагностические методики:
- методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной;
- методика оценки социально-перцептивной установки личности Т.Д. Дубовицкой;
- методика «Шкалы склонности к экстремизму».
В качестве методов математической статистики применялись Т- критерий Стьюдента для независимых выборок и угловое преобразование Фишера.
В исследовании принимали участие респонденты двух возрастных групп: группа лиц юношеского возраста (от 19 до 23 лет); группа лиц зрелого возраста (от 37 до 46 лет). Общее число респондентов составило 65 человек, из них 39 испытуемых юношеского возраста и 29 испытуемых зрелого возраста.
Научная новизна исследования: результаты исследования дополняют отраженные в теории поколений сведения о психологических особенностях представителей разных поколений. Установлены различия в соотношении позитивных и негативных социально-перцептивных установок, различия по таким социально-психологическим установкам, как «эгоизм», «процесс», «свобода», «власть» и «деньги», а также по показателям ксенофобической установки у представителей поколения Х и миллениалов.
Практическая значимость определяется возможностями применения результатов и выводов исследования в консультативной и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога по вопросам личностного развития и межличностного взаимодействия. На основании полученных данных могут быть разработаны практические рекомендации по психологическому сопровождению студентов вуза, направленному на развитие социальных компетенций с целью их последующей успешной адаптации в обществе.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и приложения. Список литературы включает 74 источника. Объем диссертации составляет 109 страниц машинописного текста.
Сегодня набирают популярность исследования, указывающие на трансгенерационные связи, в той или иной степени обусловливающие устойчивость психологических характеристик в ряду поколений. В этой связи актуальным является вопрос о том, какие из психологических качеств и свойств являются более устойчивыми, а какие больше подвержены изменениям под воздействием меняющихся социокультурных условий. Почти все современные исследования в области психологии имеют ссылку на необходимость их проведения с позиции тех перемен, которые затронули наше общество. В социальной психологии, психологии личности и возрастной психологии появилось немало исследований, целью которых является изучение влияния динамичных общественных изменений на развитие человека. Выявлено немалое число различий в проявлении и уровне сформированности тех или иных психологических качеств, свойств и характеристик у представителей разных поколений.
Возникновение теории поколений связано с экономическими «качелями», что характерно для современного социума: экономический подъем, который сменяется инфляцией, экономическая стабильность и следующий за ней дефолт и т.д. Для каждой экономической ситуации характерны определенный уровень жизни, уровень комфорта, потребности общества. Людей одного поколения связывают фундаментальные события конкретного общества в конкретный период. У каждого поколения формируются общие ценности за счет существенных событий в мире или стране. Ключевые ценности вырабатываются в первой четверти жизни и почти не измены. Они является тем фундаментом, который определяет сознание человека.
Закономерно, что между поколениями возникают возрастные барьеры. Из множества заключений по результатам психологических и социологических исследований следует, что между людьми с разницей в возрасте 15-20 лет существует порой колоссальная разница во взглядах на жизнь, ценностных ориентациях, моральных выборах. Между типами поколений существуют отличия во взглядах и восприятии многих жизненных аспектов. Различия проявляются, прежде всего, в социальных установках.
Проблема социально-психологических установок является одной из ключевых в психологии. Установки образуют систему ценностных ориентаций личности, они регулируют поведение человека в наиболее значимых для него ситуациях и видах деятельности, в них выражается его отношение к жизненным целям и к способам их достижения. Социальные установки также влияют на восприятие одним человеком другого.
Социальная перцепция является процессом, включающим в себя восприятие, понимание и изучение одними людьми других, а также различных социальных общностей. Основа социальной перцепции лежит в восприятии и понимании людьми друг друга в рамках межличностных интеракций. Важно отметить, что процесс социальной перцепции всегда зависит от множества различных факторов, в том числе и от возрастных особенностей человека.
Теория поколений, созданная на стыке социологических, исторических и психологических наук, вызывает интерес исследователей не только как некая описательная концепция, но находит сегодня применение для решения практических задач в разных сферах психологии. Для психолого-педагогической практики весьма важными являются вопросы взаимодействия представителей разных поколений. Решение этих вопросов находят свое отражение в образовательном и воспитательном процессах.
Анализ имеющихся на сегодняшний день исследований, связанных с теорией поколений, указывает на интерес к вопросам объективных условий и субъективных факторов взаимодействия разновозрастных групп. Есть немало данных о ценностных расхождениях среди представителей разных возрастов. Однако эти данные имеют обобщенный характер и отражают только основные тенденции. На наш взгляд, изучение социальных и социально¬перцептивных установок представителей разных поколений может уточнить содержание теории поколений в части описания характерных особенностей и взглядов людей, родившихся в разные хронологические отрезки.
Цель исследования: провести сравнительный анализ социальных и социально-перцептивных установок представителей разных поколений для использования диагностических данных в практике деятельности педагога- психолога по вопросам личностного развития и межличностного взаимодействия.
Объект исследования - социальные и социально-перцептивные установки личности.
Предмет исследования - различия в социальных и социально-перцептивных установках представителей разных поколений.
Гипотеза: существуют различия в социальных и социально-перцептивных установках представителей разных поколений. Различия проявляются в соотношении позитивных и негативных социально-перцептивных установок; в степени выраженности направленности на «альтруизм», «процесс» и «результат», «свободу» и «власть», «труд» и «деньги»; а также в показателях ксенофобической установки, таких как «интолерантность», «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические данные по проблеме социальных установок в отечественной и зарубежной психологии. Рассмотреть понятие социальной перцепции, социально-перцептивных установок и их роль в общении. Выделить психологические особенности исследуемых возрастных групп.
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики социальных и социально-перцептивных установок.
3. Провести диагностическое исследование, проанализировать полученные результаты, интерпретировать выявленные различия, сформулировать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теория установки Д.Н. Узнадзе, рассмотренная в работах А.Г. Асмолова, А.И. Донцова, Ш.А. Надираишвили, В.Э. Чудновского;
- теория социальной установки, представленная в работах A. А. Бодалева, Е.В. Бубновой, О.А. Гулевич, С.В. Духновского, Е.П. Ильина, B. Н. мясищева, П.Н. Шихирева,
- концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности В.А. Ядова;
- а также исследования отечественных и зарубежных исследователей, выполненные в русле теории поколений - работы Н.А. Зайцевой, А.Г. Кузнецова, В.В. Радаева, Е.М. Шамис.
Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были использованы такие методы, как анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация теоретических и эмпирических данных, тестирование.
В ходе тестирования были использованы следующие диагностические методики:
- методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной;
- методика оценки социально-перцептивной установки личности Т.Д. Дубовицкой;
- методика «Шкалы склонности к экстремизму».
В качестве методов математической статистики применялись Т- критерий Стьюдента для независимых выборок и угловое преобразование Фишера.
В исследовании принимали участие респонденты двух возрастных групп: группа лиц юношеского возраста (от 19 до 23 лет); группа лиц зрелого возраста (от 37 до 46 лет). Общее число респондентов составило 65 человек, из них 39 испытуемых юношеского возраста и 29 испытуемых зрелого возраста.
Научная новизна исследования: результаты исследования дополняют отраженные в теории поколений сведения о психологических особенностях представителей разных поколений. Установлены различия в соотношении позитивных и негативных социально-перцептивных установок, различия по таким социально-психологическим установкам, как «эгоизм», «процесс», «свобода», «власть» и «деньги», а также по показателям ксенофобической установки у представителей поколения Х и миллениалов.
Практическая значимость определяется возможностями применения результатов и выводов исследования в консультативной и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога по вопросам личностного развития и межличностного взаимодействия. На основании полученных данных могут быть разработаны практические рекомендации по психологическому сопровождению студентов вуза, направленному на развитие социальных компетенций с целью их последующей успешной адаптации в обществе.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и приложения. Список литературы включает 74 источника. Объем диссертации составляет 109 страниц машинописного текста.
Проведенное исследование было направлено на изучение различий в социальных и социально-перцептивных установках представителей разных поколений.
Многие психологические и социологические исследования связывают эмпирические данные с описанием хронологических циклов и связанных с ними характерных особенностей людей, родившихся в определенные временные отрезки. Возникновение теории поколений связано с социально-экономической ситуацией, для которой характерны определенный уровень жизни, уровень комфорта, потребности общества. Людей одного поколения связывают фундаментальные события конкретного общества в конкретный период. У каждого поколения формируются общие ценности за счет существенных событий в мире или стране. Ключевые ценности вырабатываются в первой четверти жизни и почти не измены. Они является тем фундаментом, который определяет сознание человека.
Совершенно закономерно, что между поколениями возникают возрастные барьеры. Из множества заключений по результатам исследований в разных научных областях следует, что между людьми с разницей в возрасте более пятнадцати лет существует значительная разница в жизненных ориентациях, ценностях, предпочтениях, моральных выборах. Каждое поколение имеет свои взгляды и свое восприятие различных жизненных аспектов. Различия проявляются, прежде всего, в социальных установках.
Проблема социально-психологических установок является одной из ключевых в психологии. Установки образуют систему ценностных ориентаций личности, они регулируют поведение человека в наиболее значимых для него ситуациях и видах деятельности, в них выражается его отношение к жизненным целям и к способам их достижения. Социальные установки также влияют на восприятие, понимание и изучение одними людьми других в рамках межличностных интеракций.
В проведенном исследовании приняли участие представители двух поколений - лица юношеского возраста и зрелого возрастов.
У респондентов двух разновозрастных групп изучалось соотношение позитивных и негативных социально-перцептивных установок; такие социально-психологические установки, как направленность на «альтруизм», «процесс» и «результат», «свободу» и «власть», «труд» и «деньги»; а также отдельные показатели ксенофобической установки - «интолерантность», «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».
Полученные данные указывают на различия между разновозрастными группами по таким социально-психологическим установкам, как «эгоизм», «процесс», «свобода», «власть» и «деньги». У лиц юношеского возраста достоверно выше показатели направленности на «эгоизм», «процесс» и «свободу», у респондентов зрелого возраста - на «власть» и «деньги». В группе лиц юношеского возраста наибольшее выражение имеет ориентация на свободу, наименьшее - на власть. В группе испытуемых зрелого возраста наибольшее выражение имеют ориентация на деньги и власть, наименьшее - на эгоизм и свободу.
Результаты исследования свидетельствуют о преобладании нейтральных социально-перцептивных установок в обеих группах, а также отражают большую склонность к ксенофобии лиц зрелого возраста по сравнению с лицами юношеского возраста.
Полученные в ходе исследования данные во многом согласуются с описанием хронологических циклов и связанных с ними характерных особенностей людей, родившихся в определенные временные отрезки, известным как теория поколений, а также отражают закономерности и особенности возрастного развития.
Многие психологические и социологические исследования связывают эмпирические данные с описанием хронологических циклов и связанных с ними характерных особенностей людей, родившихся в определенные временные отрезки. Возникновение теории поколений связано с социально-экономической ситуацией, для которой характерны определенный уровень жизни, уровень комфорта, потребности общества. Людей одного поколения связывают фундаментальные события конкретного общества в конкретный период. У каждого поколения формируются общие ценности за счет существенных событий в мире или стране. Ключевые ценности вырабатываются в первой четверти жизни и почти не измены. Они является тем фундаментом, который определяет сознание человека.
Совершенно закономерно, что между поколениями возникают возрастные барьеры. Из множества заключений по результатам исследований в разных научных областях следует, что между людьми с разницей в возрасте более пятнадцати лет существует значительная разница в жизненных ориентациях, ценностях, предпочтениях, моральных выборах. Каждое поколение имеет свои взгляды и свое восприятие различных жизненных аспектов. Различия проявляются, прежде всего, в социальных установках.
Проблема социально-психологических установок является одной из ключевых в психологии. Установки образуют систему ценностных ориентаций личности, они регулируют поведение человека в наиболее значимых для него ситуациях и видах деятельности, в них выражается его отношение к жизненным целям и к способам их достижения. Социальные установки также влияют на восприятие, понимание и изучение одними людьми других в рамках межличностных интеракций.
В проведенном исследовании приняли участие представители двух поколений - лица юношеского возраста и зрелого возрастов.
У респондентов двух разновозрастных групп изучалось соотношение позитивных и негативных социально-перцептивных установок; такие социально-психологические установки, как направленность на «альтруизм», «процесс» и «результат», «свободу» и «власть», «труд» и «деньги»; а также отдельные показатели ксенофобической установки - «интолерантность», «социальный пессимизм» и «конвенциональное принуждение».
Полученные данные указывают на различия между разновозрастными группами по таким социально-психологическим установкам, как «эгоизм», «процесс», «свобода», «власть» и «деньги». У лиц юношеского возраста достоверно выше показатели направленности на «эгоизм», «процесс» и «свободу», у респондентов зрелого возраста - на «власть» и «деньги». В группе лиц юношеского возраста наибольшее выражение имеет ориентация на свободу, наименьшее - на власть. В группе испытуемых зрелого возраста наибольшее выражение имеют ориентация на деньги и власть, наименьшее - на эгоизм и свободу.
Результаты исследования свидетельствуют о преобладании нейтральных социально-перцептивных установок в обеих группах, а также отражают большую склонность к ксенофобии лиц зрелого возраста по сравнению с лицами юношеского возраста.
Полученные в ходе исследования данные во многом согласуются с описанием хронологических циклов и связанных с ними характерных особенностей людей, родившихся в определенные временные отрезки, известным как теория поколений, а также отражают закономерности и особенности возрастного развития.
Подобные работы
- «ОНЕГИНСКИЙ КОД» В РОМАНЕ Ю. ЖАДОВСКОЙ «В СТОРОНЕ ОТ БОЛЬШОГО СВЕТА»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020



