Введение 3
Глава I. Основные формы финансовой активности и экономической культуры населения 9
1.1 Сущность и основные формы финансовой активности
и экономической культуры 9
1.2 Компоненты экономически рационального поведения личности 20
Глава II. Анализ и классификации финансового поведения индивидов и домохозяйств: сведения о доходах и расходах населения 28
2.1. Анализ финансовой активности населения 28
2.2. Основные детерминанты финансовой активности населения 45
2.3. Анализ факторов финансовой активности населения 53
Глава III. Пути повышения финансовой грамотности и экономической культуры населения России 55
3.1. Программы повышения финансовой грамотности и
экономической культуры 55
3.2. Программы повышения финансовой грамотности 59
3.3. Комплексный подход к повышению финансовой грамотности 62
Глава IV. Программа внеурочной деятельности курса финансовой грамотности в школе в 10-11 классах 66
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 79
Приложение
Актуальность темы исследования. Финансовая грамотность населения - важный элемент экономической культуры общества, она является показателем всей финансовой системы государства. Экономическое поведение индивидов, распределение их финансовых потоков, определяет социально-экономический уровень страны, а также является показателем уровня личного финансового благополучия экономических субъектов.
Активное инвестирование своих личных финансовых потоков положительно воздействует на количество поступаемых налогов в бюджет страны. Рациональное финансовое поведение индивида определяет стабильность финансовых институтов.
Показателем уровня жизни населения является уровень финансовой грамотности индивида, возможности накопления и инвестирования финансов, размещением накоплений на банковских вкладах. В целом можно отметить, что высокий уровень жизни экономических субъектов будет способствовать высокому экономическому развитию страны.
Индивид как рациональный экономический субъект будет заинтересован выгодно размещать свои накопления в определенные финансовые институты, что заставит эффективно и отлаженно функционировать финансовый рынок страны.
Финансовая грамотность населения позволяет индивиду рационально распоряжаться своими свободными накоплениями.
Своевременно выделить экономические проблемы в стране, связанные с низким уровнем финансовой грамотности населения, позволяет оперативно разработать программы повышения уровня финансовой грамотности.
Важно продолжать изучать поведение экономических субъектов, прослеживать закономерности между финансовым поведением отдельных личностей и воздействием поведения субъектов на экономику страны в целом.
Рассматривать особенности экономического поведения индивидов, прослеживать закономерности между финансовой грамотностью и развитием экономики государства особенно важно в периоды экономических кризисов, когда решение данных проблем становится наиболее значимым. Выявить проблему, значит своевременно предложить пути ее решения. В данной ситуации важно защитить наиболее уязвимые слои населения (пенсионеров, инвалидов и т.д.) в кризисные периоды, когда активизируются различные недобросовестные субъекты, граждане должны обладать хотя бы необходимым уровнем знаний по финансовой грамотности.
Изучить финансовое поведение индивидов, провести анализ финансовой активности, предложить программы повышения уровня финансовой грамотности - важно и актуально в настоящее время.
Невысокий уровень экономической культуры и финансовой грамотности приводит к экономическим проблемам для самого индивида, так и в перспективе ведет к проблемам в экономическом секторе государства.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что:
■ финансовая грамотность индивида способствует его личному материальному благополучию;
■ финансовая грамотность населения влияет на показатели экономики государства;
■ финансово грамотный индивид является активным потребителем финансовых предложений на рынке страны;
■ имеет место воздействие макроэкономики и экономических циклов на экономическое поведение индивидов;
■ имеет место низким уровнем правовой культуры, невозможности противостоять мошенникам в области финансов.
Объект исследования - финансовая грамотность и экономическая культура населения России.
Предметом исследования являются основные формы финансовой активности и экономической культуры населения РФ, их основные детерминанты.
Степень изученности темы. Финансовое поведение индивидов и экономическую культуру населения, ее воздействие в целом на экономический климат в государстве изучали Дж. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег», А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», Т. Фридман «Плоский мир: краткая история XXI века», Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Интересные закономерности выявляет в своем исследовании Т. Фридман. Он считает, что залогом финансового успеха является личный профессиональный рост самого работника. В современном мире огромную роль играет конкуренция, именно она является двигателем прогресса и заставляет работника все время стараться быть конкурентно способным, стремящимся быть интересным и экономически выгодным работодателю.
Среди современных исследователей в области финансовой грамотности необходимо отметить А. В. Луценко, В. В. Радаева «Сбережения средних слоев населения»; Е. В. Чуеву «Экономические тактики повседневного выживания в условиях бедности», Р. Т. Убайдуллаева «О социальной рациональности и ее типах» , О. Е. Кузину, Д. Х. Ибрагимову «Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России» и других. Своеобразную классификацию населения по вариациям накопления доходов предлагает Н. Н. Ивашиненко в своей статье «Становление механизма взаимодействия на финансовом рынке России: население и финансовые структуры». Она предлагает четыре группы населения по способам размещения и накопления финансов: несберегатели, полусберегатели, сберегатели, инвесторы.
Необходимо отметить, что не все проблемы рассмотрены исследователями в данной области, поэтому необходимо продолжать рассматривать в комплексе проблемы невысокого уровня финансовой грамотности населения, а главное искать варианты решения.
Цель исследования - определить роль финансовой грамотности и экономической культуры населения России, проанализировать данные компоненты как средства успешной социализации личности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
■ раскрыть основные формы финансовой активности и экономической культуры населения;
■ провести анализ и классификацию финансового поведения индивидов и домохозяйств;
■ предложить возможные пути повышения финансовой грамотности и экономической культуры населения России;
■ разработать методическую программу по внеурочной деятельности, способствующей изучению курса финансовой грамотности в школе в 10-11 классах.
Источниковая база исследования. В написании диссертации был использован широкий круг источников.
Особый интерес представляют: Налоговый кодекс РФ , Гражданский кодекс РФ , интервью экономистов по данному вопросу , электронные ресурсы, специализированные издания.
Также существуют публикации, демонстрирующие статистические сведения, как об уровне экономического развития страны, так и об уровне финансовой грамотности населения. Данные сведения публикуют Центральный Банк России, Росстат и т.д.
Не малую роль в написании работы сыграли материалы опросов анкетирования обучающихся гимназии и их родителей.
Научная новизна работы заключается в том, что в нем с учетом современных исследований по экономике и финансам, источников из СМИ и сети Интернет дается характеристика основных форм финансовой активности и экономической культуры населения Российской Федерации, анализируется финансовое поведения отдельных граждан и домохозяйств, а также предлагаются пути повышения финансовой грамотности и экономической культуры населения страны.
Методологической основой диссертации является метапредметный метод познания, позволяющий выявить причинно-следственную связь между уровнем финансовой грамотности отдельного субъекта и уровнем экономики страны.
В работе применялись следующие методы исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, статистические и количественные методы.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что она вносит вклад в рассмотрение вопросов, связанных с финансовой грамотностью населения и экономической культурой.
Практическая значимость исследования. Методические разработки программы внеурочной деятельности, способствующие повышению экономической культуры и финансовой грамотности, могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экономическое поведение личности в современном мире должно носить рациональный характер. Экономическая культура и финансовая грамотность будет способствовать успешной социализации личности.
2. Показатели финансовой грамотности населения раскрывают основные детерминанты его финансовой активности.
3. На сегодняшний день в России существует много программ повышения финансовой грамотности и экономической культуры, разработаны различные пути повышения финансовой грамотности и экономической культуры населения России. Важно проявлять комплексный подход к повышению финансовой грамотности.
4. В современное время актуальным является изучение финансовой грамотности в школьной программе, причем как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Апробация результатов научного исследования была осуществлена в ходе научно-практической конференции «Лебедевские чтения» (г. Пенза, Россия, 2020 г.), «Актуальные проблемы истории, политики и права» (г. Пенза, Россия, 21-22 октября 2020 г. ), «Актуальные вопросы экономики и финансов» (г. Краснодар, 2020 г).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
В результате изучения источников и научной литературы по заявленной проблематике был проведён комплексный анализ проблемы финансовая грамотность и экономическая культура как средство успешной социализации личности.
С начала, отметим, что перед нами стояла задача раскрыть основные формы финансовой активности и экономической культуры населения. Экономическая культура населения включает два важных критерия, предполагающие у человека закрепления в сознании как возможности получить от своей деятельности прибыль, так и иметь социальную направленность. Финансовая грамотность - это главным образом прагматический способ управления своими финансами. Только разграничив данные экономические понятия, можно комплексно подойти к решению проблемы.
Далее перейдём к центральному понятию нашего исследования провести анализ и классификацию финансового поведения индивидов и домохозяйств; разработать методическую программу по внеурочной деятельности, способствующей изучению курса финансовой грамотности в школе в 10-11 классах.
Анализ и классификация финансового поведения индивидов показала наличие низкого уровня финансовой грамотности населения, что было подтверждено также после проведенного социологического опроса учащихся МБОУ «Гимназии во имя святителя Иннокентия Пензенского». В результате проведенной диагностики необходимо было рассмотреть в целом, какие программы повышения уровня финансовой грамотности рассматриваются в России, целесообразно было разработать программу внеурочной деятельности курса финансовой грамотности в школе в 10-11 классах.
Конечно, в России на сегодняшний день формированию финансово грамотного человека стали уделять большое внимание. Существует много вариаций, посвященных данному направлению, интернет ресурсов, в школах даже вводится отдельный курс в урочной деятельности. Тем не менее проблема является актуальной, факты мошенничества, банкротства, нерационального распределения финансов остаются открытыми.
Хотя в данном направлении нужно отметить положительную динамику, постепенно банковские продукты, варианты инвестирования становятся все более популярными у молодежи. Это прежде всего определяется доступностью приложений, на любых смартфонах появляются специальные программы, позволяющие даже вести учет расходов и доходов, следить за курсом акций и прочее.
При этом более старшее поколение продолжает совершать экономические ошибки, поэтому на него можно воздействовать, привлекая родителей к совместному составлению творческих проектов через участие во внеурочной деятельности. Именно этому аспекту посвящена рабочая программа «Финансовая грамотность - залог благополучия!»
На основе собранного теоретического и практического материала в главе IV предлагается примерная рабочая программа по внеурочной деятельности, которую можно использовать в средних общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N
51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ консультант плюс
(дата обращения 2.02.2020).
2. Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 23.10.2020)
[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_
doc_LAW_19671/ консультант плюс (дата обращения 2.02.2020).
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 -
ФЗ (ред. от 08.09.2020) [Электронный ресурс] URL:
https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/?yclid=831128195741812038 / консультант плюс (дата обращения 2.02.2020).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс] URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/консультант плюс (дата обращения 2.02.2020).
5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РФ» № 395-1 от
2 декабря 1990 г. (в ред. ФЗ № 395-1) [Электронный ресурс] URL:
https://yurlkink.ru/kredity-onlajjn/federalnyi-zakon-ot-02-12-1990-395-1 -o-bankah-i-bankovskoi-deyatelnosti.html / консультант плюс (дата обращения 2.02.2020).
6. Федеральный закон РФ от 10.12.03 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и
валютном контроле» (в ред. № 173-ФЗ) [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/(дата обращения 2.02.2020).
7. Интервью директора Департамента международных финансовых отношений Минфина России Андрея Бокарева журналу «Финансы» от 15.09.2015г [Электронный ресурс] URL: https://minfin.gov.ru/ru/(дата обращения: 22.01.2020).
II. Литература
8. Автономов, B. C. Модель человека в экономической науке / B. C. Автономов. - СПб: Экономическая школа, 1998. - 230 с.
9. Авраамова, E. M., Овчарова, JI. H. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования / E. M. Авраамова // Социологические исследования. 1998. - № 1. С. 62-67.
10. Анкудинов, А. Б., Беляева, М. Н., Лебедев, О. В. Удовлетворенность работой и ее детерминанты: результаты статистического моделирования на панельных данных / А. Б. Анкудинов // Социс. 2013. - № 11. - С. 81 - 82.
11. Аношин, Д. Г. Особенности распространения банковских услуг в регионах России / Д. Г. Аношин // Регионы: экономика и социология. 2007. - № 1. - С. 141 - 152.
12. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 944 с.
13. Беляева, Л. А. Образование в России и модернизация экономики (по результатам Европейского социального исследования) / Л. А. Беляева // Социс. 2011. -№ 12. - С. 14-18.
14. Бояркина, Е. В. Развитие сбережений и финансовое поведение населения России в 1994-1997 гг. / Е. В. Бояркина, М. В. Малышева // Вопросы социологии. 1998. - № 8. - С. 5 - 6.
15. Валиуллин, Х. Х. Экономическое пространство России: валюты, нефть и инвестиции / Х. Х. Валиуллин // Проблемы прогнозирования. 2007. - № 1. - С. 9 - 10.
16. Валиуллин, Х. Х. Девять эссе о денежной географии / Х. Х. Валиуллин // Мировая экономика и международные отношения. 2001. - №7. - С. 120-123.
17. Ващенко, Т. В., Лисицына, Е. В., Поведенческие финансы - новое направление финансового менеджмента. История возникновения и развития / Т. В. Ващенко // Финансовый менеджмент. 2006. - №1. - С. 9 - 10.
18. Веблен, Т. Теория праздного класса (пер. с англ.) / Т. Веблен - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
19. Гольц, Г. А. Культура и экономика России за три века XVIII-XX вв. / Г. А. Гольц. - Новосибирск: Сибирский хронограф. - 2002, т. 1. - 535 с.
20. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А. Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.
21. Гришина, И. В. Три колодца: к вопросу об оценке инвестиционных предпочтений частных и государственных инвесторов в современной России (региональный аспект) / Гришина И. В. // Российское предпринимательство. - 2006. - N 2. - С. 3 - 7.
22. Гришина, И. В. Анализ и прогнозирование инвестиционных процессов в регионах России / И. В. Гришина. - М.: СОПС, 2005. - 256 с.
23. Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека пер. с нем. / В. Зомбарт. - М.: Наука, 1994. - 443 с.
24. Ибрагимова, Д. X., Жизнь в кредит: ареалы распространения //
Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и
финансовое поведение / Под ред. JI. Н. Овчарова. - М.: Независимый
институт социальной политики. - 2008. - С. 115- 131.
25. Ивантер, В. В., Узяков, М. Н. и др. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг. / В. В. Ивантер // Проблемы прогнозирования. 2007. - № 6. - С. 8 - 9.
26. Ивашиненко, Н. Н. Становление механизма взаимодействия на финансовом рынке России: население и финансовые структуры / Н. Н. Ивашиненко // Экономическая социология. 2001. - Том 2. - № 3. - С. 27 - 43.
27. Ильковский, К., Тимофеев, Д. Российское образование и будущее альтернативной энергетики / К. Ильковский // Вестник Московской школы политических исследований. 2011. - № 3. - С. 123 - 124.
28. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р. И. Беккина. - М.: УММА, 2004. - 283с.
29. Канеман, Д., Тверски, А. Рациональный выбор, ценности и фреймы / Д. Канеман // Психологический журнал. 2003. - Т. 24. - № 4. - С. 31 - 42.
30. Кларк, Дж. Б. Распределение богатства / Дж. Б. Кларк. - М.: Экономика, 1992. - 448 с.
31. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. - М.: Бизнеском, 2013. - 402 с.
32. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски - М.: Республика,
1997. - 145 с.
33. Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения // Отчет по результатам исследования НАФИ. 2010. - № 1. - С. 31 - 42.
34. Кузина, O. E., Ибрагимова, Д. Х. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России / О. Е. Кузина // Мониторинг общественного мнения. 2008. - № 4. - С. 88 - 89.
35. Лексин, В. Н. К методологии исследования и регулирования процессов территориального развития / В. Н. Лексин // Регион: экономика и социология. 2009. - №3. - С. 29 - 30.
36. Леонов, В., Социологические аспекты мотивации финансового поведения населения / В. Леонов // Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. - №4. - С.132 - 146.
37. Лившиц, В. Н., Лившиц, C. B. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика / В. Н. Лившиц. - М: ЛКИ, 2008. - 248 с.
38. Луценко, A. B., Радаев, В. В. Сбережения средних слоев населения / А. В. Луценко // Экономика и общество. 1995. - № 6. - С. 6 - 7.
39. Макаров, А. Н. Финансовые ресурсы населения как потенциальный источник инвестирования инновационного импортозамещения / А. Н. Макаров // Региональная экономика: теория и практика. 2012. - № 6. - С. 36 - 37.
40. Мерзлякова, С. Л., Валиуллин, Х. Х. Тенденции пространственной концентрации банковского сектора России / С. Л. Мерзлякова // Проблемы прогнозирования. 2011. - № 5. - С. 92 - 102.
41. Мехряков, В. Д. Уроки кризиса и новые подходы в формировании кредитной активности / В. Д. Мехряков // Банковское дело.
2010. - № 5. - С. 46 - 48.
42. Мизес, Л. Фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Л. Фон Мизес. - М.: Социус, 2016. - 250 с.
43. Михеева, Н. Н., Региональные пропорции экономического роста в России / Н. Н. Михеева // Регион: экономика и социология. 2008. - №2. - С. 225 - 243.
44. Нейман, Дж. Фон. Моргенштерн, О. Теория игр и экономическое поведение / Дж. Фон Нейман. - М.: Наука, 1970. - 707 с.
45. Ольсевич, Ю. Я. О психогенетических и психосоциальных основах экономического поведения / Ю. Я. Ольсевич // Вестник Московского университета. 2008. - № 2. - С. 3 - 40.
46. Панина, Т., Смольякова, Т., Кому на Руси жить хорошо / Т. Панина // Российская газета. 2008. - № 4614. - С. 7 - 8.
47. Попова, И. П. профессиональный выбор: влияние культурных ресурсов семей российских специалистов / И. П. Попова // Социс. 2013. - № 11. - С. 134 - 135.
48. Попова, Е., Уханова, Ю. Смогут ли финансовые консультанты найти общий язык с банками? / Е. Попова // Bankir.Ru. 2012. - № 1. - С. 9 - 10.
49. Радаев, B. B. О сбережениях и сберегательных мотивах российского населения / В. В. Радаев // Вопросы социологии. 1998. - № 8. - С. 14 - 15.
50. Райзберг, Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 75 с.
51. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов, в 2-х тт. / А. Смит. - М.: Наука, 1993. - 569 с.
52. Стахович, Л. В., Рыжановская, Л. Ю. Повышение уровня финансовой грамотности накопление в обществе человеческого капитала / Л. В. Стахович // Экономика мегаполисов и регионов. 2010г. - №3. - С. 8 - 9.
53. Суворов, A. B., Соловьев, A. M. Прогнозирование структуры расходов населения на товары и услуги / А. В. Суворов // Проблемы прогнозирования.
2011. - № 11. - С.104 - 114.
54. Товкайло, М., Папченкова, М., Виноградова Е. Минфин ставит на карты / М. Товкайло // Ведомости. 2012. - №9. - С. 16.
55. Убайдуллаева, Р. Т. О социальной рациональности и ее типах / Р. Т. Убаудуллаева // Социс. 2013. - № 11. - С. 10-11.
56. Фурс, В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса / В. Н. Фурс. - Минск: Экономпресс, 2000. - 75 с.
57. Фридман, Т. Плоский мир: краткая история XXI века / Т. Фридман. - Москва: Хранитель, 2006. - 364 с.
58. Халина, Н. В. Электронные деньги в современной России: критерии пользования различными видами платежей / Н. В. Халина // Материалы XIII Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества». Москва: НИУ - ВШЭ. - 2012. - С. 5 - 6.
59. Чуева, Е. В. Экономические тактики повседневного выживания в условиях бедности / Е. В. Чуева // Социс. 2012. - № 4. - С. 90 - 91.
60. Шабанова, М. А. Социоэкономика как актуальное междисциплинарное направление: вклад социологии / М. А. Шабанова // Социс. 2013. - № 11. - С. 15 - 17.
61. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. - 401 с.
62. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1973. - 240 с.
III. Диссертации и авторефераты по теме исследования
63. Дробышевский, С. М. Теоретические и методологические подходы к формированию денежно-кредитной политики в РФ. Автореф. дис. на доктора экономических наук / С. М. Дробышевский. - М., 2011. - 412 с.
64. Фатихов, А. И. Финансовое поведение социальных групп населения крупного города в современном российском обществе. Автореф. дис. на канд. социол. наук / А. И. Фатихов. - Уфа, 2011. - 138 с.
IV. Электронные ресурсы
65. Потребители увязли в кредитах // Портал по финансовой грамотности «Город Финансов» [Электронный ресурс] URL: https://gorodfinansov.ru/(дата обращения: 22.01.2020).
66. Рейтинг активности регионов в области программ финансовой грамотности // Портал по финансовой грамотности «Город Финансов» [Электронный ресурс] URL: https://gorodfinansov.ru/(дата обращения: 22.01.2020).
67. Смирнова Н. История личного финансового планирования в США. [Электронный ресурс] URL: http://nsmirnova.wordpress.com(дата обращения: 22.01.2020).
68. Смирнова Н. Практика повышения финансовой грамотности в мире [Электронный ресурс] URL: http://www.fingramota.org(дата обращения: 22.01.2020).
69. Смирнова, Н. Отношение людей к личным финансам. Что изменилось? [Электронный ресурс] URL: http://nsmimova.wordpress, (дата обращения: 22.01.2020).