Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГОРОД МЕЧТЫ»

Работа №158406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития пространственного мышления обучающихся младшего школьного возраста в процессе реализации проекта «Г ород мечты» 6
1.1. Сущность и содержание и понятия «пространственное мышление» 6
1.2. Особенности развития пространственного мышления обучающихся
младшего школьного возраста 15
1.3. Способы развития пространственного мышления обучающихся младшего
школьного возраста 26
Выводы по I главе 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственного
мышления младших школьников в процессе реализации проекта «город
мечты» 39
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня развития
пространственного мышления младших школьников 39
2.2. Проект «Город мечты» и методические рекомендации к нему, направленный
на развитие пространственного мышления у младших школьников 47
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 64

Актуальность исследования. Целью современного образования является развитие полноценной гармонично-развитой личности, при этом, согласно требованиям современных образовательных стандартов у школьников следует развивать различных психических процессов, интеллекта, кроме того, духовной и нравственной сферы. В развитии личности важное значение приобретают хорошо развитые пространственные представления, лежащие в основе развития пространственного мышления.
Поскольку окружающий мир ребенка является пространственно - организованным, в процессе деятельности человек сталкивается с необходимостью представлять структуру, внешний вид окружающих объектов, понимать взаимоотношения между предметами и явлениями, которые окружают в повседневной жизни.
Исходя из этого, развитое пространственное мышление необходимо не только людям таких профессий, как архитекторы, инженеры, проектировщики, но и всем людям, начиная с младшего возраста. Пространственное мышление является необходимым условием полноценной жизни человека, в форме которой происходит отражение окружающего мира, взаимосвязи предметов и явлений. Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов, а также оперирование ими не играло существенной роли.
В начальных классах пространственное мышление является основой, на которой происходит ознакомление с различными математическими понятиями, геометрическими формами, приобретением навыков производить действия с отрезками и осознавать взаимоотношения предметов.
Проблема развития пространственного мышления с давних пор была актуальной. В настоящее время актуальность этой проблемы только возросла.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В период младшего школьного возраста у детей происходят существенные изменения в психике, которые являются сенситивными для развития пространственного мышления. Формирование и развитие мышления в процессе учебной деятельности обучающихся начальных классов является основой развития познавательных процессов, базой качественных изменений их формы и содержания.
В то же время можно отметить противоречие, которое заключается в наличии довольно давно разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в методике преподавания с одной стороны, а с другой стороны - в отсутствии проработанной и обоснованной системы заданий, которые могли бы наиболее полноценно способствовать формированию пространственного мышления у обучающихся начальных классов.
Исходя из новых требований к современному образованию и принимая во внимание большое количество инновационных педагогических технологий, считаем возможным их применение в педагогической деятельности по развитию пространственного мышления в начальных классах. Так, известно, что методы моделирования и конструирования позволяют развивать у младших школьников пространственное мышление. При этом вполне возможно использовать проектную деятельность, которая является одной из ведущих на современном этапе образования.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления младших школьников.
Предмет исследования: проект «Город мечты» как средство развития пространственного мышления младших школьников.
Гипотеза: проект «Город мечты» будет влиять на развитие
пространственного мышления обучающихся младшего школьного возраста при условии, если процесс реализации проекта будет направлен на умение
обучающихся менять пространственное положения архитектурного образа, трансформировать структуру исходного архитектурного образа путем перегруппировки его составных элементов.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития
пространственного мышления обучающихся младшего школьного возраста и составить проект «Город мечты», направленный на развитие пространственного мышления младших школьников.
Исходя из цели, определены задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание понятия пространственного мышления.
2. Определить особенности развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
3. Проанализировать способы развития пространственного мышления обучающихся младшего школьного возраста
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению
актуального уровня пространственного мышления у младших школьников.
5. Разработать проект «Город мечты», направленный на развитие пространственного мышления учащихся начальных классов.
6. Апробировать проект «Город мечты».
Методы исследования:
- анализ литературы по основам изучения пространственного мышления у младших школьников;
-наблюдение.
База исследования: «Красноярская университетская гимназия №1 Универс» г. Красноярска.
Практическая значимость исследования определена тем фактором, что полученные теоретические данные могут быть полезны студентам в ходе обучения, а разработанный и апробированный проект по развитию у младших школьников пространственного мышления может быть реализован учителями начальных классов в процессе педагогической деятельности. Также проект может быть изменен или дополнен в зависимости от целей педагога, либо с учетом интересов младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пространственное мышление является специфическим видом умственной деятельности, которое направлено на решения задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве. В ходе работы было выяснено что мышление, на основании оперирования исходными образами, которые созданы на различной графической основе, обеспечивает их преобразование и, кроме того, создание новых образов, отличных от исходных. На основе полученных знаний было выявлено, что пространственное мышление лучше всего развивать в младшем школьном возрасте. Пространственное мышление представляет собой особый тип мышления, такой вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Среди основных компонентов развития пространственного мышления в начальных классах выделяют, в частности, задания на распознавание заданных объектов, осуществление измерений, решение задач с пространственными объектами на построение, на ориентацию в пространстве, на изменение положения образа.
Анализируя литературу, можно определить, что пространственное мышление целесообразно проводить в процессе проектной деятельности, которая определяется как продукт педагогической деятельности, предполагающий получение некого результата решения обозначенной проблемы.
Во второй главе были выделены критерии развития пространственного мышления по И.С. Якиманской, а так же описаны 3 уровня и по каждому критерию подобраны соответствующие методики по их развитию. Для выявления уровня пространственного мышления нами были разработаны следующие критерии:
• Изменение пространственного положения образа.
• Изменение структуры образа.
• Одновременное изменение пространственного положения и структуры образа.
Анализируя теоретические исследования, мы пришли к выводу, что развитие пространственного мышления будет более продуктивным и интересным для младших школьников в форме проектной работы. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у большей части класса уровень развития пространственного мышления является средним. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Исходя из изученного материала и проведенных исследований, можно сделать выводы о целесообразности реализации проекта города мечты как способа развития пространственного мышления у младших школьников, чтобы повысить их уровень.


1. Аквилева, Г.Н., Клепина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования пед. профиля. М.: ВЛАДОС, 2001. 240 с.
2. Афанасьева, А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности / Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно - практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.
3. Боровская, Д.Н. Особенности развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики Л.Ф. Кравцова. // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018. № 1-2 (13). С. 7-9.
4. Буко, М. Е. Терапия творческим самовыражением. / М.: Просвещение, 2005. 216 с.
5. Василенко, А.В. Систематизация задач на развитие пространственного
мышления учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. №
2. С. 460-470.
6. Володина-Давлекамова, О.Э. Некоторые особенности использования моделирования на уроках в начальной школе Т.В. Слиткова. // Новые технологии в образовании Материалы XX Международной научно-практической конференции : Сборник научных трудов. Центр научной мысли; научный ред. С.П. Акутина. 2015. С. 23-26.
7. Гольдин, З.Д. Учебное моделирование орфоэпического чтения: Книга для учителей и родителей / Москва: Новая школа, 1997. 86 с.
8. Гребенникова, Н.Л. Развитие пространственного мышления младших
школьников при изучении геометрического материала А.Я. Каюмова, Р.Н. Халилова. // Образование и наука в современных реалиях Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н.
Широков [и др.]. 2018. С. 94-97.
9. Двойнин, А.М. Психолого-педагогические условия развития рефлексивного мышления студентов вузов // Культурно-развивающий и воспитательный потенциал современного образования: Материалы научно­практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 1 декабря 2011 г.) / Сост. и отв. ред.: С.Н. Вачкова, Г.М. Коджаспирова. Москва: Экон-Информ, 2012. С. 404-405.
10. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1986. 177-190 с.
11. Знаменская, Е.В. Формирование пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1995. 201 с.
12. Зубарева, Е.С. Элементы топологии в развитии пространственного мышления младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 72-76.
13. Камынина, Т.П. Формирование учебно-проектной деятельности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. Наук. Оренбург, 2006. 183 с.
14. Кириченко К. В. Арт-педагогические технологии в условиях
дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. 2017. №42. С.
164-167.
15. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений М.П. Горчакова-Сибирская. Москва: Академия, 2007. 288 с.....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ