Теоретические аспекты изучения проблемы памяти младших школьников, проживающих в селе и городе (Психология развития и возрастная психология, Орловский Государственный Университет)
Введение 3
1. Проблема памяти в зарубежной и отечественой психологии 5
2. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста. 15
3. Особенности памяти младших школьников сельских и городских школ 20
Выводы 26
Список литературы 28
Память – это сложный психический процесс, который позволяет человеку воспринимать, хранить, воспроизводить и забывать информацию. Изучение памяти является одним из ключевых направлений в психологии, так как понимание механизмов ее функционирования помогает решать множество практических задач, связанных с обучением, профессиональной деятельностью и повседневной жизнью.
Память понимается как отражение объективной действительности, заключающейся в запоминании, сохранении о последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте. Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами.
Именно память играет ключевую роль в процессе обучения и развития ребенка. Особенно это актуально для младшего школьного возраста, когда дети только начинают осваивать новые знания и навыки, и от эффективности памяти зависит успешность обучения.
Проблемой развития памяти занимались многие ведущие зарубежные и отечественные психологи, среди которых: Г. Эббингауз, П. Жане, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б. Инельдер, отечественный физиолог И.П. Павлов, а также советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. В настоящий момент исследования памяти продолжают расширять наше понимание этого процесса и открывать новые возможности для улучшения обучения и памяти. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных этому вопросу, многие аспекты функционирования памяти у младших школьников все еще остаются недостаточно изученными.
Существует множество индивидуальных особенностей каждого ребенка, которые могут оказывать влияние на процесс запоминания. Помимо общих закономерностей развития памяти, следует учитывать и различные условия жизни и обучения детей. Поэтому актуальным является изучение различий в развитии памяти у младших школьников городских и сельских школ. Это исследование поможет выявить специфические проблемы в развитии памяти, связанные с особенностями условий жизни и обучения детей в разных регионах страны.
Цель работы: теоретическое изучение развития памяти у детей младшего школьного возраста городских и сельских школ.
Объектом исследования является память младших школьников.
Предмет данного исследования – особенности, сходства и различия памяти младших школьников сельских и городских школ.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. на основе анализа научной литературы изучить содержание феномена памяти в зарубежной и отечественной психологии;
2. провести анализ теоретических источников по вопросам особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста;
3. выявить особенности в развитии памяти у учащихся городских и сельских школ.
1. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. На протяжении истории развития психологии существовало множество различных теорий и классификаций памяти. Исходя из этих классификаций выделяются различные виды памяти. Все виды памяти взаимосвязаны, но тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя тип памяти (зрительная, слуховая, образная, эмоциональная, словесно-логическая, двигательная и т.д.).
2. В ходе онтогенеза роль различных видов памяти в познавательной деятельности человека меняется. Так, механическое запоминание уступает место осмысленному, непроизвольное - произвольному, непосредственное – опосредствованному. Память детей младшего школьного возраста имеет ярко выраженный познавательный характер, качественно меняется осознание мнемической задачи, а также, в связи с постепенным повышением сложности учебных задач, у ребёнка начинают формироваться различные приемы запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
3. Различия в условиях проживания и обучения оказывают влияние на формирование когнитивных функций у детей. Сельская среда предлагает более простые условия для когнитивного развития, ориентированные на приобретение конкретных предметных навыков, в то время как жизнь в городе активнее стимулирует умственную деятельность. Основные отличия заключаются в том, что у сельских младших школьников по сравнению с городскими существенно больше объем зрительно-пространственной памяти, как кратковременной, так и долговременной, однако при запоминании городские дети лучше справляются со слухоречевым материалом; также исследования показывают, что городские условия проживания стимулируют развитие функций передних отделов мозга и левого полушария, жизнь в селе, напротив, затрудняет развитие левополушарных функций, но благоприятна для правополушарных.
1. Анциферова, Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 140— 147.
2. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст] / А.С. Батуев; учебник для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 317 с.
3. Блонский, П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. - М. ЧеРо, 2014.
4. Блонский, П. П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007. - 208 с.
5. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
6. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский; Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - Москва, 1979. - С. 161.
7. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2001. - 976 с.
8. Дацерхоева, М. А. Сравнительное исследование уровня развития словеснологического мышления у детей младшего школьного возраста / М. А. Дацерхоева, М. Т. Ногерова // Психология и педагогика : методика и проблемы. — 2015. — № 44. — С. 43—46.
9. Дубровинова, И.В. Практическая психология образования. - М., 2000.
10. Зейгарник, Б. В., Биренбаум Г. В. К проблеме смыслового восприятия. — Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, т. IV, вып. 6. М., 1935.
11. Зефиров, Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков: учеб. пособие
12. Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - 2-е изд., доп. - М.: АО "МЕНАТЕП - ИНФОРМ", 1996. - 224 с.
13. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология памяти : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Москва : ЧеРо, 1998.
14. Колмакова, Н. В. Особенности высших психических функций у сельских младших школьников // Вестник бурятского государственного университета. — №5 С.20.
15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Владос - пресс, 2001. - 378 с.
16. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] / А. Н. Леонтьев; Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - Москва, 1979. - С. 166.
17. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А.Р. Лурия. - Москва: МГУ, 1968.
18. Маклаков, А.Г. Общая психология ПИТЕР, 2001.
19. Мещерякова, Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
20. Нартова – Бочавер, С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 216 с.
21. Немов, Р. С. Психология. Москва: ВЛАДОС, 2013. 688 с
22. Никитина, Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. (Техника скоростного запоминания). - М.: Международное агентство “A. D. & T”. 1999. - 296 с.
23. Петровский, А.В. Общая психология. - М.: Академия, 1997. - 496 с.
24. Поляков, В. М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций // Доклады второй Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. М.: Смысл, 2003. С. 198 – 206.
25. Сабанин, П.В. Особенности развития памяти и внимания у младших школьников Московской агломерации, 2018
26. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.: АПН, 1999.
27. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды / А. А. Смирнов. – М. : Педагогика, 1987. – 344 с.
28. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти. / М: Просвещение, 2006.
29. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание / А.А. Смирнов // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Наука-пресс, 2008. – С. 129-136.
30. Стародубцева, О.В., Нестерова Н.А., Макарова А.Н., Развитие памяти подростков на уроках географии. Сборник: Наука молодых - будущее России. сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах. – 2019. – С. 240-243.
31. Фаликман, М. В., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11.No 1. С. 5.
32. Фотекова, Т.А. Влияние социокультурных факторов на развитие высших психических функций // Сибирский педагогический журнал. 2011. No 11. С. 254 – 264.
33. Фотекова, Т.А., Захаренко Н.В. Особенности высших психических функций младших школьников, проживающих в селе, малом и большом городе. «Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-1):130-133.
34. Шаманова, Л. А. Развитие памяти старших дошкольников средствами сказкотерапии / Л. А. Шаманова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 63-66.