Социально-профилактическая деятельность дошкольного образовательного учреждения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теория социальной работы о вопросах социально-профилактической работы в
дошкольных образовательных учреждениях 6
1.1 Понятия, цели, задачи и функции социально-профилактической работы ..6
1.2 Дети дошкольного возраста как объект социально-профилактической
работы 15
1.3 Принципы социально-профилактической работы в дошкольном
образовательном учреждении 21
2 Научно-теоретическое обоснование практики социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях28
2.1 Вопросы организации социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях
2.2 Комплексное применение технологий социальной профилактики в
дошкольных образовательных учреждениях 38
2.3 Системно-деятельностный подход организации социально-профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении ..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Теория социальной работы о вопросах социально-профилактической работы в
дошкольных образовательных учреждениях 6
1.1 Понятия, цели, задачи и функции социально-профилактической работы ..6
1.2 Дети дошкольного возраста как объект социально-профилактической
работы 15
1.3 Принципы социально-профилактической работы в дошкольном
образовательном учреждении 21
2 Научно-теоретическое обоснование практики социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях28
2.1 Вопросы организации социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях
2.2 Комплексное применение технологий социальной профилактики в
дошкольных образовательных учреждениях 38
2.3 Системно-деятельностный подход организации социально-профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении ..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от многих факторов: полная или неполная семья, от благосостояния семьи, от воспитанности и образованности родителей в семье, климата в семье [21, с. 14].
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления разных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые социальные программы по поддержке, укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем, а именно: падение жизненного уровня большинства семей, и как следствие, рост числа разводов; увеличение числа неполных семей. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо детальное изучение роли дошкольных образовательных учреждений в оказании не только образовательных, но и социальных услуг семье, и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления разных форм социально-профилактической работы дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Анализ научной литературы показывает, что мысль о необходимости оказания социальной помощи, в частности социально-профилактической помощи и поддержки подрастающему поколению и их семьям высказывали многие ученые - философы, психологи, социальные педагоги, теоретики социальной работы.
Теории организации системы социальной защиты семьи и детей посвящены работы В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, А.И. Ляшенко, Л.И. Савинова, и др.
Технологии социальной работы с различными категориями детей рассматривали в свих работа такие авторы, как С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Л.Г. Гуслякова, Е.И. Зритнева, Е.И. Холостова и др.
Идея социально-профилактической работы в образовании развивается в работах Ш.А. Амонашвили, В.П. Бедерхановой, В.Н. Гурова, Т.В. Лодкиной, Г.С. Формасовой, В.Д. Москаленко, Н.С. Мацковского, Д.И. Ложкина и др.
Объектом исследования - социально-профилактическая деятельность дошкольного образовательного учреждения
Предмет исследования - научно-теоретическое обоснование модели социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях
Цель исследования - на основе анализа теоретических основ социально-профилактической работы определить основные тенденции в сфере социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать понятия, цели, задачи и функции социально-профилактической работы,
2) определить детей дошкольного возраста как объект социально-профилактической работы,
3) изучить социально-профилактическую работу с семьей в дошкольных образовательных учреждениях,
4) выявить вопросы организации социально-профилактической работы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях,
5) определить комплексное применение технологий социальной профилактики в дошкольных образовательных учреждениях.
Теоретической основой послужили труды следующих авторов: М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок, Н.Ф. Басов.
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования.
Структура и содержание работы отражает решение ключевых задач, поставленных в исследовании. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления разных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые социальные программы по поддержке, укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем, а именно: падение жизненного уровня большинства семей, и как следствие, рост числа разводов; увеличение числа неполных семей. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо детальное изучение роли дошкольных образовательных учреждений в оказании не только образовательных, но и социальных услуг семье, и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления разных форм социально-профилактической работы дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Анализ научной литературы показывает, что мысль о необходимости оказания социальной помощи, в частности социально-профилактической помощи и поддержки подрастающему поколению и их семьям высказывали многие ученые - философы, психологи, социальные педагоги, теоретики социальной работы.
Теории организации системы социальной защиты семьи и детей посвящены работы В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, А.И. Ляшенко, Л.И. Савинова, и др.
Технологии социальной работы с различными категориями детей рассматривали в свих работа такие авторы, как С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Л.Г. Гуслякова, Е.И. Зритнева, Е.И. Холостова и др.
Идея социально-профилактической работы в образовании развивается в работах Ш.А. Амонашвили, В.П. Бедерхановой, В.Н. Гурова, Т.В. Лодкиной, Г.С. Формасовой, В.Д. Москаленко, Н.С. Мацковского, Д.И. Ложкина и др.
Объектом исследования - социально-профилактическая деятельность дошкольного образовательного учреждения
Предмет исследования - научно-теоретическое обоснование модели социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях
Цель исследования - на основе анализа теоретических основ социально-профилактической работы определить основные тенденции в сфере социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать понятия, цели, задачи и функции социально-профилактической работы,
2) определить детей дошкольного возраста как объект социально-профилактической работы,
3) изучить социально-профилактическую работу с семьей в дошкольных образовательных учреждениях,
4) выявить вопросы организации социально-профилактической работы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях,
5) определить комплексное применение технологий социальной профилактики в дошкольных образовательных учреждениях.
Теоретической основой послужили труды следующих авторов: М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок, Н.Ф. Басов.
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования.
Структура и содержание работы отражает решение ключевых задач, поставленных в исследовании. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Социально-профилактическая работа в дошкольных образовательных учреждениях предполагает обоснование своих научно-теоретических и методологических основ. В отечественной теории социальной работы сформировалось мнение, согласно которому основная цель профилактической социальной работы - это профессиональные усилия, направленные на то, чтобы помочь семьям в трудной жизненной ситуации научиться ориентироваться в быстро меняющихся условиях современного общества; поддержать такие семьи, социально защитить, организовать и обеспечить социальную профилактику и социальную реабилитацию [35, с. 131-132].
Прикладное исследование проблем организации и осуществления социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях основано на научно-теоретическом подходе, согласно которому общество по своему устройству представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов, одним из которых является социальная работа как институт современного общества.
Практика социальной работы свидетельствует о том, что через эти исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни людей происходит приобщение и усвоение ребёнком социальных норм, стереотипов и правил социального поведения в условиях дошкольного образовательного учреждения [46, с. 23].
В связи с этим в настоящее время социально-профилактическая работа в дошкольном образовательном учреждении является актуальной темой для изучения в теории и практике социальной работы, так как именно образовательные учреждения обладают уникальной возможностью стать безопасным пространством социализации взрослеющей личности, ограждающей детей от неблагоприятных факторов, влияющих на их развитие и психосоциальное благополучие; а также стать средой, обеспечивающей формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.
Наша выпускная квалификационная работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятия, цели, задачи и функции социально-профилактической работы, исследованы дети дошкольного возраста как объект социальной профилактики, выявлены принципы социально-профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Вторая глава представляет собой анализ вопросов организации социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях, а так же комплексное применение технологий социальной профилактики в дошкольных образовательных учреждениях.
В результате написания нашей выпускной квалификационной работы нами было установлено, что методология исследования проблем социальной работы с детьми проявляется в конкретных подходах к пониманию научного знания о социальной работе. В теории социальной работы объяснимо то обстоятельство, что виды и формы практической реализации социально¬профилактической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении могут быть различными в связи с тем, что социальный работник- исследователь имеет дело с «моделируемой» реальностью, которая интегрируется в практики социальной жизни ребёнка как клиента в качестве определённого образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта социальной и психосоциальной помощи.
Такое методологически и теоретически направленное понимание социально-профилактической деятельности в социальной работе с детьми позволяет определить её как последовательно закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего психосоциального явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) и обусловленную им целесообразную последовательность профессиональных действий социального работника.
Прикладное исследование проблем организации и осуществления социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях основано на научно-теоретическом подходе, согласно которому общество по своему устройству представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов, одним из которых является социальная работа как институт современного общества.
Практика социальной работы свидетельствует о том, что через эти исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни людей происходит приобщение и усвоение ребёнком социальных норм, стереотипов и правил социального поведения в условиях дошкольного образовательного учреждения [46, с. 23].
В связи с этим в настоящее время социально-профилактическая работа в дошкольном образовательном учреждении является актуальной темой для изучения в теории и практике социальной работы, так как именно образовательные учреждения обладают уникальной возможностью стать безопасным пространством социализации взрослеющей личности, ограждающей детей от неблагоприятных факторов, влияющих на их развитие и психосоциальное благополучие; а также стать средой, обеспечивающей формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.
Наша выпускная квалификационная работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятия, цели, задачи и функции социально-профилактической работы, исследованы дети дошкольного возраста как объект социальной профилактики, выявлены принципы социально-профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Вторая глава представляет собой анализ вопросов организации социально-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях, а так же комплексное применение технологий социальной профилактики в дошкольных образовательных учреждениях.
В результате написания нашей выпускной квалификационной работы нами было установлено, что методология исследования проблем социальной работы с детьми проявляется в конкретных подходах к пониманию научного знания о социальной работе. В теории социальной работы объяснимо то обстоятельство, что виды и формы практической реализации социально¬профилактической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении могут быть различными в связи с тем, что социальный работник- исследователь имеет дело с «моделируемой» реальностью, которая интегрируется в практики социальной жизни ребёнка как клиента в качестве определённого образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта социальной и психосоциальной помощи.
Такое методологически и теоретически направленное понимание социально-профилактической деятельности в социальной работе с детьми позволяет определить её как последовательно закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего психосоциального явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) и обусловленную им целесообразную последовательность профессиональных действий социального работника.
Подобные работы
- Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Реализация технологий здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении (Педагогика и психология начального образования, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическая деятельность с семьей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



