Введение…………………………………………………………………………...3
1. Ключевые вехи жизнетворчества Б.М. Теплова……………………………...4
2. Основные понятия и сущность психологической теории Б.М. Теплова….11
3. Анализ работ Б.М. Теплова…………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...21
Актуальность исследования. В историко-научных исследованиях по человекознанию традиционно доминирует анализ фундаментальных достижений выдающегося психолога ХХ столетия Бориса Михайловича Теплова (1896—1965) в области общей психологии (ощущений, восприятия, мышления, способностей, творчества) и дифференциальной психофизиологии индивидуально-типологических различий.
Вместе с тем, необходимо отметить, что дифференциальная психофизиология переживает «вчера и сегодня» не лучшие времена, в связи с чем богатейший научный опыт Бориса Михайловича Теплова – достояние неохватных по широте и вариативности педагогических и психологических сообществ.
Цель исследования – проанализировать исследования Б.М. Теплова в области дифференциальной психофизиологии.
Задачи исследования:
1) рассмотреть ключевые вехи жизнетворчества Б.М. Теплова;
2) рассмотреть основные понятия и сущность психологической теории Б.М. Теплова;
3) провести анализ работ Б.М. Теплова.
Выдающийся психолог мирового уровня Борис Михайлович Теплов (1896–1965), ведущий российский специалист по психологии способностей и психофизиологии индивидуальных различий, в 1930– 1960-х гг. был также крупным организатором науки. Так, в Москве в 1930–1934 гг. он был заведующим кафедрой цвета в Архитектурно-строительном институте, в 1945–1953 гг. — заведующим кафедрой психологии и логики Академии общественных наук (АОН, ныне РАНХиГС), в 1949–1951 гг. — заведующим кафедрой психологии философского факультета МГУ, заместителем директора Института психологии (1933–1936, 1945–1952), а в 1958–1965 гг. — главным редактором журнала «Вопросы психологии». В творческом плане он был создателем по крайней мере двух крупнейших в стране научных школ: психологии способностей и дифференциальной психофизиологии, автором базовых учебников по психологии для средней и высшей школы. Заложенная Б.М. Тепловым в АОН традиция комплексного теоретико- экспериментального изучения психических явлений на солидной философско-методологической базе бережно транслировалась в процессе многочисленных перестроек в Академии и ныне конструктивно развивается.
1. Голубева Э.А. Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияния научных школ Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова / Э.А. Голубева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. .— 2010 .— №4 .— С. 32-56
2. Егорова М.С. Исследование природы индивидуальных различий // Национальный психологический журнал. 2006. № 1 (1). С. 63 – 65.
3. Семёнов И.Н. Акмеологические аспекты психологии творчества и индивидуальных различий выдающихся личностей в наследии Б.М. Теплова (к 120-летию со дня рождения) // Акмеология. 2016;(4). С. 8-22.
4. Семенов И.Н. Научно-педагогическая и историко-методологическая деятельность Б.М. Теплова в Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 46 – 63.
5. Теплов Б.М. Психофизиология индивидуальных различий // Б.М. Теплов. Избр. тр. М., 1985.