Реферат
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ... 9
1.1. Характеристика ценностных ориентаций социального
взаимодействия детей младшего школьного возраста 9
1.2. Психологические условия развития детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Роль психологического клуба в развитии ценностных ориентаций социального взаимодействия детей младшего школьного возраста ... 22
1.4. Проектная идея исследования 28
Выводы по Главе 1 38
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 40
2.1. Паспорт проекта 40
2.2. Содержание проекта 44
2.3. Оценка результативности проекта 63
Выводы по Главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Младший школьный возраст по своему значению является знаменательным этапом в развитии человека - в этом возрасте человек впервые идет в школу, становится школьником. В этом возрасте возникает и развивается новая ведущая деятельность - учебная, она ориентирует ребенка на самого себя, требует рефлексии и развития личностной сферы. Именно в этот возрастной период происходит развитие всех психических процессов, их осознание и произвольность социального взаимодействия в построении и коррекции межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
Ценностные ориентации в младшем школьном возрасте обозначают главное направление развития личности, ведь чем раньше сформируются ценностные ориентации социального взаимодействия, тем более осознанной станет жизнь, хотя изменения в этой сфере могут происходить на протяжении всей жизни. Задача развития ценностных ориентаций социального взаимодействия младшего школьника наиболее актуальна именно в этот возрастной период, в период переориентации ключевых ценностей, смысловых ориентиров, моделей социального поведения и межличностного взаимодействия.
Стоит отметить, что пока еще малоизученным с точки зрения развития ценностных ориентаций социального взаимодействия остается именно младший школьный возраст, хотя проблема формирования личности ребенка в этом возрасте в ее ценностной составляющей заслуживает серьезного научного изучения.
В научной литературе недостаточно освещены исследования ценностных ориентаций социального взаимодействия младшего школьника, в методическом плане также существуют значительные затруднения, так как все еще в полной мере не разработан категориальный аппарат, нет единых представлений об особенностях ценностных ориентаций социального взаимодействия личности младших школьников.
Существует проблема диагностическая - методы диагностики ценностных ориентаций социального взаимодействия в силу особенностей младшего школьного возраста, носят в основном проективный характер, либо применяется преимущественно метод беседы и наблюдения, а значит, велико субъективное влияние исследователя, что может отразиться на самих результатах изучения.
Поэтому возникает следующее затруднение - сложность в выборе средств, позволяющих развивать ценностные ориентации социального взаимодействия.
Исходя из представленного видения проблемы развития ценностных ориентаций социального взаимодействия детей младшего школьного возраста, была поставлена следующая цель исследования.
Цель - выявить психолого-педагогические условия развития ценностных ориентаций социального взаимодействия в психологическом клубе.
Объект - ценностные ориентации социального взаимодействия детей младшего школьного возраста.
Предмет - психолого-педагогические условия развития ценностных ориентаций социального взаимодействия детей младшего школьного возраста в условиях психологического клуба.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические условия развития
ценностных ориентаций социального взаимодействия детей
младшего школьного возраста.
2. Разработать и апробировать проект развития ценностных ориентаций социального взаимодействия в условиях психологического клуба.
3. Выявить результативность разработанного проекта.
Для реализации цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме развития ценностных ориентаций социального взаимодействия детей младшего школьного возраста;
• эмпирические:
Методики:
• Методика «Если бы я был/-а добрым/-ой волшебником/-цей» (М.И. Кикина, Е.Е. Овсянникова).
• Методика «Способность младших школьников к познанию общечеловеческих духовных ценностей» (М.И. Кикина, Е.Е. Овсянникова).
Опросник:
• Ценностный опросник (ЦО) Ш. Шварца.
Методологические основы: в качестве основных методологических подходов для организации и участия в клубной деятельности младших школьников можно предложить следующие:
1. Системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г Юдин):
1) любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации;
2) психические явления многомерны и могут рассматриваться во многих системах измерений, каждая из которых обнаруживает определенную группу свойств и отношений.
2. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн):
1) принцип активности - субъект всегда активен;
2) принцип интериоризации - предполагающий формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.
3. Социокультурный подход (П.А. Сорокин, Т. Парсонс, Р Мертон), который предполагает реализацию идеи культуросообразности воспитания и направленность содержания воспитания на формирование актуального личного социокультурного опыта ребёнка, обусловливающего уровень и качество формирующихся у него социальных компетенций.
База исследования: исследование проводилось в школе №XXX, Советский район, г. Красноярск.
В качестве испытуемых участвовали 40 детей младшего школьного возраста - обучающиеся 3 класса, в возрасте 9-10 лет. Из них: 20 детей экспериментальная группа и 20 детей контрольная группа.
Проектная идея: развитие ценностных ориентаций социального взаимодействия детей младшего школьного возраста в психологическом клубе обеспечено психолого - педагогическими условиями:
• уровнем развития социальных ценностей детей младшего школьного возраста;
• организацией игровой, дискуссионной деятельности, тренингах, участием в акциях социального взаимодействия и социальных проектах.
Тип работы: проектная.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках системы начального образования: январь 2017 - декабрь 2017 гг., школа №XXX, Советский район, г. Красноярск. Результаты исследования были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях: на XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященному 85-летию КГПУ им. В. П. Астафьева; на XIX Международном научнопрактическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2018 г.); на XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета (Нижневартовск, 2018 г.). По теме исследования опубликованы три научные статьи.
Проведенный теоретический анализ проблемы развития ценностных ориентаций социального взаимодействия детей младшего школьного возраста в условиях психологического клуба показал, что ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен,
характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий.
Основополагающим фактором присвоения ценностей являются знания о них, деятельность, актуализирующая личностные функции обучающихся выступает вторым педагогическим фактором присвоения ценностей. Третьим существенным педагогическим фактором присвоения ценностей младшими школьниками является оценка ребенка извне (другими людьми). Очень важным фактором формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов является воспитание.
Существуют условия, определяющие развитие личности младшего школьника: внешние (средовые) условия; внутренние (субъективно
личностные), физическое функционирование мозга без патологий, система общения ребенка со взрослыми, индивидуальная активность. Приход ребенка в школу меняет содержание и распорядок жизни, его статус в коллективе и семье. На развитие ценностых ориентаций младшего школьника оказывают влияние взрослые в окружении ребенка: родители, воспитатели, учителя. Центром социальной ситуации развития становится учитель, система «ребенок - учитель» определяет отношение ребенка к родителям и отношение ребенка к детям. Основной деятельностью является учебная, главная обязанность - учиться.
Клубная деятельность рассматривается как объединение обучающихся по интересам на добровольных началах, где организуется различная творческая деятельность детей, имеющая определенную структуру и орган, способ развития ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста. Для развития ценностных ориентаций социального взаимодействия младших школьников с помощью клубной деятельности обязательным будет вовлечение обучающихся в разнообразную клубную деятельность, с помощью разнообразных ее форм. Распространенные типы общественной клубной деятельности в школах - это кружки и клубы. Формы общественной клубной деятельности в школе - фронтальная, групповая и индивидуальная.
Практическая реализация проекта развития ценностных ориентаций социального взаимодействия детей младшего школьного возраста в условиях психологического клуба позволила выявить, что разработанный проект по развитию ценностных ориентаций социального взаимодействия детей младшего школьного возраста в условиях психологического клуба, оказался эффективен, так как результаты повторной диагностики показали положительную динамику в результатах исследования ценностных ориентаций социального взаимодействия в экспериментальной группы. При этом в контрольной группе детей, изучаемые показатели значимо не изменились, так как проектной работы в данной группе испытуемых не реализовывалось.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2015. 416 с.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 2014. Т.5. № 5. С. 6370.
3. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. М.: Аспект-Пресс, 2016. 236 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. СПб.: СПбГУ, 2017. 964 с.
5. Анисимов О.С. Цели и ценности: сущностные сопоставления // Мир психологии. 2017. №4. С. 178-189.
6. Бодалев А.А. Проблемы формирования смысла жизни и становления
личности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III - V симпозиума Психол. Ин-т
Российской академии образования. М.: НТЦ, 2015. С. 22-31.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2017. 400 с.
8. Божович Л.И. О мотивации учения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Академия, 2013. С. 111-113.
9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Книга по Требованию, 2012. 304 с.
10. Братчикова Ю.В. Успешность младшего школьника в учении // Журнал практического психолога. 2017. № 2. С. 8-14.
11. Воробьева И.В. Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. 106 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2012. 672 с.
13. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан. М.: 2013. С. 62-67.
14. Гуткина Н.И. Динамика учебной мотивации учащихся от второго к третьему классу // Вестник практической психологии образования. 2016. №4. С. 46-50.
15. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование. М.: «Просвещение», 2013. 111 с....62