Экологическая экскурсия, как форма внеклассного
мероприятия для обучающихся средней школы по теме: «Биоразнообразие и экология Чешуекрылых (Lepidoptera)»
Введение 4
Глава 1 Экологическая экскурсия, как форма внеклассного мероприятия для общеобразовательных учреждений 7
1.1. Нормативное обеспечение использования экскурсии в образовательном процессе 9
1.2. Значимость экскурсии и ее функции 10
1.3. Классификация экскурсий 13
1.4. Аспекты, затрагиваемые экологической экскурсией 14
Глава 2 Экологическая экскурсия в природу и виртуальная с помощью современных технологий по теме: "Экологическая экскурсия по отряду Чешуекрылые (Lepidoptera)" 17
2.1. Исследование представителей отряда Чешуекрылые в Красноярской лесостепи 17
2.2. Разработка экологической экскурсии по Чешуекрылым в Красноярской лесостепи 26
2.2.1. Экскурсия в природу по теме: "Экологическая экскурсия по отряду Чешуекрылые (Lepidoptera) в окрестностях села Высотино Сухобузимского района" 26
2.2.2. Экскурсия с помощью современных технологий по теме: "Экологическая экскурсия по отряду Чешуекрылые (Lepidoptera) в окрестностях села Высотино Сухобузимского района" 29
2.3. Апробация экскурсий 37
Заключение41
Список использованных источников 43
Приложение A 47
Приложение Б 48
Приложение В 50
Приложение Г 69
Приложение Д 72
Приложение Е 73
Приложение Ж 78
Экологические экскурсии в настоящие время введены в образовательный процесс и экологическое воспитание обущающихся. Они могут проводиться для обущающихся с 5 по 11 классы, так как уже с 5 класса изучают экологические факторы. Активная экологизация общества и школьного образования прослеживается в письме Министерства просвещения России от 16.06.2022 № 06-836 «О направлении информации», «Методические рекомендация по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научнообразовательной и патриотической тематике», утвержденное Министерством просвещения России 10.06.2022. Наше государство поддерживает Концепцию устойчивого развития, принятую ООН. Эта модель развития человеческой цивилизации основана на необходимости соблюдать баланс между решением социальных и экономических проблем и сохранением природной среды. Переход к сбалансированной жизни общества невозможен без изменений в сознании населения, поэтому Министерство просвещения и заботится о понимании подрастающими гражданами глобальных проблем и путей их решения. Сохранить целостность биосферы без сбережения ее структурных элементов невозможно, поэтому необходимо начитать с бережного отношения в конкретных биотопах, поддерживая целостными биотопические взаимосвязи. Поэтому региональному компоненту в структуре образования должно отводиться весомая роль.
Цель: разработка и проведение экологических экскурсий, как формы внеклассного мероприятия для обучающихся средней школы по теме: «Биоразнообразие и экология Чешуекрылых (Lepidoptera)»
Задачи:
1) изучить экологические экскурсии, как одну из форм внеклассного мероприятия для общеобразовательных учреждений;
2) разработать экологическую экскурсию в природу и виртуальную с помощью современных технологий по теме: "Экологическая экскурсия по отряду Чешуекрылые (Lepidoptera) в окрестностях села Высотино Сухобузимского района".
Материалы и методы исследования:
• Материалы исследования:
Полевые исследования Чешуекрылых проводились в июне-августе 2021 и 2022 годов в трех биотопах: луг к северо-западу от села Высотино Сухобузимского района и опушка березового леса к северу от села, опушка соснового леса, где изучили биоразнообразие, некоторые аспекты биологии и экологии Lepidoptera;
• Методы:
• анализ научно-популярной литературы, синтез, дедукция;
• ленточные трансекты, картографический;
• наблюдение и отлов с помощью энтомологического сачка, коллектирование и фотофиксация;
• знаковое моделирование виртуальной экскурсии с помощью сайта Genially.
Апробация (Приложение Ж):
1) выступление на конференциях XXIII Международного научнопрактического форума студентов, аспирантов и молодых ученых
«Молодежь и наука XXI века» в 2022; XXIV Международного научнопрактического форума студентов, аспирантов и молодых ученых
«Молодежь и наука XXI века» в 2023;
2) Публикации «Исследование биоразнообразия Чешуекрылых (LEPIDOPTERA) Канской (Тасеевский р-он) и Красноярской (Сухобузимский р-он) лесостепей» [Колмогорова, Скобелина, 2022] и «Виртуальная экологическая экскурсия по отряду Чешуекрылые (Lepidoptera) в окрестностях села Высотино Сухобузимского района» [Скобелина, 2023];
3) Работа «Методы исследования Чешуекрылых» в рамках программы «Стажер - исследователь КГПУ им. Астафьева» в 2022 году;
4) Проведение экскурсий на базе МКОУ «Высотинская СШ» Сухобузимского района и в КГПУ им. В. П. Астафьева в рамках дисциплины «Зоология беспозвоночных»;
5) Участие в экологических экскурсиях на базе Зоологического музея КГПУ им. В.П. Астафьева в рамках научного погружения с обучающимися общеобразовательных учреждений.
Личный вклад автора заключается в выборе темы, постановке целей и задач, анализ литературы, в разработке двух экологических экскурсий для окрестностей села Высотино, Сухобузимский район. Собранна коллекция Чешуекрылых в количестве 103 экземпляров (видов - 38, относящихся к 34 родам и 9 семействам), а также фото- и видеоматериал, вошедший в виртуальную экскурсию.
Практическая значимость: виртуальная экскурсия применена в КГПУ на дисциплине «Зоология беспозвоночных» (1 курс, 2022), а также внедрена при прохождении практики в МКОУ «Высотинская СШ» Сухобузимского района на 9 классе в 2022.
1) Экологическая экскурсия как форма внеклассного мероприятия в общеобразовательных учреждениях несет обучающий характер, расширяет кругозор, пробуждает познавательный интерес к изучению, строению и взаимосвязи компонентов биосферы, что формирует гармонично всесторонне развитую личность, готовую к бережному обращению с элементами природы.
2) Разработаны 2 экологические экскурсии (в природу и виртуальная) по теме: «Экологическая экскурсия по отряду Чешуекрылые (Lepidoptera) в окрестностях села Высотино Сухобузимского района», имеющих следующую структуру: актуализация знаний, целеполагание, основная и заключительная части. Видовой состав фоновых Lepidoptera, вошедший в виртуальную экскурсию, составляет 18 видов, относящихся к 6 семействам (Nymphalidae, Satyridae, Pieridae, Lycaenidae, Hesperiidae, Papilionidae).
1. Веглянова М. И., Васильева Е. М., Кашина Л. И., Кольцова В. Г. Определитель растений юга Красноярского края. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1979. 670 с.
2. Горбунов П. Ю., Бабочки Южного Урала, 2008 [Электронный ресурс] URL: https://urral.ru/ (дата обращения: 25.04.22)
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011. С. 7.
4. Гугл-форма для заполнения ответа [Электронный ресурс] URL: https://forms.gle/deNPH1tejxGRCa9ZA (дата обращения: 21.04.2023).
5. Дроздов Н. И. Красноярье: пять веков истории: учебное пособие по краеведению. Часть 3. Красноярск: Группа компаний Платина, 2005. С.120.
6. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М.: ЦРИБ Турист, 1992. С. 216.
7. Ермаков Д. С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы: методическое пособие для учителя. М.: Школа- Пресс, 2002. С. 109.
8. Топографическая карта Центральных районов Красноярского края // Карта России по областям и республикам. [Электронный ресурс] URL: http://rf-town.ru/ (дата обращения: 21.04.2023).
9. Колмогорова А. Ю., Скобелина Е.И. Исследование Биоразнообразия Чешуекрылых (LEPIDOPTERA) Канской (Тасеевский р-он) и Красноярской (Сухобузимский р-он) лесостепей // Современные биоэкологические исследования Средней Сибири: материалы научнопрактической конференции «БИОЭКО» в рамках ХХШ Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХXI века». Красноярск: КГПУ,2022. С.35-38
10. Кузякин А. П. Содержание и некоторые итоги исследований по ландшафтной энтомогеографии СССР. Л.: Наука, 1986. с.10-20
11. Макроидентификация // МакроКлуб, 2016 [Электронный ресурс] URL: http://macroid.ru/ (дата обращения: 25.04.22)
Малышева Л. И., Пешковой Г. А. Флора Сибири. Том 2. Poaceae (Gramineae). Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. 361 с.
13. Мамаев Б.М., Медведев Л.Н., Правдин Ф.Н. Определитель насекомых Европейской части СССР. М.: Просвещение, 1976. 304 с.
14. Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научнообразовательной и патриотической тематике. Утверждено Министерством просвещения России 10.06.2022
15. Муравейник перед началом грозы. Муравьи готовятся к дождю. Мультимедийный документ. 09:35 (время воспроизведения) URL: https://youtu.be/sXxQ9aGkLFM (дата обращения: 21.04.2023)....31