Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психозащитного поведения обучающихся в подростковом возрасте в общеобразовательной школе (Томский государственный педагогический университет)

Работа №158382

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ “Томский Хобби-Центр” :: ДООЛ “Лукоморье” города Томска.
Выборка: 40 обучающихся 7-8 классов (13,14 лет).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психозащитного поведения
1.1 Характеристика копинг-стратегий 7
1.2 Психологические особенности детей подросткового возраста 12
1.3 Методические подходы к изучению психозащитного поведения 17
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психозащитного поведения обучающихся в подростковом возрасте
2.1 Организация и этапы эмпирического исследования особенностей психозащитного поведения в подростковом возрасте 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 29
2.3 Рекомендации по формированию адаптивных стратегий психозащитного поведения у подростков 43
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 59

Актуальность темы исследования. Копинг-стратегии являются важным инструментом, который позволяет людям разного возраста адаптироваться к новой ситуации, а также защититься от стресса и давления со стороны общества. Впервые понятие «Копинг» был использован в 1962 американским психологом Л. Мерфи и обозначал способ борьбы со стрессом у людей. [44] В российской психологии под термином «копинг», понимают адаптивное, совладающее поведение, сущность которого заключается в сознательном овладении ситуацией, адаптации к ней, и также уменьшение влияния стрессовых факторов на человека. [34, 60] Есть также представление о копинге, как о совокупности осознанных стратегий разрешения конфликтов, которые помогают совладать с внутренним напряжением и дискомфортом. [47, 53]
Подростковый возраст описывается как переходный возраст от младшего школьного возраста к юношескому возрасту [6, 63, 78] в котором происходит перестройка всех сторон развития подростка: интеллектуальное, анатомо-физиологическое строение, меняется ведущий тип деятельности и добавляются новые виды. В такой период подросток испытывает стресс и повышенную эмоциональность, что может привести к частой смене настроения, раздражительности, неуравновешенности, повышенной возбудимости и т.д. Из-за этого подросток становится более уязвим перед негативными факторами стресса.
Ряд авторов, описывая особенности подросткового возраста, говорят, что проблемы, которые встают перед человек в этом возрасте, создают дополнительную психологическую напряженность. С этими сложностями подростку приходится справляться, но, не имея достаточного опыта и умений эффективного взаимодействия с другими людьми, он может прибегать к неадаптивным копинг-стратегиям, которые мешают подростку справиться с данной ситуацией, что может приводить к уходу от проблем в алкоголь, наркотики и другие девиации. [38, 51, 57]
Однако в работах Р. М. Грановской, И. М. Никольской, С. К. Нартова-Бочавер и др. отмечается позитивное значение использования неадаптивных копинг-стратегий, которые помогают подросткам сохранить свое психологическое здоровье. [34, 60] Таким образом, очевидна неоднозначность понимания исследователями значения и особенностей использования адаптивных/неадаптивных копинг-стратегий в психозащитном поведении подростков, что свидетельствует о недостаточной изученности тематики.
В связи с вышесказанным выбранная тема исследования изучения особенностей копинг-стратегий подростков является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности психозащитного поведения у обучающихся 13-14 лет общеобразовательной школы.
Объект исследования: психозащитное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности психозащитного поведения подростков обучающихся в общеобразовательной школе.
Гипотеза: среди обучающихся подросткового возраста существуют значимые различия в отношении используемых механизмов и вариантов копинг-стратегий; большая доля подростков использует неадаптивные варианты копинг-стратегий.
Задачи исследования:
1. Провести обзорно-теоретическое исследование литературы по теме исследования.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование, анализ и интерпретацию полученных данных
3. Составить рекомендации по формированию адаптивных копинг-стратегий психозащитного поведение у подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования:
 Представления о проблеме преодоления трудных жизненных ситуаций отечественных психологов: Т.Л. Крюковой, С. К. Нартова-Бочавер, Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, P. M. Грановской, И. М. Никольской, В. М. Ялтонского, Н. И. Борисовой, Л. Ю. Субботиной и др.
 Разработки и исследования по проблеме совладающего поведения зарубежных психологов: Р. Лазаруса и С. Фолкмана, Э. Хайма, Л. Мэрфи, А. Хаммер и др.
 Представления об особенностях подросткового возраста Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, Э. Эриксона и др.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы психологического исследования:
Психодиагностическое тестирование с использованием стандартизированных психодиагностических методов:
 Методика «Изучения копинг-поведения» Э. Хайма
 Методика «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация методики WCQ)
3. Методы математической статистики, обработки и анализа результатов исследования
4. Качественный анализ, содержательная интерпретация, систематизация и обобщение полученных результатов исследования.
База эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проведено на базе МАОУ “Томский Хобби-Центр”:: ДООЛ “Лукоморье” города Томска. Психологическим исследованием были охвачены подростки в возрасте 13-14 лет. Объем выборки составил 40 человек.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное в работе исследование психозащитного поведения у подростков расширит теоретические представления об особенностях и выборе копинг-стратегий современных подростков.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для формирования адаптивных копинг-стратегий поведения у подростков в практической работе педагогов – психологов.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст изложен на 58 страницах. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками. Библиографический список содержит 85 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью проведенного исследования было изучить особенности психозащитного поведения у обучающихся 13-14 лет общеобразовательной школы.
В соответствии с задачами было проведено обзорно-теоретическое исследование по заявленной теме. Описаны и обобщены представления о копинг-стратегиях и методических подходах к их исследованию, изложены психологические особенности подросткового возраста.
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. По результатам психодиагностического исследования по опроснику Р. Лазаруса и С. Фолкмана получено, что большая доля подростков (более половины, 7/10) используют стратегии «дистанцирование», «бегство-избегание» и «конфронтация», примерно в равном соотношении между ними. Значительно меньшая доля обучающихся выбирает стратегии «планирование решение проблемы» и «поиск социальной поддержки» (по 1/10, соответственно). Малую долю составляют подростки, практикующие стратегии «самоконтроль» и «принятие ответственности» (менее 1/10, соответственно).
2. По результатам психодиагностического исследования по методике «Изучение копинг-поведения» Э. Хайма получены данные о том, что среди адаптивных копинг-стратегий преобладают эмоциональные (почти у половины подростков), далее следуют когнитивные (третья часть обучающихся подростков) и поведенческие (четверть подростков); среди относительно адаптивных стратегий преобладают поведенческие (примерно у половины подростков исследуемой выборки), далее - эмоциональные и когнитивные (менее четверти доли каждая); в иерархии неадаптивных копинг-стратегий преобладают когнитивные копинги (примерно у половины исследуемых подростков), далее следуют эмоциональные и поведенческие (примерно по 1/4 доле, соответственно).
3. При сопоставлении видов копинг-стратегий по признаку адаптивности были получены данные о том, что среди обучающихся подросткового возраста преобладают неадаптивные копинг – стратегии: по опроснику способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана - у более половины подростков (65%), по результатам теста Э. Хейма - у 39%.
4. На основании результатов проведенного исследования составлены рекомендации по формированию адаптивных копинг-стратегий среди подростков.
Таким образом, цель проведенного исследования, связанная с изучением особенностей психозащитного поведения в подростковом возрасте, достигнута, задачи выполнены, гипотеза о том, что среди обучающихся подросткового возраста существуют значимые различия в отношении используемых механизмов и видов копинг-стратегий и большая доля подростков использует неадаптивные механизмы и виды копинг-стратегии, получила подтверждение.



1. Абдыкаимова, С.Ю. Особенности саморегуляции в подростковом возрасте / С. Ю. Абдыкаимова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2019. - Т. 19, № 2. - С. 117–121.
2. Абрамов, В. В. Временная ориентация личности как фактор формирования копинг-поведения / В. В. Абрамов // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 7, № 1. – С. 66-72.
3. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб, пособие для студ. учреждений высш, образования / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с. – (Сер. Бакалавриат).
4. Азимова, С. Ф. «Копинг-стратегии» и «Копинг-поведение» / С. Ф. Азимова // ACADEMY. – 2020. - №12 (63). – С. 113-116.
5. Алимова, Е. Г. Исследование психологических защитных механизмов у подростков / Е. Г. Алимова, Н. С. Сафоев // Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. – 2022. – №2. – С. 1336 – 1344.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 288 с.
7. Андреев, А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения / А. М. Андреев // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 4. С. 120-125.
8. Аринин, А.Н. Влияние семейного воспитания и статуса подростков в группе сверстников на их агрессивность. / А. Н. Аринин // Развитие образования. - 2019. - № 4 (6). - с. 80–86.
9. Антилогова, Л. Н. Преодоление жизненных ситуаций в подростковом возрасте / Л. Н. Антилогова, Е. А. Черкевич // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление. (Омск, 04 октября 2018 г.). – 2018. – С. 129-131.
10. Антилогова, Л.Н. Саморегуляция психических состояний личности в подростковый период / Л. Н. Антилогова // Вестник Омского университета. Сер. Психология. - 2017. - № 3. - С. 12–23.
11. Анфалова, И.В. Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ: Дис. канд. Социологических наук: 22.00.04 / И. В. Анфалова. - Екатеринбург, 2017. – 179 c.
12. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова. – Санкт-Петербург: Наука, 1994. – 63 с.
13. Афанасьева, Ю. А. Роль личностных особенностей подростков в формировании копинг-стратегий / Ю. А. Афанасьева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. - №1. – С. 47-53.
14. Бартош, Т. П. Копинг-поведение подростков в зависимости от уровня тревожности / Т. П. Бартош, О. П. Бартош // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. – Магадан, 2016. – С. 281-283.
15. Баштова, И. П. Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития / И. П. Баштова // Молодой ученый. — 2016. — № 27. — С. 768-770.
16. Белова, К. С. Влияние эмоциональных состояний на выбор подростками стратегий копинг-поведения / К. С. Белова // Сборник научных трудов Sworld. – 2016. – Т. 21, № 4. – С. 9-12.
17. Битюцкая, Е. В. Факторная структура русскоязычной версии методики «Опросник способов копинга» / Е. В. Битюцкая // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 138–150.
18. Бобровникова, Н. С. Особенности стрессоустойчивости подростка в современной образовательной среде / Н. С. Бобровникова // Electronic Periodical Edition «KAZAKHSTAN SCIENCE JOURNAL». – 2021. – №8 (23). – С. 5-9.
19. Бодров, В. А. Психология стресса: развитие и преодоление / В. А. Бодров – Москва: Пер-Сэ, 2006. – С. 218 – 223.
20. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Мещерекова, В. Зинченко. – СПб.: Еврознак, 2003.– 666 с.
21. Борисова, Н. М. Возрастные особеннности копинга и связь возраста и стратегий совладающего поведения / Н. М. Борисова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2019. - № 9. – С. 46-50.
22. Борисова, Т.С. Агрессивность детей и подростков как социальное явление и следствие семейных отношений в современной России / Т. С. Борисова, М. М. Плоткин // Педагогика. - 2020. - № 7. - с. 67–73.
23. Ботова, Н. Д. Особенности копинг-поведения и механизмов психологической защиты старших подростков / Н. Д. Ботова, Г. И. Захарова // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования. – Челябинск, 2017. – С. 3-9.
24. Брижатая, О.А., Игнатова В.В. Современный подросток: межличностные контакты и агрессивность. /О. А. Брижатая, В. В. Игнатова // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 20. - с. 720 – 727.
25. Бухаленкова, Д. А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха / Д. А. Бухаленкова, О. А. Карабанова // Национальный психологический журнал. – 2018. - №3 (31). – С. 148-157.
26. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Е. В. Казаковой, М. В. Кореховой, Э. В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2020. – 216 с.
27. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967. – 325 с.
28. Воробьева, К.А. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения и обеспечение психологической безопасности подростков в образовательном процессе / К. А. Воробьева // Материалы III Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения». Дербент: Дербентский филиал МПГУ. (Москва, 27 февраля 2020 г.). - 2020. - С. 163–170.
29. Выготский, Л.С. Психология детского возраста (1930) / Л.С. Выготский // - М.: Эксмопресс, 2000. – 1008 с.
30. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский / Под ред. Д. Б. Эльконина. – Москва: Педагогика, 1984. – 432 с.
31. Гамезо, М. В. Возрастная психология / М. В. Гамезо, В. С. Герасимов, Г. Г. Горелова // – Москва: Неосфера, 1999. – 272 с.
32. Гарбер, А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А. Н. Гарбер. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2015 г.). — 2015. — С. 17-19. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7325/ (дата обращения: 15.12.2022).
33. Голованевская, В.И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения / В. И. Голованевкая // Вестник московского университета. – 2003.– №4. – С.30-36.
34. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
35. Грибоедова, О. И. Особенности рефлексивности подростков с разным уровнем психологического благополучия / О. И. Грибоедова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2019. - №2. – С. 260-266.
36. Гулрух, А. Основные подходы к изучению копинг-стретгий в трудных жизненных ситуациях / А. Гулрух // «SCIENTIFIC PROGRESS» Scienrific Journal. – 2021. - №1. – С. 308-316.
37. Дементий Л. И. Психология совладающего поведения / Л. И. Дементий // Вестник Омского университета. – 2018. - № 4. – С. 4-11.
38. Дубинина, А. С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста / А. С. Дубинина // Молодой учёный. – 2019. - № 14. – С. 60-64.
39. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина // – Москва: Академия, 2000. – 176 с.
40. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А. И. Захаров. — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с.
41. Иванова, Т. В. Изучение склонности к отклоняющемуся поведению и стратегий копинг-поведения подростков в превенции девиаций / Т. В. Иванова // Вестник экспериментального образования. – 2018. - № 1. – С. 55-67.
42. Ивутина, Е.П., Коробейникова А.О. Саморегуляция как способ управления агрессией у подростков / Е. П. Ивутина, А. О. Коробейникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 210–215.
43. Игнатович, С. С. Особенности социализации детей подросткового возраста / С. С. Игнатович, Т. В. Сотникова // Педагогика: история, перспективы. – 2020. - №3 (1). – С. 19-26.
44. Корнев, К. И. Специфика копинга в условиях неопределенности / К. И. Корнев // Сборник материалов Всероссийской конференции «Человек в условиях неопределенности». (Новосибирск, 16-18 мая 2006 г.) - 2006. - 270 с. - С. 24-36.
45. Корытова, Г. С. Общеметодологические принципы и системный подход в исследовании защитно-совладающего поведения педагогов / Г. С. Корытова // Вестник бурятского государственного университета. – 2012. - №1. – С. 81-89.
46. Косицина, В. И. О взаимосвязи темной триады и копинг-стратегий / В. И. Косицина // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. (Кострома, 22-23 апреля 2021 г.). – 2021. – С. 491-494.
47. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы / Т. Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2016. — № 5. — С. 184-188.
48. Крюкова, Т. Л. Психология совладания в разные периоды жизни: монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Костромаиздат, 2010. – 380 с.
49. Крюкова, Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - М.: 2007. - № 3. - С. 93-112.
50. Крюкова, Т. Л. Психология стресса и совладающего поведения: монография / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская // – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – 149 с.
51. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва: Академический Проект, 2015. – 419 с.
52. Кульмагамбетова, С. С. Особенности развития мотивационной сферы подростков / С. С. Кульмагамбетова, Б. М. Ихсанова // Polish journal of science. – 2021. - №40. – С. 32-34.
53. Куфтяк, Е.В. Адаптивные механизмы личности: современный взгляд на проблему / Е.В. Куфтяк // Защитная система личности и стресс / под ред. Е.В. Куфтяк – Москва: Мир науки, 2017. – С. 6 – 17.
54. Маджуга, А. Г. Безопасность жизнедеятельности как комплексный междисциплинарный феномен: концептуальные подходы к изучению / Маджуга А. Г., Н. А. Котелевцев, А. В. Рыбаков // Гуманитарные науки. – 2022. – №1. – С. 87 – 92.
55. Михайлова Е. С. К вопросу о копинг-стратегиях человека / Е. С. Михайлова, Н. М. Пинегина // Молодой учёный. – 2018. - № 48. – С. 257-258.
56. Москвитина, О. А. Изучение копинг-стратегий и психологических защит у младших подростков в трудных учебных ситуациях / О. А. Москвитина // UNIVERSUM: Психология и образование. – 2018. – 1(43). – С. 8-10.
57. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, - Т. 1, - № 2. С. 23-34.
58. Мухина, В. С. Возрастная психолоrия. Феноменолоrия развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина.; 15–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2015. – 656 с.
59. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учебно-методическое пособие / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова – Казань: Педагог, 2010. – 98 с.
60. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер. – Москва: Наука, 2006. – 45 с.
61. Наумова, Ю. А. О вопросе изучения половозрастной специфики мышления личности / Ю. А. Наумова, П. С. Полякова // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2022. - №1 (12). – С. 35-39.
62. Нижегородцева, Н. В. Личностные особенности учащихся подросткового возраста с разным стилем совладающего (копинг) поведения / Н. В. Нижегородцева, Т. С. Шварц // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития (Ярославль, 26-28 сентября 2019 г.). – Ярославль, 2019. – С. 113-115.
63. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 460 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
64. Плахова, Т. А. Копинг-стратегии как способ борьбы со стрессовыми ситуациями / Т. А. Плахова, К. Р. Гажур, А. А. Фролова, З. Х. Кайтукова // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальная инженерия – 2021» (Москва, 06-10 декабря 2021 г.). – Москва, 2021. – С. 105-108.
65. Психология самосознания. Хрестоматия /ред. Райгородский Д.Я. – Самара: БАХРАХ, 1998.– 672 с.
66. Саратовцева, Н.В., Оськина К.И. Агрессивность в образовательных организациях. / Н. В. Саратовцева, К. И. Оськина // Аспирант. - 2019. - № 2 (44). - с. 64–66.
67. Сизова, Я. Н. Исследование способов преодоления трудностей и уровня волевой регуляции у подростков с личностной беспомощностью / Я. Н. Сизова // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – Т. 9, № 8. – С. 175-188.
68. Сирота, Н. А. Ресурсы адаптационного поведения подростков / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – Москва: Московский государственный медико-стоматологический университет, 2014. – 74 с.
69. Субботина, Л.Ю. Психология защитного поведения: моногр. / Л.Ю. Субботина; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – 220 с.
70. Улезко, Е. Н. Исследование влияния личностных особенностей на психозащитное поведение учащихся / Е. Н. Улезко // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2011. – №5. – С. 86-89.
71. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1982. – 222 с.
72. Хазова, С. А. Эмоциональные ресурсы совладающего поведения / С. А. Хазова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1. – с. 293 – 297.
73. Червкевич, Е. А. Психологические особенности стратегий копинг-поведения младших и старших подростков / Е. А. Червкевич, Г. В. Отлякова // Психолого-педагогические исследования в Сибири. – Омск, 2018. – С. 60-64.
74. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М. Наука, 1977.– 144 с.
75. Шагалина, М. Н. Особенности копинг-поведения в юношеском возрасте / Н. М. Шагалина // Международный студенческий научный вестник. – 2018. - № 5. – Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19052 (дата обращения: 15.11.2022).
76. Шакирова, Д. М. Агрессивность учеников в современной школе: социологический аспект / Д. М. Шакирова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2 (133). - с. 193–198.
77. Шалагинова, К. С. Особенности копинг-стратегий подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях / К. С. Шалагинова, Е. А. Корниенко // Инструментарий. – 2015. - №4 (45). – С. 36-40.
78. Эльконин, Д. Б. Детская психология /Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – Москва: Академия, 2007. – 331 с.
79. Яковлев Б.П. Психолого-педагогические факторы возникновения девиаций в поведении современных подростков / Б. П. Яковлев, Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин, И. Б. Тарасенко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. - Т. 24. №1 (76). – с. 68-73.
80. Colder, C. R. Internalizing and externalizing problem behavior: a test of a latent variable interaction predicting a two-part growth model of adolescent substance use / S. Frndak, L. J. Lengua, J. P. Read, L. W. Hawk, W. F. Wieczorek // Child Psychol. – 2017. – V. 46. – P. 319–330.
81. Folkman S., Lazarus, R.S. An Analysis of Coping in a Middle-Aged Community Sample / S. Folkman, R. S. Lazarus // J. Hlth Soc. Behav. - 1980. — V. 21. – P. 219-231.
82. Lazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping / R. S. Lazarus, S. Folkman. - New York: Springer, 1984.
83. Lazarus, R.S. The Stress and Coping Paradigm / R. S. Lazarus // Models for Clinical Psychopathology. - 1981. – P. 177-224.
84. Le Xu, Gratitude and Problem Behaviors in Adolescents: The Mediating Roles of Positive and Negative Coping Styles / Le Xu, Ru-De Liu, Yi Ding, Xiaohong Mou, Jia Wang, Ying Liu // Front. Psychol. – 2017. – V. 8. – P. 1-13.
85. Peizhen Sun. Gratitude and Problem Behaviors in Adolescents: The Mediating Roles of Positive and Negative Coping Styles / Peizhen Sun, Yudi Sun, Hongyan Jiang, Ru Jia, Zhiyuan Li // Front. Psychol. – 2019. – V. 10. – P. 1-8.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ