Особенности психозащитного поведения обучающихся в подростковом возрасте в общеобразовательной школе (Томский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ “Томский Хобби-Центр” :: ДООЛ “Лукоморье” города Томска.
Выборка: 40 обучающихся 7-8 классов (13,14 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психозащитного поведения
1.1 Характеристика копинг-стратегий 7
1.2 Психологические особенности детей подросткового возраста 12
1.3 Методические подходы к изучению психозащитного поведения 17
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психозащитного поведения обучающихся в подростковом возрасте
2.1 Организация и этапы эмпирического исследования особенностей психозащитного поведения в подростковом возрасте 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 29
2.3 Рекомендации по формированию адаптивных стратегий психозащитного поведения у подростков 43
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 59
База исследования: МАОУ “Томский Хобби-Центр” :: ДООЛ “Лукоморье” города Томска.
Выборка: 40 обучающихся 7-8 классов (13,14 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психозащитного поведения
1.1 Характеристика копинг-стратегий 7
1.2 Психологические особенности детей подросткового возраста 12
1.3 Методические подходы к изучению психозащитного поведения 17
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психозащитного поведения обучающихся в подростковом возрасте
2.1 Организация и этапы эмпирического исследования особенностей психозащитного поведения в подростковом возрасте 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 29
2.3 Рекомендации по формированию адаптивных стратегий психозащитного поведения у подростков 43
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 59
Актуальность темы исследования. Копинг-стратегии являются важным инструментом, который позволяет людям разного возраста адаптироваться к новой ситуации, а также защититься от стресса и давления со стороны общества. Впервые понятие «Копинг» был использован в 1962 американским психологом Л. Мерфи и обозначал способ борьбы со стрессом у людей. [44] В российской психологии под термином «копинг», понимают адаптивное, совладающее поведение, сущность которого заключается в сознательном овладении ситуацией, адаптации к ней, и также уменьшение влияния стрессовых факторов на человека. [34, 60] Есть также представление о копинге, как о совокупности осознанных стратегий разрешения конфликтов, которые помогают совладать с внутренним напряжением и дискомфортом. [47, 53]
Подростковый возраст описывается как переходный возраст от младшего школьного возраста к юношескому возрасту [6, 63, 78] в котором происходит перестройка всех сторон развития подростка: интеллектуальное, анатомо-физиологическое строение, меняется ведущий тип деятельности и добавляются новые виды. В такой период подросток испытывает стресс и повышенную эмоциональность, что может привести к частой смене настроения, раздражительности, неуравновешенности, повышенной возбудимости и т.д. Из-за этого подросток становится более уязвим перед негативными факторами стресса.
Ряд авторов, описывая особенности подросткового возраста, говорят, что проблемы, которые встают перед человек в этом возрасте, создают дополнительную психологическую напряженность. С этими сложностями подростку приходится справляться, но, не имея достаточного опыта и умений эффективного взаимодействия с другими людьми, он может прибегать к неадаптивным копинг-стратегиям, которые мешают подростку справиться с данной ситуацией, что может приводить к уходу от проблем в алкоголь, наркотики и другие девиации. [38, 51, 57]
Однако в работах Р. М. Грановской, И. М. Никольской, С. К. Нартова-Бочавер и др. отмечается позитивное значение использования неадаптивных копинг-стратегий, которые помогают подросткам сохранить свое психологическое здоровье. [34, 60] Таким образом, очевидна неоднозначность понимания исследователями значения и особенностей использования адаптивных/неадаптивных копинг-стратегий в психозащитном поведении подростков, что свидетельствует о недостаточной изученности тематики.
В связи с вышесказанным выбранная тема исследования изучения особенностей копинг-стратегий подростков является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности психозащитного поведения у обучающихся 13-14 лет общеобразовательной школы.
Объект исследования: психозащитное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности психозащитного поведения подростков обучающихся в общеобразовательной школе.
Гипотеза: среди обучающихся подросткового возраста существуют значимые различия в отношении используемых механизмов и вариантов копинг-стратегий; большая доля подростков использует неадаптивные варианты копинг-стратегий.
Задачи исследования:
1. Провести обзорно-теоретическое исследование литературы по теме исследования.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование, анализ и интерпретацию полученных данных
3. Составить рекомендации по формированию адаптивных копинг-стратегий психозащитного поведение у подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Представления о проблеме преодоления трудных жизненных ситуаций отечественных психологов: Т.Л. Крюковой, С. К. Нартова-Бочавер, Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, P. M. Грановской, И. М. Никольской, В. М. Ялтонского, Н. И. Борисовой, Л. Ю. Субботиной и др.
Разработки и исследования по проблеме совладающего поведения зарубежных психологов: Р. Лазаруса и С. Фолкмана, Э. Хайма, Л. Мэрфи, А. Хаммер и др.
Представления об особенностях подросткового возраста Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, Э. Эриксона и др.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы психологического исследования:
Психодиагностическое тестирование с использованием стандартизированных психодиагностических методов:
Методика «Изучения копинг-поведения» Э. Хайма
Методика «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация методики WCQ)
3. Методы математической статистики, обработки и анализа результатов исследования
4. Качественный анализ, содержательная интерпретация, систематизация и обобщение полученных результатов исследования.
База эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проведено на базе МАОУ “Томский Хобби-Центр”:: ДООЛ “Лукоморье” города Томска. Психологическим исследованием были охвачены подростки в возрасте 13-14 лет. Объем выборки составил 40 человек.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное в работе исследование психозащитного поведения у подростков расширит теоретические представления об особенностях и выборе копинг-стратегий современных подростков.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для формирования адаптивных копинг-стратегий поведения у подростков в практической работе педагогов – психологов.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст изложен на 58 страницах. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками. Библиографический список содержит 85 наименований.
Подростковый возраст описывается как переходный возраст от младшего школьного возраста к юношескому возрасту [6, 63, 78] в котором происходит перестройка всех сторон развития подростка: интеллектуальное, анатомо-физиологическое строение, меняется ведущий тип деятельности и добавляются новые виды. В такой период подросток испытывает стресс и повышенную эмоциональность, что может привести к частой смене настроения, раздражительности, неуравновешенности, повышенной возбудимости и т.д. Из-за этого подросток становится более уязвим перед негативными факторами стресса.
Ряд авторов, описывая особенности подросткового возраста, говорят, что проблемы, которые встают перед человек в этом возрасте, создают дополнительную психологическую напряженность. С этими сложностями подростку приходится справляться, но, не имея достаточного опыта и умений эффективного взаимодействия с другими людьми, он может прибегать к неадаптивным копинг-стратегиям, которые мешают подростку справиться с данной ситуацией, что может приводить к уходу от проблем в алкоголь, наркотики и другие девиации. [38, 51, 57]
Однако в работах Р. М. Грановской, И. М. Никольской, С. К. Нартова-Бочавер и др. отмечается позитивное значение использования неадаптивных копинг-стратегий, которые помогают подросткам сохранить свое психологическое здоровье. [34, 60] Таким образом, очевидна неоднозначность понимания исследователями значения и особенностей использования адаптивных/неадаптивных копинг-стратегий в психозащитном поведении подростков, что свидетельствует о недостаточной изученности тематики.
В связи с вышесказанным выбранная тема исследования изучения особенностей копинг-стратегий подростков является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности психозащитного поведения у обучающихся 13-14 лет общеобразовательной школы.
Объект исследования: психозащитное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности психозащитного поведения подростков обучающихся в общеобразовательной школе.
Гипотеза: среди обучающихся подросткового возраста существуют значимые различия в отношении используемых механизмов и вариантов копинг-стратегий; большая доля подростков использует неадаптивные варианты копинг-стратегий.
Задачи исследования:
1. Провести обзорно-теоретическое исследование литературы по теме исследования.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование, анализ и интерпретацию полученных данных
3. Составить рекомендации по формированию адаптивных копинг-стратегий психозащитного поведение у подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Представления о проблеме преодоления трудных жизненных ситуаций отечественных психологов: Т.Л. Крюковой, С. К. Нартова-Бочавер, Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, P. M. Грановской, И. М. Никольской, В. М. Ялтонского, Н. И. Борисовой, Л. Ю. Субботиной и др.
Разработки и исследования по проблеме совладающего поведения зарубежных психологов: Р. Лазаруса и С. Фолкмана, Э. Хайма, Л. Мэрфи, А. Хаммер и др.
Представления об особенностях подросткового возраста Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, Э. Эриксона и др.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы психологического исследования:
Психодиагностическое тестирование с использованием стандартизированных психодиагностических методов:
Методика «Изучения копинг-поведения» Э. Хайма
Методика «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация методики WCQ)
3. Методы математической статистики, обработки и анализа результатов исследования
4. Качественный анализ, содержательная интерпретация, систематизация и обобщение полученных результатов исследования.
База эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проведено на базе МАОУ “Томский Хобби-Центр”:: ДООЛ “Лукоморье” города Томска. Психологическим исследованием были охвачены подростки в возрасте 13-14 лет. Объем выборки составил 40 человек.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное в работе исследование психозащитного поведения у подростков расширит теоретические представления об особенностях и выборе копинг-стратегий современных подростков.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для формирования адаптивных копинг-стратегий поведения у подростков в практической работе педагогов – психологов.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст изложен на 58 страницах. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками. Библиографический список содержит 85 наименований.
Целью проведенного исследования было изучить особенности психозащитного поведения у обучающихся 13-14 лет общеобразовательной школы.
В соответствии с задачами было проведено обзорно-теоретическое исследование по заявленной теме. Описаны и обобщены представления о копинг-стратегиях и методических подходах к их исследованию, изложены психологические особенности подросткового возраста.
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. По результатам психодиагностического исследования по опроснику Р. Лазаруса и С. Фолкмана получено, что большая доля подростков (более половины, 7/10) используют стратегии «дистанцирование», «бегство-избегание» и «конфронтация», примерно в равном соотношении между ними. Значительно меньшая доля обучающихся выбирает стратегии «планирование решение проблемы» и «поиск социальной поддержки» (по 1/10, соответственно). Малую долю составляют подростки, практикующие стратегии «самоконтроль» и «принятие ответственности» (менее 1/10, соответственно).
2. По результатам психодиагностического исследования по методике «Изучение копинг-поведения» Э. Хайма получены данные о том, что среди адаптивных копинг-стратегий преобладают эмоциональные (почти у половины подростков), далее следуют когнитивные (третья часть обучающихся подростков) и поведенческие (четверть подростков); среди относительно адаптивных стратегий преобладают поведенческие (примерно у половины подростков исследуемой выборки), далее - эмоциональные и когнитивные (менее четверти доли каждая); в иерархии неадаптивных копинг-стратегий преобладают когнитивные копинги (примерно у половины исследуемых подростков), далее следуют эмоциональные и поведенческие (примерно по 1/4 доле, соответственно).
3. При сопоставлении видов копинг-стратегий по признаку адаптивности были получены данные о том, что среди обучающихся подросткового возраста преобладают неадаптивные копинг – стратегии: по опроснику способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана - у более половины подростков (65%), по результатам теста Э. Хейма - у 39%.
4. На основании результатов проведенного исследования составлены рекомендации по формированию адаптивных копинг-стратегий среди подростков.
Таким образом, цель проведенного исследования, связанная с изучением особенностей психозащитного поведения в подростковом возрасте, достигнута, задачи выполнены, гипотеза о том, что среди обучающихся подросткового возраста существуют значимые различия в отношении используемых механизмов и видов копинг-стратегий и большая доля подростков использует неадаптивные механизмы и виды копинг-стратегии, получила подтверждение.
В соответствии с задачами было проведено обзорно-теоретическое исследование по заявленной теме. Описаны и обобщены представления о копинг-стратегиях и методических подходах к их исследованию, изложены психологические особенности подросткового возраста.
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие выводы:
1. По результатам психодиагностического исследования по опроснику Р. Лазаруса и С. Фолкмана получено, что большая доля подростков (более половины, 7/10) используют стратегии «дистанцирование», «бегство-избегание» и «конфронтация», примерно в равном соотношении между ними. Значительно меньшая доля обучающихся выбирает стратегии «планирование решение проблемы» и «поиск социальной поддержки» (по 1/10, соответственно). Малую долю составляют подростки, практикующие стратегии «самоконтроль» и «принятие ответственности» (менее 1/10, соответственно).
2. По результатам психодиагностического исследования по методике «Изучение копинг-поведения» Э. Хайма получены данные о том, что среди адаптивных копинг-стратегий преобладают эмоциональные (почти у половины подростков), далее следуют когнитивные (третья часть обучающихся подростков) и поведенческие (четверть подростков); среди относительно адаптивных стратегий преобладают поведенческие (примерно у половины подростков исследуемой выборки), далее - эмоциональные и когнитивные (менее четверти доли каждая); в иерархии неадаптивных копинг-стратегий преобладают когнитивные копинги (примерно у половины исследуемых подростков), далее следуют эмоциональные и поведенческие (примерно по 1/4 доле, соответственно).
3. При сопоставлении видов копинг-стратегий по признаку адаптивности были получены данные о том, что среди обучающихся подросткового возраста преобладают неадаптивные копинг – стратегии: по опроснику способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкмана - у более половины подростков (65%), по результатам теста Э. Хейма - у 39%.
4. На основании результатов проведенного исследования составлены рекомендации по формированию адаптивных копинг-стратегий среди подростков.
Таким образом, цель проведенного исследования, связанная с изучением особенностей психозащитного поведения в подростковом возрасте, достигнута, задачи выполнены, гипотеза о том, что среди обучающихся подросткового возраста существуют значимые различия в отношении используемых механизмов и видов копинг-стратегий и большая доля подростков использует неадаптивные механизмы и виды копинг-стратегии, получила подтверждение.



