Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ

Работа №158381

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 9
1.1. Сущность процесса воображения 9
1.2. Этапы развития воображения в детском возрасте 14
1.3. Психолого-педагогические условия и средства развития
воображения в дошкольном возрасте 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов изучения особенностей развития воображения
детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Содержание комплекса мероприятий по развитию воображения
детей старшего дошкольного возраста 28
2.4. Определение эффективности реализованного комплекса
мероприятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Одной из главных задач современного дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Творческий потенциал, в свою очередь, рассматривается как совокупность свойств личности, её состояний и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач. Основа творческого потенциала личности - воображение, которое «проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество» [6].
Проблемой развития воображения детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, О.М. Дьяченко, Е. И. Игнатьев, В. А. Крутецкий и другие. Ими было установлено, что воображение является центральным новообразованием литического периода дошкольного детства, поэтому развитие этого процесса у детей - актуальная задача педагогов и психологов дошкольного образования. По словам Е.Е. Кравцовой: «Не сумел ребёнок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе» [17]. По мнению В.Т. Кудрявцева, воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя [21]. Авторы исследований вопросов о воображении связывают начало его развития с игрой ребенка, а продолжение - с овладением другими видами деятельности: литературной,
конструктивной, изобразительной, музыкальной и другими. Американский профессор Э. Эйснер, считает самыми эффективными для развития креативных свойств личности занятия по искусству. Он утверждает, что
обучение искусствам развивает у детей воображение и творческую интерпретацию художественных произведений [15]. Современные
принципы дошкольного образования, вместе с тем, предусматривают необходимость интеграции различных видов детской деятельности, в том числе и художественно - творческой. По мнению Т.С. Комаровой, интегративный подход позволяет: объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности; способствует разностороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон, с позиций разных видов искусства, с помощью средств выразительности каждого вида, что обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций, без которых невозможно ни развитие воображения, ни художественное творчество [11]. Л.Г. Савенкова говорит, что многообразие видов художественной деятельности оказывает существенное влияние и на развитие “пространства воображения” личности - своеобразный объем воображаемых действий, образов; способность человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться в любой ситуации, находить нестандартные творческие решения в разных областях деятельности [31].
Тем не менее, интегративный подход требует глубокого знания различных отраслей искусств, творческого подхода самого педагога и является достаточно трудоемким. Такие формы работы требуют специальной подготовки, что затрудняет их использование в практике дошкольного образования. Более того, интеграция содержания образовательного материала всегда субъективно определяется педагогом, но, тем не менее, при наличии методического описания, становится возможным внедрение в практическую деятельность и других педагогов в образовательной деятельности.
Таким образом, необходимость развития воображения в дошкольном возрасте эффективными и современными формами, с одной стороны, и - недостаточность практических материалов, где творчество рассматривается через призму интеграции искусств, с другой стороны, позволили определить проблему исследования. Это - необходимость разработки системы занятий, эффективных для развития воображения у детей дошкольного возраста, в содержании которых будут интегрированы различные виды художественной деятельности: изобразительная, музыкальная, художественно-речевая,
театрализованная.
Вышесказанное позволяет сформулировать цель исследования: изучить эффективность влияния комплекса мероприятий, основанных на принципе интеграции искусств, на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть сущность процесса воображения и его особенности развития в старшем дошкольном возрасте;
• выявить психолого - педагогические условия, необходимые для развития воображения в дошкольном возрасте;
• провести диагностическое исследование по определению уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
• разработать и реализовать комплекс мероприятий, основанных на интеграции искусств и направленных на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
• проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий.
Объект исследования: воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние комплекса мероприятий,
основанных на интеграции искусств, на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что творческое воображение старших дошкольников будет развиваться эффективно при организации занятий, основанных на интеграции искусств.
Методологической основой данной работы являются выводы
исследователей в области общей и возрастной психологии и педагогики:
• Л. С. Выготского, Л. С. Рубинштейна, В. А. Крутецкого, С.Ю. Головина, Я.Л. Коломенского о сути воображения, как психического процесса;
• Л.Д.Столяренко, С.И Самыгина. О.М. Дьяченко, А.И. Кирилловой, Л.Ю. Субботиной Н.Н. Палагиной о видах воображения и способах создания новых образов;
• Р.С. Немова о функциях воображения;
• Т. Рибо, В.Т. Кудрявцева, Катаевой Л.И. В.А.Скоробогатова, Л.И. Коноваловой, Б.Б. Айсмонтас, О.В. Боровик, Ю.А Полуянова об этапах развития воображения в детском возрасте;
• Н.П. Аникеевой, Е.М. Гаспаровой, Е.В. Зворыгиной, Е.Г Речицкой, Е.А. Сошиной, Г. Д. Кирилловой о значении игры и других видах деятельности в развитии воображения дошкольников;
• Т.С. Комаровой, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, О.П. Радыновой, Г.С. Швайко, Э. Эйснера, Р.М.Чумичевой, об эффективных методах развития воображения в дошкольном возрасте;
• Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Е.П. Торранса, Р.С. Немова о способах измерения уровня развития творческого воображения.
В работе использовались следующие методы исследования:
• теоретический - теоретический анализ литературы;
• практический - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Подтёсовский детский сад. В исследовании принимали участие дети из подготовительной группы в количестве 20 человек, из них 10 человек из другого детского сада, расположенного на территории пос. Подтесово, составили контрольную группу.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения исследовательской работы были решены следующие задачи:
• рассмотрены сущность процесса воображения и его особенности развития в старшем дошкольном возрасте;
• изучены психолого - педагогические условия, необходимые для развития воображения в дошкольном возрасте;
• проведено диагностическое исследование для определения уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
• разработан и апробирован план практических мероприятий, основанных на интеграции искусств и направленных на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Изучив психолого - педагогическую литературу и получив результаты исследования, были сделаны следующие выводы:
1. Воображение - психический процесс создания образов путем
приведения имеющихся представлений в новое сочетание. Воображение может быть активным (воссоздающим и творческим) и пассивным. Новые образы возникают при помощи следующих приемов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Воображение выполняет следующие функции: познавательную,
эмоциональную, воспитательную, формирующую. Первоначально
воображение развивается в игровой деятельности, потом переходит в другие виды деятельности. Для развития воображения необходимо создавать специальные психолого - педагогические условия, в том числе использовать интегрированный подход в организации художественно - творческой деятельности детей.
2. Большинство детей старшего дошкольного возраста на момент начала исследования имели низкий уровень развития воображения, умения: гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах; строить различные изображения на основе одного и того же графического контура; придумывать содержание игр - были сформированы мало.
3. В ходе формирующего эксперимента был реализован комплекс мероприятий, основанный на результатах первичного диагностического исследования, и содержащий интеграцию искусств, где доминирующим видом искусства стала музыка. Последовательность занятий была построена согласно тематическому планированию образовательной деятельности в учреждении. В работе с детьми были использованы методические приемы, разработанные А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, О.П. Радыновой, Л.Н. Комиссаровой, Н.А. Ветлугиной, которые были дополнены элементами новизны, а именно: детям было предложено создать мультфильм и собственные музыкальные иллюстрированные сказки. Программа действий была ориентирована на улучшение следующих показателей: оригинальность решений, содержательность продуктов творческой деятельности, умение отражать в речи собственные впечатления и представления. Общей целью работы стало: развитие воображения детей старшего дошкольного возраста, посредством интеграции искусств.
4. В ходе контрольного эксперимента была прослежена динамика развития воображения детей. Анализ результатов исходного и итогового уровней развития воображения показал, что предложенная система мероприятий эффективна.
В результате проделанной работы, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: воображение старших дошкольников развивается наиболее эффективно при организации занятий, основанных на интеграции искусств.
Таким образом, задачи выполнены, цель исследования достигнута.


1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М.: Владос пресс, 2002. 208 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
3. Боровик О.В. Развитие воображения: методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112 с.
4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989. 270 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т.2. 504 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 320 с.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Харвест, 1998. 551 с.
9. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 128 с.
10. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 107 - 114.
11. Зацепина М.Б., Комарова Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 144 с.
12. Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2017. 176 с.
13. Интеграция образовательного процесса на основе художественно­эстетического воспитания / Сост. Н.В. Микляева. М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.
14. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей
дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. 234 с.
15. Карпова И.А. Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств - новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 54 - 56....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ