ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….5
1. Качество как категория потребительской стоимости товара…….7
1.1. Свойства и показатели качества товара …………………………12
1.2. Номенклатура потребительских свойств и показатели качества продовольственных товаров……16
1.3. Методы оценки качества продовольственных товаров………....21
2. Исследовательская часть ……22
2.1. Объекты и методы исследования …25
2.2. Разработка балльной шкалы…28
2.3. Оценка качества мармелада по органолептическим показателям….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……31
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………...32
Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011)…32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «МАРМЕЛАД. Общие технические условия...35
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Балльная шкала оценки показателей качества мармелада……………37
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Дегустационные листы оценки качества мармелада………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Образец 1 - Мармелад жевательный «Бон Пари» кислые червячки….41
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Образец 2 - Мармелад жевательный «Fruittella» малина и клубника...42
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Образец 3 - Мармелад «Красный пищевик» Грушевые дольки……....43
Качество является одной из основополагающих характеристик товара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории «качество». За последние годы появились два новых определения термина «качество». Одно из них относится к качеству продукции (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), второе — к качеству товаров (ГОСТ Р 51303-99).
Проблема качества товаров была и остается актуальной. Эта проблема носит стратегический характер. От ее решения зависит стабильность экономики нашего государства. Ведь реальная экономика, т. е. экономика жизни людей, — это совокупность их хозяйственной деятельности по производству, распределению и использованию необходимой продукции. Причем эта продукция должна удовлетворять потребности населения, т. е. обладать потребительной стоимостью. А мерой потребительной стоимости является качество.
Качество — это совокупность потребительских свойств товара обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.
Высокое качество изделий необходимо не только для того, чтобы они могли выполнять присущие им функции, но, и чтобы, став товаром, они в наибольшей степени удовлетворяли потребителя.
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять значительное внимание вопросам качества. В рыночной экономике потребитель имеет выбор между товарами различных производителей. Ни одно предприятие не сможет успешно существовать, если его продукция не найдет своего потребителя. Качество товара формирует спрос и потребление.
Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет потребности. Повышение качества товаров выгодно как изготовителю, так и потребителю.
Требования могут устанавливаться в нормативных документах (законах, технических регламентах, стандартах, технических условиях) или в договорах. Кроме того, требования могут предполагаться на основе общепринятой практики организаций, не закрепленной в ее нормативных и/или технических документах (например, требования к более высокому их уровню для товаров, выпускаемых и/или реализуемых организацией, которая ориентируется на сегмент высокодоходных потребителей). Обязательные требования к товарам устанавливаются техническими регламентами либо условиями договоров поставки (или купли-продажи).
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Все вышеперечисленное обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Цель - исследование и анализ качества продовольственных товаров и пути его повышения.
Для достижения этой цели в исследовательской работе были поставлены следующие задачи:
- изучить качество как потребительскую стоимость товара;
- изучить свойства и показатели качества товаров;
- ознакомиться с номенклатурой потребительских свойств;
- охарактеризовать объект (мармелад) и методы его исследования;
- разработать бальную шкалу;
- установить оценку качества мармелада по органолептическим показателям.
В курсовой работе были выполнены задачи:
Изучение качества продовольственных товаров и пути его повышения. При выполнении которой можно сделать вывод: качество продовольственных товаров является важным фактором для здоровья людей. Поэтому необходимо повышать качество продуктов и обеспечивать их безопасность для потребителей. Для этого можно использовать различные методы оценки качества продуктов, такие как органолептические, химические и микробиологические анализы. Комбинация этих методов позволяет получить наиболее точную информацию о качестве продукта.
Для повышения качества продуктов можно использовать различные подходы, такие как контроль качества на всех этапах производства, соблюдение стандартов и правил хранения, использование новых технологий и инноваций, а также обучение персонала и повышение его квалификации. Важно также учитывать потребности и требования потребителей при производстве продуктов.
Таким образом, повышение качества продовольственных товаров является важной задачей, которая требует комплексного подхода и использования различных методов оценки качества продуктов.
Проведен анализ различных видов упаковки молока и молочной продукции на торговом объекте «Соседи».
При анализе видов продукции на торговом объекте были рассмотрены образцы мармелада различных торговых знаков. Изготовители упаковки стараются привлечь внимание потребителя новыми решениями в направлениях дизайна и усовершенствования упаковки мармелада. Разнообразие видов упаковки на торговом объекте позволяет потребителю выбрать мармелад полагаясь на индивидуальные предпочтения.
Установлено соответствие упаковки и маркировки требованиям технического регламента. Для установления соответствия отобраны три образца и изучены требования к упаковке и маркировке мармелада. Было установлено соответствие выбранных образцов путем построения таблиц с информацией на упаковке каждого образца мармелада. Вывод: выбранные образцы мармелада на торговом объекте соответствуют требованиям, предъявляемым к упаковке и маркировке мармелада, имеют необходимую информацию для потребителя. Образцы мармелада представляют собой стильную современную упаковку с ярким дизайном, привлекающим внимание потребителей.
Проведена экспертиза качества образцов мармелада по органолептическим показателям. Были изучены три образца мармелада и дана органолептическая оценка, выраженная в таблицах. Не было обнаружено несоответствий показателей требованиям нормативно-технической документации.
1. Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения : учеб. для вузов/ М.А. Николаева. – М. : Норма, 2012. – 188с.
2. Лилишенцева, А.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров : учеб. пособие / А.Н. Лилишенцева – Минск : БГЭУ, 2020. – 479 сю
3. Евдохова, Л.Н. Теоретические основы товароведения: учеб. пособие / Л.Н. Евдохова, Ю.М. Пинчукова, А.Ю. Болотько. – Минск: выш. шк., 2016.– 263с.
4. 13 Товароведение и экспертиза продовольственных товаров : учебное пособие для вузов / Е. В. Рощина [и др.]. - Минск : ИВЦ Минфина , 2015 - 236 с
5. Пищевая продукция в части ее маркировки: ТР ТС 022/2011. – Введ.01.07.2013. – Минск: БелГИСС, 2013. – 48 с.
6. Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования: СТБ 1100-2016. – Введ.01.02.2017. – Минск: БелГИСС, 2017. – 33 с.
7. Ухарцева, И. Ю. Методы исследования продовольственного сырья и пищевых продуктов и опыт их применения / И. Ю. Ухарцева, Ж. В. Кадолич, Л. В. Ткачева // Потребительская кооперация. - 2018. — № 1. — С. 66—74.
8. Коник, Н. В. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 416 c.
9. Чугунова О.В. Научный обзор: сенсорный анализ и его значение в оценке качества и безопасности пищевых продуктов // Научное обозрение. Технические науки. – 2016. – № 3. – С. 118-129;
10. Иванова, Н.Ю. Исследование органолептических показателей / Н.Ю. Иванова, А.С. Петрова // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 1. – С.5-8.
11. Государственный стандарт Республики Беларусь. «Мармелад. Общие технические условия». СТБ 2377-2014.