Введение 6
Глава I. Особенности территории заповедника «Тунгусский» 7
1.1. Физико-географическое положение заповедника «Тунгусский» 7
1.2. Растительный и животный мир гпз «Тунгусский» 9
1.3. Редкие представители фауны государственного природного заповедника «Тунгусский» 10
Глава II. Видовые очерки 16
2.1. Класс птицы aves 16
2.2. Класс млекопитающие mammalia 55
2.3. Класс земноводные amphibia 64
Глава III. Методические рекомендации для использования атласа в школьном курсе биологии 68
Заключение 73
Список использованных источников информации 74
Приложение 1
Приложение 2 97
Приложение 3
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению распространения и биотопического распределения животных, которые занесены в Красные книги разного ранга, на территории Г осударственного заповедника Тунгусский.
Человек, своей деятельностью, наносит невосполнимый вред окружающему миру, разрушает естественную среду обитания животных. Численность видов резко сокращается, и они находятся под угрозой исчезновения. Для того чтобы уберечь редкие виды от полного вымирания необходимо знать, в каком состоянии они сейчас находятся. В данной работе представлены редкие виды животных, встречающиеся на территории заповедника «Тунгусский», которые уже находятся под угрозой исчезновения, а также занесены в Красные книги разного ранга и разных субъединиц нашей страны, из-за деятельности человека, подробное описание их распространения - обозначены на картах; местообитания, численности, особенностей экологии и биологии. Для каждого вида приведены характеристики. Обозначены места встреч на картах специальными цветовыми пунсонами. Основная цель данной работы - анализ распространения и биотопическое распределение редких представителей фауны ГПЗ «Тунгусский» и формирование атласа редких представителей фауны. Экологический атлас подойдет для формирования взгляда на окружающий мир, осознания ответственности индивидуумов и общества за сохранение среды обитания и жизнедеятельности.
Объект исследования: государственный природный заповедник «Тунгусский».
Предмет исследования: экологический атлас редких видов животных, занесенных в Красные книги разного ранга.
Цель: создание экологического атласа редких представителей фауны природного заповедника «Тунгусский», как наглядное пособие в школьном курсе биологии.
Задачи:
1. Проанализировать распространение и биотопическое распределение редких видов на территории заповедника «Тунгусский» согласно его физико-географическим особенностям;
2. Сформировать атлас редких представителей фауны на территории ГПЗ «Тунгусский»;
3. Разработать методические рекомендации для использования атласа в школьном курсе биологии, как наглядного пособия.
Методы исследования: сравнение, анализ литературных источников и статистических данных, обобщение, картографический.
1. Государственный природный заповедник Тунгусский расположен на территории Эвенкийского района Красноярского края. Создан с целью сохранения лесных экосистем в условиях низкого антропогенного воздействия, а также анализа сукцессионных процессов, запущенных после катастрофы 1908 года.
На территории ГПЗ Тунгусский выявлено 27 редких видов, из которых 12 занесены в Красную книгу РФ. 24 вида занесены в Красную книгу Красноярского края, из них 1 вид имеет 1 категорию, как находящиеся под угрозой исчезновения, 2 вида имеют 2 категорию, как сокращающейся в численности, 6 видов имеет 3 категорию, как редкие, 15 видов имеет 4 категорию, как неопределенные по статусу. Количество видов, занесённых в Приложение II Конвенции СИТЕС и (или) в перечень видов Российско-индийской конвенции об охране перелётных птиц (1986) - 14.
2. По результатам анализа редких видов сформирован «Экологический атлас редких представителей фауны природного заповедника «Тунгусский» в который вошли следующие виды: кожанок северный, марал, олень северный лесной подвид, беркут, большая выпь, воробьиный сыч, гагара чернозобая, гуменник сибирский таёжный, журавль серый, касатка, клоктун, кроншнеп большой, лебедь-кликун, овсянка желтобровая, овсянка-ремез, орлан-белохвост, поганка красношейная, подорлик большой, сапсан, скопа, серый сорокопут сибирский, улит пепельный сибирский, филин, хохлатый осоед, чайка малая, черный аист, лягушка сибирская.
3. На основе наглядного пособия «Экологический атлас редких представителей фауны природного заповедника «Тунгусский» разработаны задания для учеников 5, 6 и 7 классов, по авторской серии «Линия жизни», концентрического курса, издательство «Просвещение», по темам «Многообразие живой природы. Охрана природы», «Охрана растительного и животного мира». Кроме этого разработаны задания для учеников 10-11 классов, по авторскому учебнику Беляева Д.К., Дымшица Г.М по общей биологии, базовый уровень, в двух частях, по теме «Глобальные экологические проблемы». Разработаны задания для углубленного уровня по авторским учебникам для 10-11 классов по общей биологии, Шумной В.К., Дымшиц П.М, по темам «Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне», «Биологический мониторинг и биоиндикация». Для углубленного уровня по авторскому учебнику Теремова А.В., Петросовой Р.А. для 11 класса «Биологические системы и процессы». По темам «Антропогенное воздействие на растительный и животный мир», «Охрана растительного и животного мира». Позволяющие развить ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные компетенции, навыки работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме, сформировать представления об экосистемах и значении биоразнообразия.
1. Байкалов А.Н. Некоторые сведения об осенней миграции водоплавающих птиц в Западном Саяне / А.Н. Байкалов, В.В. Лаптенок. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 1996. С. 25-39.
2. Баранов А.А. Материалы о распространении и гнездовании редких птиц в Туве. Редкие наземные позвоночные Сибири. Новосибирск: Наука, 1988. С. 7-13.
3. Баранов А.А. Редкие и малоизученные птицы Тувы. Красноярск: Изд-во: Краснояр. ун-та, 1991. 320 с.
4. Баранов А.А. Сведения о распространении редких птиц в южной части Средней Сибири. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. С.31-50.
5. Баринова Г. М. Принципы и структура эколого-географического атласа особо охраняемой природной территории (на примере НП «Куршская Коса») Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. № 1. С. 17-22.
6. Баскин Л.М. Северный олень: экология и поведение. М.: Наука, 1970. 150 с.
7. Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А. В. Теремов, Р. А. Петросова. М.: Мнемозина, 2012. 400 с.
8. Биология. Общая биология. 10—11 классы: учеб, для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др. М.: Просвещение, 2012. 304 с.
9. Биология. Общая биология. 10—11 классы: учеб, для общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2 ч., ч. 2 / П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц и др. М.: Просвещение, 2012. 287 с.
10. Биология. 5—6 классы: учеб, для общеобразоват. организаций. / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. М.: Просвещение, 2014. 160 с.
11. Биология. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / В. В. Пасечник, С. В. Суматохип, Г. С. Калинова. М.: Просвещение, 2014. 256 с.
12. Ботвинкин А.Д. Летучие мыши Прибайкалья (биология, методы наблюдения, охрана). Иркутск: Время странствий, 2002. 208 с.
13. Борзова З.В., Пашаева М.Э. Экологическая культура как основа формирования любви к природе // Биология в школе. 2020. № 3. С. 54-60.
14. Бурский О.В., Вахрушев А.А. Фауна и население птиц енисейской южной тайги. Животный мир Енисейской тайги и лесотундры и природная зональность. М.: Наука, 1983. С. 106-167.
15. Власова Е.А., Сухорукова Л.Н. Проблема сохранения биоразнообразия в содержании общего биологического образования // Биология в школе. 2021. № 4. С. 18-26.....108