Введение 3
Глава I. Психолого - педагогическое обоснование исследуемой проблемы 12
1. Читательская активность современного младшего школьника 12
2. Сущность понятия «интерес» 23
3. Особенности читательского интереса младших школьников 32
4. Учебное кино: исторический аспект 42
Выводы 50
Глава II. Состояние исследуемой проблемы в современной школе 52
2.1. Определение актуального уровня читательской активности младших
школьников 52
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 58
2.3. Методика организации занятий, направленных на процесс развития
читательской активности младших школьников 75
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 98
Выводы 102
Заключение 103
Библиография 105
Приложения 113
Чтение возвышает душу, оно формирует личность, чтение является источником формирования патриотического воспитания населения. Но за последние двадцать лет в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Детское чтение является наиболее проблемной областью в наше время. Социологи детского чтения отмечают, что дети 10-12 лет читают мало и в основном некачественную литературу, издаваемую массовыми тиражами, либо дешевые журналы. Как правило, современные дети предпочитают интернет и телевидение даже популярной современной литературе. Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Визуальная культура «победила» литературу во всех отношениях (и как вид развлечения, и как средство просвещения, и как источник информации). Все стремятся к тому, что легко воспринимается и является увлекательным.
Родители замечают, что у детей отсутствует желание читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
Немаловажным моментом является то, что с популярностью интернет может поспорить только кино. Значительный интерес в настоящее время для детей представляет кинематограф. Несмотря на тот факт, что уже больше века назад просмотр кинофильма вызывал необыкновенный интерес и прекрасное чувство ожидания перед просмотром, и в наше время данный вид искусства является востребованным и «модным». Дети ходят в кино как на праздник, для них поход в кино является чем-то особенным, знакомством с другим миром, с другой реальностью.
Учитывая это обстоятельство, мы хотим попытаться «повернуть» ребенка «лицом» к «настоящей» литературе с помощью кино. То, что, по общему мнению, отвлекает детей от чтения художественной литературы, мы планируем использовать как средство привлечения детей к чтению, вследствие того, что кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
С помощью кино мы постараемся показать детям то, что «Лучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу» (кинорежиссер Ридли Скотт).
Научная разработанность проблемы
Экранные искусства в современном мире наряду с социальными функциями (информативной, идеологической, образовательной, эскалической, идентификационной и др.) выполняют одну из самых специфических функций искусства — гедонистическую. Фильм для современного школьника — это его «остров свободы», сфера внутренней жизни. Иначе дело обстоит с отношением школьника к литературе. Современный подросток ориентирован на книгу как на источник обобщенных знаний: на книгу как учебник, пособие, энциклопедию и т. д., а не как на художественное произведение, при общении с которым можно получить эмоциональную радость, эстетическое удовольствие, духовное потрясение. У школьника нет уверенности и в том, что литература (и в частности, литература как школьный предмет) может научить его «наилучшим способам решения жизненных задач» (Р Арнхейм). [57, 36] В силу сложившейся социокультурной ситуации вхождение современного школьника в культуру часто «перекрывается» именно экранными искусствами, средствами массовой информации. В школьной практике изучения литературы это означает, что знакомство с книгой происходит через посредство экранных произведений, и если восприятие фильма осуществляется не по эстетическим законам, то это ведет к усилению наивнореалистического отношения к книге. Не только читательские, но и общие эстетические способности школьников во многом обусловлены их зрительским опытом. Под опытом кинозрителя (киноопытом) мы понимаем знания, представления, понятия об экранных искусствах (кинематографе, видео, телевидении), уровень эстетической оценки, художественного вкуса, кул ьтур ы чувств, актуализирующие ся в момент во сприятия фильма. Киноопыт и читательский опыт в сознании современного ученика не пересекаются, так как при выборе учениками фильма для просмотра и книги для чтения реализуются разные установки на общение с этими видами искусства. Автоматического переноса опыта читателя на опыт зрителя также не происходит. Это возможно только при методически выверенном диалоге между книгой и фильмом, при особом педагогическом воздействии. Прямолинейное воздействие на экранные предпочтения школьников, касающиеся их ценностной ориентации, безрезультатны. Исследования отечественных методистов по литературе (Р.В. Глинтерщик, М.Г. Качурина, В.Г. Маранцмана, Л.Д. Полторан и др.) и кинопедагогов (И.В. Вайсфельда, Н.С. Горницкой, Г.А. Гюлмчко, Ю.Н. Усова, и др.) показали, что возникновению эстетических реакций на художественное произведение, в том числе и на произведение экрана, способствует развитие аналитических способностей школьников. Без изучения специфики кинематографической образности невозможно полноценное применение экранных искусств в процессе литературного и художественного развития школьников . Следовательно, для эстетического постижения самого свободного с точки зрения восприятия искусства, искусства кино, требуются аналитические приемы и способы его изучения. При современном уровне развития электронных экранных искусств, при наличии в школе технических средств о бучения облегчается задача о суще ствления этого процесса, Существовавшие до настоящего времени в школьной практике модели взаимодействия двух видов искусства но сили либо «литературоцентристский», либо «киноцентристский» характер. По отношению к смежным видам искусства в школьной практике закрепился термин «использование»: в одном случае это касалось использования арсенала выразительных средств литературы на уроках (факультативах) по кинограмотности, в другом случае — использования идейно-воспитательного потенциала фильмов на уроках литературы. Механизм приобщения детей к чтению рассматривался учеными, занимающимися проблемами развития и формирования личности....
Проанализировав педагогическую, психологическую литературу по данной теме, мы познакомились с особенностями читательской активности младших школьников и ее формирования. Выяснили, что взрослый играет важную роль в складывании отношения ребенка к чтению и литературе в целом, так как понимание идеи произведения не всегда доступно ученику начальных классов. В следствие того, что чтение и во сприятие художественного произведения - это сложная деятельность, ребенка необходимо обучать данной деятельности: взрослый должен формировать желание вглядываться в окружающий мир, учить сравнивать, обобщать, анализировать, высказывать свое мнение. Многие утверждают, что современные дети не видят смысла в проведении времени за книгой.
Проведя статистическое исследование, мы сделали вывод о том, что уровень сформированности читательской активности младших школьников до статочно низок и, следовательно, требует совершенствования.
Телевидение, средства массовой коммуникации являются неотъемлемым компонентом жизни современного школьника, поэтому необходимо использовать их с целью популяризации чтения. Согласно этому, опираясь на возрастные особенности младших школьников, мы составили и провели комплекс занятий, направленный на повышение уровня читательской активности, а именно на развитие признаков «Интерес к чтению», «Систематичность пополнения круга чтения», «Умение работать с книгой».
Мы ожидаем, что результаты формирующего эксперимента покажут, что количество учеников с высоким уровнем «Читательской активности» в экспериментальных классах значительно увеличится по сравнению с контрольным классом.
Мы ожидаем, что экспериментальная работа выявит, что именно использование литературного произведения и его экранизации способствует повышению уровня читательской активности.
В данной работе средством повышения уровня читательской активности младших школьников является экранизация художественных произведений, возможны и другие варианты заданий, совмещающих в себе литературные и иные компоненты. Ребенку, который сильно увлечен компьютерными играми, можно предложить составить свой собственный сценарий компьютерной игры по прочитанной книге. Главное при этом - удачно выбрать литературное произведение. Оно должно давать простор детской фантазии и в то же время заключать в себе приключенческие моменты.
1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 472 с.
2. Архангельский С.И. учебное кино. - М.: Учпедгиз, 1959. - 264 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 248 с.
4. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. - М.: ВИПК, 1992. - 73 с.
5. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). Пособие для учителя. М.: Изд-во Российской академии образования, 2004. - 55 с.
6. Баранов О. А. Экран становится другом: Из опыта работы учителем. - М.: Просвещение, 1979. - 96с.
7. Барутчева Е.А. Книжки для тех, кто не хочет стать взрослым // Дошкольное воспитание - 2006. - № 1. - с. 90.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. - М.: Просвещение, 1968. - 123с.
9. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Нравственность. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 336 с.
10. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 408 с.
11. Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. - М.: Знание, 1983. - 144 с.
12. Вайсфельд И.В. Так начиналось искусство кино. - М.: БПСК, 1977. - 60 с.
13. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия // Специалист. - 1993. - №5. - с. 3.
14. Варшавский Я.Л. Встреча с фильмом. - М.: Искусство, 1962. - 153 с.
15. Вин М. Ленивые читатели //Первое сентября. -1995. - №9. - с.4....107