ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности работы по логико-математическому развитию детей
старшего дошкольного возраста в ДОО 13
1.3. Характеристика современных технологий логико-математического
развития детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровней логико-математического развития детей
старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по логико-математическому развитию детей
старшего дошкольного возраста с использованием современных технологий 41
2.3. Определение эффективности использования современных
технологий в логико-математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Обучение дошкольников математике очень важно для детей, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
В современных условиях к программам дошкольного образования предъявляются высокие требования. В соответствии с ФГОС ДО, одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста является развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико-математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В рамках математического развития дошкольники знакомятся с такими свойствами, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения дискретных и непрерывных величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам. Одной из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути, является проблемно-игровая [7]. В основе ее лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно - творческих способностей детей в логико-математической деятельности.
В процессе реализации данной технологии дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Педагог лишь вооружает детей схемой и направлением размышлений над решением занимательной задачи. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Исследования ученых (Л.А. Венгер [12], З.А. Михайлова [29], Л.А. Чилинрова [35]) показали, что логико-математические игры развивают у детей самостоятельность, способность автономно решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины; способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравнением, счетом.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - современные технологии, как средство логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить эффективность использования современных технологий в работе, направленной на логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) на основе анализа литературных источников охарактеризовать особенности логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть психолого-педагогические основы теории, методики и практики использования современных технологий, направленных на логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста;
3) подобрать методику и провести диагностику уровней логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста;
4) определить содержание работы, основанной на использовании современных технологий в логико-математическом развитии старших дошкольников, провести ее апробацию;
5) изучить эффективность проведенной работы и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2020 г.) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2020 г.) предполагал проведение диагностики по выявлению уровня логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь-декабрь 2020 г.) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию на практике серии ООД по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе использования современных технологий;
IV этап (декабрь 2020 г.) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности работы по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста, основанной на использовании современных технологий.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование современных технологий способствует совершенствованию работы и эффективному логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
- теоретические: метод теоретического анализа психолого¬
педагогической и методической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, методы систематизации и классификации;
- эмпирические: педагогический эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности детей.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы А.В. Белошистой [5], В.В. Даниловой [21], А.М. Леушиной [26, 27, 34], З.А. Михайловой [29], Т.А. Фалькович [33], Л.А. Чилинровой [35], Е.Н. Щербакова [36], Д.Б. Эльконина [37] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с «Сурский квартал» с. Засечное Пензенской области.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Многогранное значение логико-математического развития дошкольников в современной системе образования и всей их последующей жизни подчеркивали многие отечественные и зарубежные ученые.
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста является развитие логико¬математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико-математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Начиная исследование, мы проанализировали психолого¬педагогическую литературу по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста средний и низкий. Дошкольники плохо справлялись с заданиями на ориентировку в пространстве, а также с заданиями на количество и счет.
На формирующем этапе эксперимента нами была организована работа по развитию логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проблемно-игровых технологий. Реализация данной работы осуществлялась в организованной образовательной деятельности, в ходе которой логико-математические представления дошкольников развивались в играх и заданиях с занимательным материалом. Подобная работа заставляла детей размышлять, анализировать, знакомиться с новыми математическими понятиями и определениями.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень логико¬математического развития детей ЭГ значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. В то время, как в КГ результаты повторной диагностики показали не столь значительные изменения. Это позволило сделать вывод о том, что проведенная работа дала положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- Синтез, 2012. - 185 с.
2. Анцупова Е.Г., Буркова А.А. Развитие математических представлений дошкольников на прогулке. // Психология, социология и педагогика. - 2016 - №6. - С. 24-27. http://psychology.snauka.ru/2016/06/6766
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 200 с.
4. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2013. - 210 с.
5. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. // Дошкольное воспитание. - 2002 - №2. - С. 14-19.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 400 с.
7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1997. - 304 с.
8. Блехер Ф.Н. Математика в детском саду в нулевой группе. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с.
9. Богат В., Николаев В. Развивать творческое мышление. // Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 2-5.
10. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль, 2014. - 122 с.
11. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников. - М., 2000. - 208 с.
12. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999. - 97 с.
13. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 336 с.
14. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода. // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1. - С. 44-69.
15. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических
понятий у дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - С. 23-29.
16. Волчкова В. Занимательный счет. // Дошкольное воспитание. - 1993. - №1. - С. 45-48.
17. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. А.В. Запорожца.
- М.: Просвещение, 1996. - 302 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 420 с.
19. Гольцман В.Б., Щербакова Е.И. Познавательная активность дошкольников. // Советская педагогика. - 1991. - №3. - С. 43-48
20. Гудкович И. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. - Ульяновск, 1996. - 380 с.
21. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 2014. - 180 с.
22. Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. - С. 17-20
23. Ершов Ю.Л., Палютин Е.А. Математическая логика. - М., 2011. - 894 с.
24. Киричек К.А. Методика ознакомления дошкольников с метром и сантиметром. // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №8. - С. 14¬19. http://human.snauka.ru/2015/08/12501
25. Корнеева Г.А., Мусеибова Т.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». - М., 2014. - 144 с.
26. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей. // Психология дошкольника. Хрестоматия. - М., 2000. - С. 81-90.
27. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: 2013. - 120 с.
28. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в
дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - М.:
Просвещение, 1990. - 137с.
29. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 148 с.
30. Монтессори М. Научная педагогика. - М.: Народная книга, 2017. - 960 с.
31. Петрова Ю.В. Формирование пространственных отношений детей
дошкольного возраста: инфоурок. - М., 2018. - 10 с. https://infourok.ru/
metodicheskaya-razrabotka-formirovanie-prostranstvennih-otnosheniy-u-detey-dos hkonogo-vozrasta-3467066.html
32. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 170 с.
33. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2015. - 165 с.
34. Формирование познавательной активности дошкольников: сб. науч. тр. / Под ред. И.М. Леушиной. - Шадринск, 1992. - 120 с.
35. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2013. - 177 с.
36. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. - 392 с.
37. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1993. - 390 с.