Введение 4
Глава I Понятие текста. Его особенности 7
1.1. Понятие текста 7
1.2. Признаки текста и его особенности 9
Глава II Понятия «образ автора» и образ рассказчика» Субъективация повествования. Классификация приемов субъективации авторского повествования 11
2.1. Понятие образ автора 11
2.2. Понятие субъективации повествования 15
2.3. Классификация приемов субъективации 17
2.4. Классификация приемов субъективации В.В. Одинцова 20
Глава III Образ автора. Способы организации приемов субъективации в цикле рассказов Л. Улицкой «Бедные родственники» 24
3.1. Заглавие как способ выражения позиции автора 24
3.1.1. Роль заглавия в рассказе «Счастливые» 25
3.1.2. Роль заглавия рассказа «Бедные родственники» 27
3.1.3. Роль заглавия в рассказе «Бронька» 29
3.1.4. Роль заглавия в рассказе «Генеле-сумочница» 31
3.1.5. Роль заглавия в рассказе «Дочь Бухары» 33
3.1.6. Роль заглавия в рассказе «Лялин дом» 35
3.1.7 Роль заглавия в рассказах «Гуля» и «Народ избранный» 37
Глава IV Композиционные приемы субъективации в цикле рассказов
«Бедные родственники» 42
4.1. Приемы представления в сборнике «Бедные родственники» 42
4.2. Изобразительные приемы субъективации. Их реализация в цикле
«Бедные родственники» 44
4.3. Монтажные приемы субъективации авторского повествования. Их общая характеристика, классификация и применение в прозе Л. Улицкой. 47
Глава V Лингвистический анализ текста сборника «Бедные родственники»в
форме учебной дискуссии 51
5.1. Определение «учебной дискуссии» 51
5.2. Реализация учебной дискуссии на уроке русского языка 53
Заключение 56
Список литературы: 57
В современной лингвистике, связанной с изучением текста как единого целого, субъективация авторского повествования становилась объектом рассмотрения неоднократно.
Субъективация авторского повествования исследовалась такими учеными как: В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, В.В. Одинцов. Однако данная тема не потеряла своей актуальности и в наши дни, поскольку мы можем наблюдать как авторы строят текст своего произведения с использованием субъективации повествования. Данные приемы позволяют передать точки зрения различных персонажей на описываемые в тексте события. В своей работе мы исследуем использование приемов авторского повествования Л. Улицкой в цикле рассказов «Бедные родственники» .
Стоит отметить, что малая проза Л. Улицкой остается плохо изученной. Исследователи изучают тексты писательницы, рассматривая ее романы и повести. В то время как малая проза становится объектом исследования реже.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена отсутствием обширных исследований текстов малой прозы Л. Улицкой, а также необходимостью рассмотрения интертекстуальных связей заглавия рассказов «Бедных родственников». Кроме того, актуальность данной работы обусловлена важностью исследования приемов субъективации авторского повествования в малой прозе.
Для исследования нами был выбран цикл рассказов «Бедные родственники», связанный тематически, где, по-нашему мнению, приёмы субъективации авторского повествования являются определяющими. В данном сборнике мы можем наблюдать многократное использование композиционных приемов субъективации повествования.
Цель нашей работы - рассмотреть приемы субъективации авторского повествования в сборнике рассказов «Бедные родственники».
Объект исследования: субъективация повествования в цикле «Бедные родственники.
Предмет исследования: текст рассказов цикла «Бедные
родственники»
Объект и предмет позволяют нам определить следующие задачи:
1. рассмотреть приемы субъективации авторского повествования;
2. классифицировать приемы субъективации авторского повествования;
3. исследовать текст рассказов цикла;
4. изучить заглавия произведений сборника как способ выражения точки зрения рассказчика.
Методы исследования: аналитический, описательный.
Структура работы: Работа включает Введение, пять глав, одна из которых методическая, Заключения, списка литературы. В первой главе дипломной работы мы рассматриваем определение текста и его особенности. Во второй главе рассматриваются определения «образа автора», понятие субъективации повествования и существующие классификации современной филологической науке. В третьей главе исследуются заглавия сборника «Бедные родственники». Мы рассматриваем заглавия произведений как способ выражения авторской позиции. Всего нами было рассмотрено восемь заглавий. В четвертой главе данной работы рассматриваются композиционные приемы субъективации в цикле «Бедные родственники». Нами были исследованы монтажные приемы в тексте «Бедных родственников» приемы представления, а также изобразительные приемы.
Пятая глава нашей работы является методической. В ней мы предпринимаем попытки адаптировать данную работу для школьной 5
программы. Наша работа может помочь в работе над анализом художественного текста. В качестве способа работы с текстом нами была выбрана форма учебной дискуссии, поскольку эта форма позволяет выражать мнение о тексте.
Затем мы делаем заключение ко всей работе и предоставляем список литературы.
В своих исследованиях мы опирались на труды А.И. Горшкова, М.М. Бахтина и В.В. Одинцова, А.В. Ламзиной, И.Р. Гальперина и Л.Н. Мурзина, Н.С. Болотновой.
Исследование сборника Л. Улицкой «Бедные родственники» в аспекте анализа приемов субъективации авторского повествования дает возможность сделать вывод о том, что подобный подход к изучению текстов произведений данного автора довольно перспективен, так как малая проза автора рассматривается в лингвистическом плане реже, чем в плане литературоведческом.
Рассмотрение авторской многоликости дает понять, какими стилистическими инструментами пользуется автор в своих произведениях. Упоминая об авторской многоликости в произведении, мы отмечаем то, что при субъективации повествования в цикле «Бедные родственники» точка зрения может переходить в сферу сознания двоих, троих персонажей, а не только одного.
Кроме того, нами были исследованы заглавия рассказов цикла. Для Л. Улицкой заглавие является способом выражения точки зрения рассказчика, особенно явно мы может наблюдать этот прием в рассказах «Дочь Бухары», «Народ избранный», «Лялин дом».
Изучение композиционных приемов авторской субъективации в данном сборнике позволяет отметить, что приемы представления широко представлены в текстах рассказов. Л. Улицкая использует приемы монтажа и представления для того чтобы сделать текст эмоциональным, передать душевное состояние персонажа, заставить сопереживать читателя герою.
В ходе исследования текстов рассказов Л.Улицкой, нами был сделан вывод о том, что многочисленные композиционные и словесные приемы субъективации повествования, используемые автором, не просто присутствуют в языке сборника автора как самостоятельные компоненты композиции художественного, но кроме этого и взаимодействуют друг с другом.
При изучении субъективации авторского повествования мы должны рассматривать его как часть одного пространства повествования рассказа.
Выявленные в ходе исследования видоизменения авторского повествования и способы субъективации в цикле «Бедные родственники» позволили четче понять составляющие авторского стиля повествования Л. Улицкой.
В пятой главе нашей дипломной работы мы предоставили план урока по русскому языку в одиннадцатом классе. Данный урок позволяет учащимся развить свой навык анализа художественного текста, кроме того он позволяет познакомиться с понятиями субъективации авторского повествования, в частности в текстах сборника Л. Улицкой «Бедные родственники».
1. Бахтин, М. М. Слово в романе // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 72-233.
2. Брандес, М. П. Стилистический анализ. - М.: 1971
3. Бузаджи, Д. М. Лингвистический стилистический механизм остранения и проблема передачи остранения в переводе // Д. М. Бузаджи. - С. 29-39. - Вестник МГЛУ, выпуск 536, «Сопоставительная лингвистика и вопросы перевода» - М.: МГЛУ, 2008
4. Валгина, Н. С. Теория текста: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/part-010.htm
5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - 1971. - 244 с.
6. Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v36/v36-074-.htm
7. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
М., 1981. - 140 с.
8. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: 10- 11 кл.: 9-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 492 с.
9. Горшков А.И. Стилистика русского языка. Стилистика текста и функциональная стилистика. - М.: Астрель, 2006. - 367 с.
10. Домашнев, А.И. Интерпретация худ. текста. Нем. яз. Учеб. пособие / А.И. Домашнев. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с
11. Иванова, А. В. Субъективация повествования: на материале прозы
ВладимираМаканина: автореферат дис-ии кандидата филологических наук : 10.02.01 - Чита, 2008. - 23 с.
12. Ильин И. П., Цурганова Е. А. Современное зарубежное литературоведение. - М.: ИНИОН РАН, 1996. - 319 с.
13. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
14. Кожевникова, Н. А. О соотношении речи автора и персонажа. // Языковые
процессы современной русской художественной прозы -
М., 1977. - С.7-98.
15. Кожинов В.В. Рассказчик // Словарь литературоведческих терминов. с. 310411....30