Содержание 1
Введение 2-8
ГЛАВА I. Роль элективных курсов в системе профильного образования...9-18
1.1. Специфика, цели и задачи профильного обучения 9-13
1.2. Направления и классификация элективных курсов 13-18
Глава II. Элективный курс «Праздники народного календаря» для обучающихся
в 9-х классах 19-28
Глава III Разработки уроков: «Традиции масленицы», «Красная горка»29-61
3.1. «Традиции масленицы». Уроки 1,2 29-48
3.2. «Красная горка». Уроки 1,2 48-61
Заключение 62-65
Список литературы 66-70
Приложение 1 71-75
Приложение 2 74-76
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но без достаточных знаний о настоящем невозможно понять прошлое.
Русский народный календарь на протяжении многовековой истории менялся. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - в самые переломные периоды в истории русского народа: после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, в начале двадцатого века.
Активная перестройка внеклассной (факультативной) работы на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России.
Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, активизировался к конце 20 века, но в связи с изменениями социального строя в нашей стране появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии, введении элементов народно-прикладного творчества на уроках трудового обучения в школах, появление учебных видеоматериалов.
Наряду с самобытными народными произведениями (песня, танец, устное творчество), в которых отразилась «душа народа», немалое место в средствах массовой информации занимает коммерческая стилизованная под старину музыка, произведения безымянных авторов, дающие весьма однобокие представления о народной песне, костюме, орнаменте. К сожалению, многие принимают эти примитивные подделки за истинно народное, поэтому так
необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе действительно народных традиций, максимально всесторонне изучая народное творчество.
В настоящий момент национальная самоидентификация, осознание себя гражданином России, развитие личности по пути традиционной культуры является одним из приоритетных направлений в нашей стране, пользуется идеологической и финансовой поддержкой государства.
Актуальность исследования. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Программой ФГОС предусмотрено развитие у учащихся компетенций как личностных так и общекультурных. Одна из них - национальная самоидентификация.
Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Но понимание и литературы не будет полным без углубленных знаний по истории и культуры России и Красноярского края. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения.
В 60-70-е гг. появляются публикации, статьи, диссертации, монографии, сборники, главы в учебных пособиях по устному народному творчеству среди них многие посвящены изучению народных праздников, календарнообрядовому циклу. Среди многочисленной специальной и популярной литературы по народным праздникам наибольшее значение имеют работы Шангиной И.И. [60. 61.]. «Русские дети и их игры», «Русский праздник», «Русские традиционные», которые целиком посвящены русским праздникам, 4
увлекательно рассказывают о том, как в прошлом веке воспитывали детей в традиционной русской семье «по заветам дедов», уделяя особое внимание игре - первооснове народной педагогики.
Песенки, считалки, жеребьевки, приговоры, загадки, дразнилки - все, что сопровождало раньше детские игры, а также описания самих игр составляют второй раздел книги. Большой интерес представляет работа Ходжаева Ф.А. «Календарные народные праздники», в которой кроме ценной информации в целом о народных праздниках, дается анализ древнерусских языческих ритуалов. Календарным праздникам посвятил свою работу «Народный календарь» Проскурин А.А.[47], который расположил праздники и соответствующие им обряды в календарном порядке, для более удобного пользования. В книге Артемовой Т. «Православный народный календарь» можно найти сведения о том, как праздники, учрежденные православной церковью, смешались с древними языческими обрядами и обрели неповторимый, яркий национальный облик.
Очень многое об интересных зимних обрядах русских можно узнать из работы автора Виноградовой Л.Н. «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян» [11].
Так же в 70-х годах появляются работы сибирских фольклористов.
Среди них М.Н Мельников. Его исследования касались всех аспектов народного творчества от календарно-обрядового цикла, до детского фольклора. Одной из лучших работ стала его книга «Русский детский фольклор Сибири». В 1987 г. вышла его книга «Русский детский фольклор»[36], которая явилась обобщающим теоретическим трудом по детскому фольклору. Помимо теоретических статей в ней содержится богатейший текстовой материал.
М.Н. Мельников в особую группу выделяет потешный фольклор. Сюда относятся словесные игры, молчанки, поддевки, сечки, небылицы- перевертыши, загадки, скороговорки. Назначение этих произведений — развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей.....
Традиционная культура - это система норм и правил в жизни этнической общности которые воплощаются, живут и изменяются в фольклоре. Черпая жизненные знания, правила, установки из народной культуры каждый представитель общины получает воспитание, «народное образование» внутри данной традиции. Это образование было всеобщим, все доступным и беспрерывным. Веками формировалась дидактика традиционного уклада, обряда, действа, музицирования. Она передавалась из уст в уста от поколения к поколению, удовлетворяя эстетические потребности и неся педагогическую функцию. Со смены политического строя, а также по причине разрушения деревни - место естественного функционирования традиционной культуры, механизм передачи прервался, результатом этого перелома стал кризис национальной идентичности людей, в частности детей и молодежи, появлений молодежных организаций фашистского характера разного рода профанаций традиционной культуры в разных этнических группах.
Но чтобы уважать культуру другого народа, нужно знать её проявления, механизмы передачи и быть носителем своей корневой культуры, владеть навыками и умениями воспроизводства её форм. Основным признаком фольклора является устность, а значит только в условиях живого бытования, мы можем говорить о традиционности его проявлений. Язык во всей его диалектной мощи, музыкальный фольклор различных жанров, обычаи и обряды - всё это является не материальным наследием народа только тогда, когда это исполняется людьми, а не сохраняется в печатных изданиях, архивах и фондах музеев. А значит основным ресурсом и носителем национальной культуры является человек. Он же является и тем самым гражданином страны, который включается в систему воспитания через работу патриотических организаций, таким образом, патриотическое воспитание на прямую связано с формированием личности в системе 34 нравственных и моральных норм и правил жизни. Исторически эти нормы формировались в традиционной культуре и через средства художественной выразительности, создавали гармонично развитую высококультурную личности.
Понятие традиционная народная культура активно используется в науке и практике последние 10-15 лет в связи с актуализацией различных форм народного опыта в обществе. связано это с происходящими в наши дни процессами культурного самоопределения и проявляется в росте интереса к фактам истории и культуры Отечества, возросшей потребности прочной укорененности в социально-культурном пространстве, активном поиске путей воспитания преемников и т. д.
Ученые едины в том, что традиционная народная культура представляет, с одной стороны, динамично развивающуюся систему, объединяющую различные культурно-исторические пласты и обеспечивает таким образом связь прошлого, настоящего и будущего; а с другой — проявляет черты устойчивости, стабильности, где остающееся неизменным ядро (традиция) позволяет сохранять ее характерные черты и свойства.
Сферой, где народные традиции в наибольшей степени сохраняют свои исконные позиции, остается детство и юность. Так, формирование мировоззренческих начал, основных ценностных ориентиров ребенка происходит через проигрывание, переживание произведений фольклора, сохраняющих свою актуальность, как ни в какой другой период развития человека. При этом транслируемые народом идеалы, нормы, правила составляют основу инкультурации ребенка, учат его ориентироваться в жизни.
Поэтому необходимо мотивировать учеников к осознанию своей национальной принадлежности, через знакомство с обычаями пращуров, погружения в фольклорный обряд, как в образ жизни русского человека. (почти каждое действие ,как то создание оберега, элемента костюма, 35
изучение и осознание правил поведения и т.д. имеет сакральный смысл, мы его узнаем изучаем и уже на его основе выстраиваем взаимодействие с реальным миром.
Такую возможность нам дает новая концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предоставляет учащимся возможности самостоятельного выбора не только уровня, но и направления литературной подготовки, поставив одновременно перед теорией и практикой обучения литературе проблему создания системы курсов по выбору (элективных курсов), позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные направления, облегчающие переход от общего к профессиональному филологическому образованию.
Роль предлагаемого элективного курса по литературе «Праздники народного календаря» в образовательном процессе определяется тем, что гуманитарное образование формирует творческую развитую личность, а кроме того народное искусство конструирует гражданское сознание молодых граждан России. Важнейшая задача современной образовательной системы - обеспечить педагогические условия для формирования всесторонне развитой творческой личности, человека - патриота.
Предпосылками к написанию данной работы, во-первых стала совместная творческая деятельность в фольклорном направлении с образцовым детским фольклорным ансамблем «Звонница» п. Абан и его руководителями - хранителями традиций Светланой Фураевой и Екатериной Афанасьевой.
Светланой Фураевой более 20 лет назад создан класс фольклора на базе музыкальной школы поселка, где ребята не только учатся народным песням, но и изучают обряды и традиции праздников. Чтобы увеличить количество
обучающихся народной культуре, мы посчитали возможным ввести элективный курс в программу общеобразовательной школы.
Во-вторых, анкетирование проведенное предварительно среди школьников, показало, что знания в области народной культуры среди респондентов очень ограниченны, но ребята проявляют интерес к обычаям и традициям праздников своего народа и хотели бы углубить знания в данной области.....
1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М., 1970 г.2.
2. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни - М., 1982 г.
3. Артёмова Т. Православный народный календарь. М., 2002 г., 178с.
4. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Народные праздники. Ч.1. - Древо жизни. Москва, Современник, 1982 - .464с.
5. Баранова О.Г. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. СПБ., 2001 г., с. 480
6. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.
7. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г.
8. Бротковская Р.И. Праздники, обряды, гулянья. Иваново, 1986 г., с. 138.
9. Белова, С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения. Учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Белова. - М.: Глобус, 2006. - 190 с
10. Виноградов Г.С. Русский народный календарь. Этнографический сборник. Иркутск, 1924, с. 2
11. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия Западных и Восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982 г.
12. Ворошилин В.А. Встреча весны в селах Воронежской области // Живая старина. 1996 г., №4.
13. Воронкова С. А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной подготовки в основной школе// Завуч. — 2006. — № 6. — С. 10-34.
14. Ворожцова И. Б. Концепция профильного образования в гуманитарной старшей школе: концепция языкового образования // Инновационное содержание образования/ Сост. М. В. Богуславский. — М.: Изд. дом «Эврика», 2003. — С. 95-122.
15. Великий пост и Пасха в народной культуре Приенисейской Сибири: фольклорно-этнографические материалы. Семантика обрядовых действий.Сост, подготовка текстов, комментарии и примечания Н.А. Новоселовой. Изд-во ГЦНТ. -Красноярск, 2013. - 255с.....64