Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональная регуляция поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №158352

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1 Эмоциональная регуляция поведения как проблема исследования в
психологии 12
1.2 Становление эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего
школьного возраста 23
1.3 Современное состояние изучения проблемы эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 33
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 42
2.1 Модель, методы и организация исследования 42
2.2. Особенности эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 57
Выводы по второй главе 63
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 66
3.1 Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональной регуляции поведения учащихся с задержкой психического развития 66
3.2 Основные направления, формы и методы психологической коррекции эмоциональной регуляции поведения младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 70
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ 83
Выводы по третьей главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЯ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 108

Актуальность исследования. Эмоции в жизнедеятельности человека играют важнейшую роль, благодаря эмоциональной сфере человек познает окружающую действительность. В высокотехнологической мировой общественности не принимается во внимание, недооценивается роль эмоций в регуляции поведения человека, что доводит до потери навыка их конструктивного переживания и снижению психосоматического здоровья. Эмоциональные состояния усугубляются неблагоприятными эмоциями, которые человек получает из средств массовой информации о напряженной ситуации в мировом сообществе, повышается уровень эмоционального напряжения, вызывающий негативные психосоматические расстройства.
Особенно подвержены неблагоприятным эмоциональным воздействиям учащиеся младшего школьного возраста, так как уже используют различные гаджеты. Дети живут в нереальной игровой среде, не учатся справляться с негативными эмоциями вследствие проигрыша, не умеют распознавать свое эмоциональное внутреннее состояние, и состояние других людей при коммуникации, не способны к рефлексии эмоциональных проявлений. Особенно отчетливо проблемы с эмоциональной регуляцией поведения проявляются у детей с нарушениями психического развития.
Младшие школьники с задержкой психического развития характеризуются несформированностью эмоциональной регуляции поведения. Существует множество публикаций, но нет единого подхода к решению данной проблемы. В тоже время в психологической науке и практике отмечается недостаток программ и технологий направленных на коррекцию эмоциональной сферы учащихся данного контингента школьников. У таких детей наблюдается нехватка когнитивных способностей для осмысления информации, ригидность чувств и недоразвитие эмоциональной сферы, это выражается в непонимании причин эмоциональных переживаний, и распознавании эмоций других людей по выражению лица (экспрессивных выражений - мимика, жесты, пантомимика), экспрессивные признаки помогают осознать и контролировать собственные эмоции, и эмоции других людей. Недостаточно способны к мотивационно - смысловой ориентировке, не управляют эмоциональным реагированием, не рефлексируют свои чувства (рационально не осмысливают свои эмоции, не выявляют собственные мотивы поведения, не проявляют эмпатийного сопереживания к другому человеку).
Это нарушение нормального темпа психического развития вызывает негативные эмоции в обучении, так как, отдельные психические функции (эмоционально - волевая сфера), отстаёт в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
На данном современном этапе, несмотря на разработку современных технологий, нет единого подхода, модели, эмоциональной регуляции поведения детей учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Рознятся подходы, структуры, методы изучения.
Изучение проблемы эмоциональной регуляции поведения в период детского возраста становится наиболее значимым и важным, поскольку данный аспект психического развития необходим для успешной учебной деятельности.
Изучением эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития занимались М.С. Певзнер (1973), Т.А. Власова (1973), В.И. Лубовский (2009) и др.
Эмоциональная регуляция поведения лежит в основе базовых составляющих психического развития всей психической деятельности ребенка, включена в единый процесс его адаптации и регуляции поведения, основывается на понимании, эмпатии со стороны сверстников, помогает снять эмоциональное напряжение, отвечает за организацию процесса деятельности.
Анализ современного изучения проблемы эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показал, что исследования эмоциональных состояний, сопровождающих протекание эмоциональных реакций все еще недостаточно, и стоит высокая необходимость в решении данной проблемы.
В процессе исследования были сформулированы следующие противоречия:
- существуют разнообразные публикации по проблеме эмоциональной регуляции поведения, однако, современные исследования в основном направлены на изучение эмоций в целом, отсутствуют комплексные исследования к данному феномену. Проблема изучения эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития сохраняет свою актуальность.
- с каждым годом увеличивается контингент школьников с задержкой психического развития, у которых присутствует несформированность эмоциональной сферы, и в то же время, наблюдается недостаток специальных психологических программ и технологий по изучению и коррекции особенностей эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность темы и возникшие противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в необходимости изучения эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретическом обосновании, разработке и реализации психологической программы по коррекции имеющихся недостатков в эмоциональной регуляции поведения у изучаемого контингента школьников. Несмотря на высокую практическую значимость исследования, данные вопросы недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Объект исследования: эмоциональная регуляция поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции
эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональной регуляции поведения учащихся младших школьников с задержкой психического развития являются: неумение контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием; трудности в понимании, вербализации и экспрессивном выражении эмоций. Разработанная нами психологическая программа поможет оказать положительное влияние на формирование умений эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции эмоциональной регуляции поведения у данного контингента школьников.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, определить ее современное состояние.
2. Разработать модель исследования и выявить особенности эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством эксперимента.
3. Разработать психологическую программу по коррекции эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной и зарубежной психологии:
- теории о феноменологической природе эмоций: У. Джеймс (1991); П. Жане (1928), К. Изард, (1993), Л.И. Божович (1968), Л.С. Выготский (1984), Е.П. Ильин (2001), В.В. Лебединский (1990), А.Н. Леонтьев (1970), О.С. Никольская (1990), С.Л. Рубинштейн (1946), П.В. Симонов (1966);
• биогенетические теории эмоций Л.П. Гримак (1989);....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По данным специальной клинической психологии из наиболее распространенных форм аномалий детской психики в раннем онтогенезе в настоящее время, является преимущественно задержка психического развития. К этой аномалии в большей степени уделяется внимание по изучению отклонений в развитии.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют специфические особенности, отличающие их от нормотипичных детей незрелостью эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной
недостаточностью, повышенной возбудимостью, аффективными состояниями в поведении, психическим инфантилизмом, отставанием от возрастных норм в речи, ослабленной нервной системой.
В настоящее время проблемой изучения эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с ЗПР рассматривается как одной из главных, так как с каждым годом увеличивается число детей с данным диагнозом.
Изучением особенностей психического развития детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как: М.С. Певзнер (1973), Т.А. Власова (1973), В.И. Лубовский (2009), и другие.
Незрелость эмоциональной сферы учащихся с ЗПР - отличается от нормотипичных детей во всех структурных компонентах:
• когнитивного;
• аффективного;
• регуляторного.
Авторы занимающиеся разработкой коррекционных мероприятий эмоциональной сферы для детей с ЗПР такие как: И.П. Воропаева (1993), А.
Ивашова (2003), Н.В. Клюева (1997), Ю.В. Касаткина (1997), Е.Н. Лебединская, (2003), Н.Л. Кряжева (1997), Р. Смид (1999).
В основу комплектования групп экспериментального подбора исследуемых нами были определены следующие критерии:
• в исследовании принимали участие с клиническим диагнозом ТПМПК - F-80 «Задержка психического развития»;
• учащиеся младшего школьного возраста. Возрастная категория испытуемых составила 20 учащихся 2 класса в возрасте 8-9 лет, 20 учащихся 4 класса в возрасте 10-11 лет;
• подобных отклонений в поведении (эмоциональных возбуждениях). Принимающие участие школьники эксперимента имели трудности в коммуникации и адаптации среди сверстников.
• Исследование проводилось в одной специализированной школе КГБУ «Красноярская школа №7».
• Показательную выборку совокупностью 40 учащихся в возрасте 8-11 лет.
Для реализации эксперимента и в соответствии с разработанной моделью исследования эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, нами были отобраны испытанные и достоверные методики диагностики:
1. «Раскрась свои чувства» Д. Т. Зинкевич, А.М. Михайлова (1995);
2. «Страна эмоций» Т.В. Громова (2002) [13];
3. «Восьмицветный тест» Люшера в адаптации О.Ф. Дубровской (1995) [22].
На этапе констатирующего эксперимента нами были выявлены эмоциональные состояния учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Данные диагностики помогли выявить эмоциональные состояния характерные на данный момент:
• в непонимании причин эмоциональных состояний, своего доминирующего эмоционального состояния и состояния другого человека по мимике лица (экспрессивным выражениям),
• в недостаточном уровне рефлексивно - эмпатийного переживания,
• в недостатке мотивационно-смысловой ориентировке.
Мы предположили, что результативность эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть успешной при условии применения разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию эмоциональной регуляции поведения у данной категории учащихся.
Принимая во внимание эмоциональное состояние учащихся, выявленных в период констатирующего эксперимента исследования, нами была проведена коррекция эмоциональной сферы посредством разработанной нами психологической программой. Показатели контрольной диагностики мы увидели результат положительной динамики эмоциональных состояний учащихся экспериментальной группы.
Обратимся к сравнительным результатам исследования эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с ЗРП, по методике «Раскрась свои чувства» Т.Д. Зинкевич, А.М. Михайлова (1996) до и после эксперимента.
В экспериментальной группе, согласно диагностируемым данным, очевидно, что наилучший результат после проведенных психо-коррекционных занятий получены улучшенные показатели снижения эмоционального напряжения на 25% в группе 2 класса по каждой из негативных эмоций, также хороший результат по снижению негативных эмоций показала экспериментальная группа 4 класса, на 19% улучшились результаты после коррекционных мероприятий.
Гистограмма 4. В сравнительных данных исследований эмоциональной регуляции поведения учащихся младшего школьного возраста с ЗРП, по методике «Страна эмоций» Т.В. Громова (2002), до и после эксперимента можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наилучший результат во 2 классе после проведенных психокоррекционных занятий получены улучшенные показатели снижения эмоционального напряжения с высокого негативного уровня у (ЭГ) на 2 человека (10%). Высокий положительный уровень возрос у 5 человек (25%). Средний негативный уровень снизился наполовину, средний положительный уровень возрос на 17%, снизился низкий негативный уровень на 1 (5%). Также положительный результат по снижению негативных эмоций показала экспериментальная группа 4 класса, снизился высокий уровень негативных эмоций с 10 до 5%. На 5% улучшились результаты высокого положительного уровня. Средний положительный уровень возрос на 25%, снизился средний негативный уровень с 20 до 10%.
В сравнительных данных изучения психоэмоционального состояния (ЭГ) учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития по методике «Восьмицветный тест» Люшера О.Ф. Дубровской (1995) до и после формирующего эксперимента, выявлены положительные показатели снижения уровня эмоционального напряжения во втором классе. Учащиеся с низким показателем психоэмоционального состояния имеют только около 20% детей экспериментальной группы, а средний уровень положительной динамики психоэмоционального состояния имеют 80% человек экспериментальной группы, что, безусловно, подтверждает эффективность разработанной нами программы по коррекции эмоциональной регуляции поведения.
В 4 классе после коррекционных упражнений в экспериментальной группе эмоциональная напряженность снизилось до 20%, что отображает высокую динамику эффективности коррекционной программы.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Учебное пособие для студентов вузов —М.: Издательский центр "Академия", 1998.— 661с.
2. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964.
3. Бардышевская М.К., В.В. Лебединский. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: УМК «Психология». 2003.
4. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. - М.,1972.
5. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Изд. 2-е испр. - М.: «Когнито-Центр», 2009 - 192с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) М., 1968.- 464с. (Акад.пед.наук. СССР).
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Просвещение, 1990.
8. Булгаков А.В. Организационная психология. 2013. Т. 3. №1. С. 46­77.
9. Былкина Н.Д., Люсин Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. — 2000. — № 5.
10. Верхотурова Н.Ю. Психофизиология эмоций: учебное пособие / под ред. Верхотуровой Н.Ю. - Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - 376 с. ISBN 978-5-00102-478-1
11. Винникова Е.А., Слепович Е. С. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития. // Психологическая наука и общественная практика Ч. 2 Минск. 1993
12. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 1973.
13. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Методическое пособие. - М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993 - 56.
14. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997, с. 56.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Психологическая природа эмоций. Краткий курс. Издательство «РАБОТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ» М.:- 1926.....100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ