Введение 2
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ- КОММУНИКАЦИЯ 8
1.1 Понятие «Интернет - коммуникации» 8
1.2. Классификации основ Интернет - коммуникации 10
1.3 Жанры Интернет- коммуникации 13
1.4. Поликодовый текст 15
1.5 Понятие «Социальная сеть» 17
1.6. Характеристики и особенности социальной сети «Вконтакте» 18
1.7. Особенности «интернет - сообществ» 19
ГЛАВА 2 22
ЯЗЫКОВЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ») 22
2.1 Отражение социальной напряженности в школьных интернет - сообществах 22
2.2. Социально-напряженные темы и специфика интернет-сообществ 28
2.3 Языковые формы 33
2.5. Орфографический уровень 37
2.6. Словообразовательный уровень 37
2.7Лексический уровень 38
2.8. Грамотность 39
Выводы по 2 главе 41
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ
СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 43
3.1 Особенности преподавания русского языка в форме дистанционного обучения 43
3.2 Возможности социальной сети «Вконтакте» для дистанционного образования 46
3.3 Разработка урока с использованием социальной сети «Вконтакте» 46
3.4 Конспект урока «Им существительное» 5 класс 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Библиографический список 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность. Активное технологического развитие, происходившее на протяжении XX века, послужило основой масштабного расширения коммуникативных возможностей человека посредством использования новых технических средств, менявших формы и интенсивность коммуникации, порождая тем самым новые практики, изменяя структуру взаимодействия. Центральным моментом в этом процессе явилось рождение и открытие для широких масс в начале 90-х гг. глобальной информационной сети Интернет как совокупности объединенных между собой компьютерных сетей по всему миру, обеспечивающей возможность одновременного межсетевого взаимодействия из любой точки планеты. Специфика Интернета как технологической базы опосредованного общения и формируемая в данном контексте культурная среда взаимодействия явились основой для зарождения новых форм и типов коммуникации. По данным International Telecommunications Union (ITU) сегодня аудитория Интернета превышает 2 млрд. пользователей по всему миру ITU [52].
В России по данным ФОМ суточная аудитория Интернета составляет 38,6 млн. человек [26].
Современный Интернет - это не просто средство коммуникации, но пространство активного взаимодействия многих людей, совместно творящих информационную среду, традиционные медиа сменяет модель интерактивного участия пользователей в создании контента. Именно взаимодействие выступает сегодня ключевым элементом, интернет-сервисы, представляющие собой платформу для организации разного рода взаимодействия между людьми, получили название социальных. Такие сервисы предоставляют своим пользователям инструменты для реализации каких-либо действий онлайн. Наибольшую популярность среди подобных сервисов приобрели социальные сети, в основе которых - инструменты, направленные на поддержание и развитие социальных контактов в Интернете.
Социальные сети раскрывают новый потенциал Интернета - как средства самореализации и общественной коммуникации людей. Общение в социальных сетях сегодня стало частью повседневности миллионов людей во всем мире. Практики взаимодействия в социальных сетях в Интернете все глубже внедряются в структуру жизни людей, переводя большую часть человеческой активности в режим онлайн. И если Интернет рассматривается как «коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими людьми в любой момент времени и в глобальном масштабе» [34] ,то социальные сети представляют собой конкретный инструмент, позволяющий выстраивать взаимосвязи между людьми, активизировать социальную составляющую взаимодействия онлайн.
В контексте рассмотрения социальных сетей как средства коммуникации центральным моментом для определения их значения в общественной жизни и соотнесения онлайнового общения с внесетевой активностью выступают те возможности, которые могут осуществляться посредством использования ресурса. При этом важным фактором являются особенности социальных сетей как средства онлайн-взаимодействия, среди которых исследователи Интернета обычно выделяют физическую непредставленность пользователей, интерактивность среды, отсутствие географических барьеров и т. п.
Социальная напряжённость - это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятие и оценки действительности. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение длительного времени.
Данная работа посвящена исследованию языковых форм выражения социальной напряженности, нашедших отражение в социальной сети «Вконтакте» среди учеников 5 - 11 классов.
Объект изучения: интернет-сообщества школьников.
Предмет - языковые особенности коммуникации в социальных сетях Интернета.
Говоря о жанровой системе интернета, следует отметить многоуровневость его структуры, которая включает, как правило, три пласта: гипержанр - жанровое макрообразие, объединяющее в себе несколько жанров; субжанр - жанровая форма, представляющая собой одноактные высказывания; жанроид - переходная форма, которая осознается говорящими, но располагается как межжанровая [21].
Л.Ю.Щипинина выделяет следующую классификацию виртуальных жанров:
1) Информационные жанры, используются для получения или предъявления информации (веб-страницы учебных заведений, веб страницы СМИ, онлайн энциклопедии и др.)
2) Директивные, призваны побуждать к действию (интернет реклама, частные объявления, онлайн магазины),
3) Коммуникативные жанры, удовлетворяющие потребность в общении (чат, электронная почта, интернет-сообщества, форумы и др.)
4) Презентационные, служат для самовыражения пользователей (личные страницы, блоги, сайты)
5) Эстетические, реализация творческого потенциала (сетевой роман и фанфикшн),
6) Развлекательный жанр ( онлайн миры, игры и др.)
Юдин Н.О. Выделяет следующие формы виртуального общения:
1) Электронная почта (e-mail, G-mail,yandex и др.) - прием или передача сообщений одному и нескольким пользователям сети. Сообщение, может содержать тексты, мультимедиа, файлы любого формата. Электронная почта по составу элементов и принципу работы близка к обычному формату бумажной почты.
2) Чат (от англ. Chatter - болтать, chat - непринужденная беседа, болтовня)- обмен сообщениями в режиме реального времени через информацион ную сеть; виртуальное место встречи в Интернете.
Отличительной чертой данного жанры является коммуникация реального времени, неподготовленность, спонтанность высказывания, где преобладает разговорный жанр. Посредствам чата, возникает новая форма языкового взаимодействия. Из - за отсутствия невербальных средств передачи информации, возникают, так называемые смайлики, с помощью которых пользователи могут выражать свои чувства и эмоции. Примеры таких систем: IRC, ICQ, WEBCHAT
3) Блог (слово произошло от «weblog» т.е. веб-журнал)- это своеобразный сетевой дневник одного или нескольких человек. Состоящий из записей, видео и фото материалов. К каждому посту можно оставить свой комментарий. Пользователи часто прибегают к отклонению от нормы русской словесности, пунктуации, использованию заглавных букв и т.д. [41.]
Таким образом, благодаря быстроте и доступности Интернет стал использоваться не только с целью нахождения информации, но и как средство общения. Этот особый язык интернет-общения становится частью повседневной жизни.
Источниками исследования языковых форм являются комментарии- реакции (тексты-реакции) к предлагаемым новостям в интернет-сообществах социальной сети «В контакте».
Цель данной работы: выявить языковые особенности коммуникации в социальных сетях (на примере социальной сети «ВКонтакте»), связанные с выражением социальной напряженности в среде школьников.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
• раскрыть понятие и жанры «интернет-коммуникации»;
• раскрыть понятие «интернет-сообщества»;
• проанализировать особенности языка и стиля пользователей социальной сети «Вконтакте»
• описать социальную сеть, как пространство коммуникации
• рассмотреть языковые формы, с помощью которых реализуется потребность общения в социальных сетях
• раскрыть особенности дистанционного обучения на уроках русского языка с помощью разработки урока связанной с коммуникацией в социальной сети «Вконтакте»
Материалом исследования послужили контексты различного объема и содержания (диалоги, обсуждения, комментарии, заметки, записи в инетрнет- сообществах) выбранные из школьных сообществ крупнейшей российской социальной сети «Вконтакте.».
Структура работы обоснована поставленными задачами и представляет собой последовательное рассмотрение обозначенных проблем в трех главах.
Во введении к работе обосновываются цели и задачи исследования, определяется актуальность, объект, предмет и материал исследования, обосновывается научная новизна.
В первой главе рассматриваются основные теоретические вопросы, обозначена роль интернет-коммуникаций в современном мире.
Во второй главе рассматриваются особенности языковых форм выражения на базе крупнейшей российской социальной сети «Вконтакте». Выделяются аспекты, отличающие интернет-коммуникацию от других форм общения - наличие особых технических возможностей, влияющих на способы коммуникации .
В третьей главе приведен методический план дистанционного урока на базе социальной сети «Вконтакте». Описаны дополнительны интернет площадки, позволяющие улучшить процесс получения дистанционного обучения. Приведено анкетирование родителей на тему интернета и дистанционного обучения с целью получения обратной связи....
Развитие информационных технологий в современном обществе стимулируют появление новых форм коммуникации, тем самым привлекая внимание ученых.
Высокие темпы развития интернет-коммуникации, социальных сетей приводит к существенным изменениям в общении. Современные школьники являются активными пользователями массового сетевого общения.
Как мы смогли убедится, в российской лингвистике понятие интернет - коммуникации и ее характеристики обладают множеством определений. По мнению И.Н. Розиной, термин интернет - коммуникация не является устоявшимся в русском языке.
Рассматривая характеристики классификации интернет-коммуникации, выделили следующие: полифоничность, имеет гипертекстовые и интерактивные возможности, обладает анонимностью. Ее отличие в том, что общение в виртуальной среде не ограничено пространством, где возможно общение двух и более пользователей в один момент времени из любых точек мира.
Акцентируя внимание, в дальнейшем исследовании, на такой форме общения среди пользователей, как социальная сеть. Мы дали понятие «социальная сеть», а также «интернет сообщество». Убедились, что социальная сеть является отдельным ресурсом в интернет-пространстве, направленная на поиск людей и общение между ними. Остановившись на одной из популярных социальной сети «Вконтакте», разобрались в особенностях интернет-сообщества. Благодаря которым сформировалось современное информационное пространство.
Формы и способы общения в социальной сети «Вконтакте», а именно в интернет - сообществах. Развиваются не только вслед за техническим процессом, но и с помощью информационного поля, что порождает реакции - комментарии.
Так как больше всего времени в социальны сетях, интернет-сообществах проводит молодежь, которая является непосредственным отражение социума и активными пользователями интернет-коммуникации. Для дальнейшего
исследования, с целью выявления социально-напряженных тем и языковых форм общения, нами была сделана выборка из школьных интернет-сообществ.
В ходе нашего исследования, мы проанализировали ряд школьных интернет- сообществ крупнейшей российской социальной сети «Вконтакте». Определили, что данные сообщества имеют различный характер: юмористический,
дискуссионный. Нацеленные на разный вид коммуникации: обсуждения, споры, ответы на поставленные вопросы, выражение собственного мнения и т.д. Опираясь на комментарии - реакции под постами мы смогли выделить следующие языковые формы: заимствование, элементы разговорной лексики, каламбуры (лексическая и грамматическая игра).
В результате проделанной работы мы расширили представления о возможностях социальной сети «Вконтакте», разработав с помощью данной площадки урок русского языка на тему: «Имя существительное».
1. Алпатов В. М. Лингвистика вчера и сегодня: Размышления над статьей К. Ф. Седова «Языкознание. Речеведение. Генристика» // Жанры речи.
2. Анкетирование родителей [Электронный ресурс]. Режим доступа https: //docs.google.com/forms/d/ 12T1geQ3 spT9oFmuxZo31 i0HmQgrUnU- ZYm3nXiNFFO0/edit_свободный
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. - М., 2003. - 123с.
4. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации - М.: ИФРАН 2002
5. М.; Саратов : Лабиринт, 2012. Вып. 8. Жанр и творчество. С. 109-122
6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. - М.: Можайск-Терра, 2000.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Издательство Наука, 1979. - 255 с. 4
8. Большакова Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст» [Электронный ресурс] - Новгород 2008: Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n7o- soderzhanii-ponyatiya-polikodovyy-tekst свободный
9. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов - на - Дону: 2004. - 157, 181, 198 с. 5
10. «#БУДЬ_ВТЕМЕ»[Электронный ресурс]: Режим доступа https://vtemebiz.ru/ свободный
11. Вартанова Е.Л. Современная медиакультура // Средства массовой информации постоветской России / под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2002
12. Вашунина, И.В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических составляющих при восприятии креолизованного текста / М.,2009
13. Верховых И.А., Змазнева О.А. «Албанский» язык как вирусное явление и новая реальность в языке интернета начала XXI века // Вестник Московского автомобильного - дорожного государственного технического университета. 2016. №4 стр.3 - 9
14. «Vmode» [Электронный ресурс]: Режим доступа
https: //www.wildberries.ru/brands/vmode свободный
15. VSPORTE [Электронный ресурс]: Режим доступа https://www.vsporte.ru/ свободный....55