ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 9
1.1. Функциональная грамотность обучающихся как актуальный
образовательный результат 9
1.2. Потенциал предметной области «Математика» для формирования
функциональной грамотности обучающихся 17
1.3. Условия формирования функциональной грамотности обучающихся 5 - 6
классов на уроках математики 26
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 36
2.1.Содержание обучения, ориентированное на формирование функциональной грамотности обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 36
2.2.Организация деятельности обучающихся на уроке математики, обеспечивающая формирование функциональной грамотности обучающихся .. 49
2.3.Описание организации и результатов экспериментальной работы 58
Выводы по 2 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Приложение А «Комплекс задач «Финансовая грамотность»» 81
Приложение Б «Текст «Окружность»» 83
Приложение В «Комплекс задач «Читательская грамотность»» 84
Приложение Г «Комплекс задач «Математическая грамотность»» 86
Приложение Д «Комплекс задач «Креативное мышление»» 88
Приложение Е «Технологическая карта урока по теме: «Длина окружности»». 90
Приложение Ж «Фрагмент урока по теме «Площадь прямоугольника»» 100
Приложение З «Технологическая карта урока по теме: «Прямоугольный параллелепипед»» 102
Приложение И «Входные контрольные работы по математике для 5 и 6 классов» 111
Приложение К «Диагностические работы по оценке функциональной
грамотности для 5 и 6 классов» 113
Приложение Л «Итоговые контрольные работы за 5 и за 6 класс» 122
Приложение М «Диагностические работы по оценке функциональной
грамотности для 5 и 6 классов» 124
Актуальность исследования. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами, которые требуют современных решений. Мир нуждается в креативных, находчивых, самостоятельных и нестандартномыслящих специалистах. В связи с этим в образовательном процессе произошел ряд изменений, которые заставили рассмотреть иные подходы к определению образовательных результатов обучения, закрепленных в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В качестве основных образовательных результатов на современном этапе развития образования рассматривается формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов, к которым относят умения, позволяющие обучающимся ставить и решать разнообразные жизненные профессиональные задачи, которые обеспечивают способность личности к самообразованию и самосовершенствованию.
В условиях быстроразвивающегося мира и социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все эти данные качества формируются в школе. Однако по итогам отчета из международного исследования PISA следует сделать вывод, что общеобразовательные школы дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальной жизни. Задача образования на сегодняшний день заключается не в обогащении обучающегося определенным количеством знаний, умений и навыков, а в том, чтобы сформировать у него личностные, социальные, познавательные, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, позволяющие ему не только успешно социализироваться в современном обществе, но и успешно реализоваться в профессиональной сфере. Достижению данной задачи способствует обучение, направленное на развитие формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий [31].
Формирование функциональной грамотности на уроках, в том числе и на уроках математики, значительно влияет на весь образовательный процесс. Приобретается ценность навыка своими силами анализировать и решать проблемы, отвечать на вызовы, при помощи практических знаний и умений, если таковых не имеется, быстро учиться и восполнять недостающую информацию. Отметим, что возрастает роль межпредметных связей с другими дисциплинами, в том числе с естественно-научными. Комплекс подобных компетенций - это и есть не что иное, как функциональная грамотность. Л.М. Перминова определяет функциональную грамотность, как «способность
человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний, необходимых для успешного функционирования и социальной адаптации в изменяющемся обществе».
Исследования в области процесса формирования функциональной грамотности на уроках математике является актуальным, так как имеет недавний и малоизученных характер. Отечественная наука ещё недостаточно полно изучила данную проблему, поэтому школа самостоятельно использует новые методики, технологии преподавания, нацеленные на улучшение качества знаний в процессе обучения. Функциональная грамотность должна интерпретироваться не только как умения и навыки, в рамках предметной области, но являться универсальным инструментом для решения множества современных жизненных задач.
Анализ психолого-педагогической литературы демонстрирует, что формирование функциональной грамотности обучающихся рассматривается с общих теоретических положений. Основные положения формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики описаны в работах Л.О. Рословой, К.А. Краснянской, Е.С. Квитко, О.В. Тумашевой, О. А. Рыдзе. Однако, несмотря на всю значимость теоретического содержания, в настоящее время недостаточно разработаны системные методические аспекты реализации формирования функциональной грамотности в процессе обучения школьного курса математики в 5 - 6 классах.
Анализ результатов психолого-педагогической и научно-методической литературы научных исследований, посвященных проблеме достижения образовательных результатов средствами обучения математики в условиях формирования функциональной грамотности, и анализ пройденных практик в общеобразовательных школах Красноярска позволил выделить определенный ряд противоречий:
• между требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы и недостаточной системной организованностью в настоящее время процесса обучения математике в основной школе ориентированной на формирование обозначенных результатов;
• между достаточной изученностью в психолого-педагогической и методической литературы особенностей обучения математики, и недостаточной разработанностью теоретических основ и условий системной реализации формирования функциональной грамотности процессе обучения математики.
• между достаточной изученностью основных положений обучения математике, и недостаточной разработанностью организационнометодологического обеспечения при обучении математики в 5 - 6 классах.
Потребность решения вышеперечисленных противоречий обуславливает актуальность нашего исследования и определяет его проблему.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных методических решений, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся 5 - 6 классов в процессе обучения математики.
Объект исследования: процесс обучения математики обучающихся 5 - 6 классов.
Предмет исследования: методика формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики в 5 - 6 классах.
Цель: разработать содержательный и процессуально-технологический компоненты методики формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики в 5 - 6 классах.
Гипотеза исследования: формирование функциональной грамотности в процессе обучения математики в 5 - 6 классах будет результативна, если:
• в процессе обучения будут созданы специальные дидактические условия;
• разработан и реализован комплекс специальных заданий ориентированный на формирование функциональной грамотности у обучающихся;
• организация обучения математики в 5 - 6 классах происходит на основе специально отобранных методов и технологий обучения.
В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики в 5 - 6 классах.
2. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделить условия формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики в 5 - 6 классах.
3. Разработать методические рекомендации по проектированию
содержательного и процессуально-технологического компонентов процесса обучения математики в 5 - 6 классах, способствующих формированию
функциональной грамотности обучающихся;
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных компонентов методики в процессе экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по методике обучения математики в школе, изучение учебных пособий по математике разных авторов, планирование практической работы и ее апробация.
Опытно-экспериментальая база: МБОУ СОШ № 155 имени Героя
Советского Союза Мартынова Д.Д., г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка. В работе приведены таблицы, рисунки и приложения.
В результате теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы были охарактеризованы особенности обучения математике в условиях реализации ФГОС. При анализе образовательного стандарта нового поколения было выявлено, что основными результатами современного развития является овладение обучающими образовательными результатами, позволяющие определять и решать учебные, жизненные и профессиональные задачи, уметь анализировать, строить различные пути решения проблем, контролировать и проводить самоанализ собственных действий, то есть владеть функциональной грамотностью.
Функциональная грамотность имеет весомое значение в жизни каждого из нас. Формировать ее необходимо с раннего возраста, при изучении различных дисциплин. Однако значимый потенциал формируется при помощи предметной области «Математика».
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы были выделены педагогическо-дидактические условия обучения математике обучающихся 5 - 6 классов в аспекте требований ФГОС: условие системно логической последовательности распределения
материала включение в содержание обучения практико-ориентированных заданий; дополнение содержание обучения индивидуальными или дифференцированными, разно-уровневыми, проектными или творческими заданиями; условие структуризации и проблемной подачи информации, непрерывное включение обучающихся в интенсивную мыслительную деятельность при работе с текстами задач; реализация мониторинга усвоения математического материала.
Также, были сформулированы требования к содержательному компоненту, на основе которых разработаны рекомендации по проектированию содержательного компонента обучения математики обучающихся в 5 - 6
классах: комплексность, проблемность, вариативность, реалистичность,
мотивационность, уровневость.
Определены требования к организационным формам и методам обучения математике, направленных на формирование образовательных результатов в 5 - 6 классах в условиях реализации требований ФГОС: эффективное комбинирование репродуктивной и проблемной форм обучения, создание условий для творчества обучающихся; частая смена деятельности, игры должны сменяться самостоятельной или исследовательской работой; высокий уровень мотивации учеников к процессу обучения; систематическое осуществление обучающимися рефлексивных действий.
На основе выявленных требований были отобраны следующие организационные формы и методы, а также методические рекомендации обучения математики, эффективность, которых проверили в ходе экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБОУ СОШ № 155 имени Героя Советского Союза Мартынова Д.Д., г. Красноярска. На момент проведения опытноэкспериментальной работы в 5 классе обучалось 30 человек, в 6 классе 28 человек. На первом, констатирующем, этапе опытно-экспериментальной работы обучающимся была предложена контрольная работа по математике за предыдущий год обучения для проверки предметных результатов, а для определения уровня функциональной грамотности были предложены диагностические работы. На втором, этапе эксперимента была проведена серия уроков по математике в 5 «Б» и 6 «Б» классе, организованных с включением соответствующего содержания и применением различных организационных методов, форм и технологий направленных на формирование образовательных результатов в поликультурном классе в условиях реализации требований ФГОС. На третьем, контролирующем, этапе эксперимента вновь были предложены контрольная и диагностическая работы, определяющие уровни предметных, результатов, и уровни формирования функциональной грамотности. В связи с этим считаем, что все цели исследования достигнуты. Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута. Практическая значимость данной работы заключается в разработанных рекомендациях, которые можно использовать при проектировании уроков математики в основной школе в 5 - 6 классах.
1. Белых О.Н. Практико-ориентированный подход в обучении финансовой математике в школе / Современные проблемы физико-математических наук. - 2018. - С. 11-16.
2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 127 с.
3. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.
4. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Учебник для общеобразовательных учреждений: Математика 5 класс: - М.: Мнемозина, 2013. - 288 с.
5. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей. URL: http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1673.html (дата обращения: 05.05.2022).
6. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.В. Дмитриева. - М.: Астрель, 2003. - 1578 с.
7. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 381 с.
8. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский, Л.П.
Краснокутская, К.А. Краснянская. М.: ИОСО РАО, 1999. - 38 с.
9. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века) / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. СПб.: Петербург - XXI век; ПрессАташе, 1997. - 160 с.
10. Казакова, Р.А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики: учебно-методическое пособие / Р.А. Казакова, О.И. Кравцова; науч. ред. С.Ф. Хлебунова. - Ростов н/Д: ГБУ ДПО РО РИПК и НПРО, 2017.
11. Константинова А.С. Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках математики в заданных педагогических условиях / А.С. Константинова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014.
- № 4. - С. 243 - 246.
12. Конюхова Н.И. Сборник прикладных задач по математике для 6 класса. URL: http://multiurok.ru (дата обращения: 10.05.2022).
13. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
14. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - № 5. - 2005. - С. 3-13.
15. Леонтьев, А.А. Деятельностный ум / Деятельность, Знак, Личность / А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001. - 392 с.....40