Реферат 4
Введение 14
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 22
1.1 Исторические аспекты в развитии теорий смысложизненных
ориентаций 22
1.2 Особенности смысложизненных ориентаций старших подростков в
психолого-педагогической литературе 42
1.3 Специфика группового психологического консультирования старших
подростков с применением элементов библиотерапии 60
Выводы по Главе I 78
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БИБЛИОТЕРАПИИ 83
2.1 Особенности применения библиотерапии в процессе психологического
консультирования, методы и виды работы 83
2.2 Результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление
смысложизненных ориентаций у обучающихся 9 и 10 классов 99
2.3Создание коррекционно-развивающей программы с элементами библиотерапии, направленной на коррекцию смысложизненных ориентаций
старших подростков 145
2.4 Результаты итогового среза, выявляющие эффективность коррекционно -
развивающей программы 159
Выводы по Главе II 245
Заключение 250
Библиографический список 255
Приложение 262
Вопрос о смысле жизни является одним из важнейших, судьбо-образующих, и рано или поздно становится актуальным для каждого человека. Впервые размышления о цели своей жизни возникают в подростковом возрасте, как правило, к старшему подростковому возрасту школьник способен сделать выбор и наметить план своего дальнейшего развития. От того, на что будут направлены смысло-жизненные ориентации конкретного индивида, зависит его дальнейшая жизнь: личная и профессиональная.
Один из важнейших компонентов данной диссертационной работы - изучение возрастной периодизации, определение границ подросткового возраста. Согласно исследованиям советского психолога Д.Б. Эльконина, в рамках концепции социальной ситуации развития, периодизация которого положена в основу данной работы, старшим подростком считается школьник в период с 15 до 17 лет. Как и Д.Б. Эльконин, психолог А.В. Петровский выделял старший подростковый (школьный) возраст в границах 15-18 лет. Однако в работах большинства зарубежных психологов старший подростковый возраст начинается раньше и заканчивается позже, нежели в исследованиях российских/советских ученых. Например, профессор Д. Бромли обозначал подростково-юношеский возраст в период с 11 до 20 лет, ученый, бывший президент Геронтологического общества Америки Дж. Биррен - 12-17 лет, писатель Г. Крайг указывал период с 12 до 19 лет.
Таким образом, в результате преодоления подросткового кризиса, характеризующегося напряженными семейными, сиблинговыми и дружескими отношениями, желанием освободиться от внешнего контроля (А.Л. Гезелл, биогенетическая концепция развития), неустойчивой самооценкой и противоречивым поведением (Г.С. Холл), а также в ходе преодоления кризиса идентичности (позитивная фаза подростничества), заключающегося в улучшении отношений с родителями, зарождении новых идей и планов на будущее (Л. С. Выготский, анатомо-физиологическая концепция развития), происходит процесс активного формирования смысложизненных ориентаций у старшего подростка.
В тех случаях, когда индивид не имеет смысложизненных ориентаций либо обладает представлениями, создающими фрустрацию, дискомфортные психологические состояния, необходимо психолого-педагогическое сопровождение и коррекционная работа, направленная на формирование и развитие смысложизненной сферы личности, поскольку именно смысловая сфера формирует направление развития школьника и определяет его поведение (В.С. Мухина).
В качестве способа коррекции мы предлагаем обратиться к библиопсихологии и использовать элементы библиотерапии - науки о закономерностях читательского развития личности в стрессовых периодах, состояниях фрустрации. Библиотерапия является эффективным средством работы в процессе психологического консультирования, охватывающим все его формы (индивидуальное, групповое и семейное) и виды (интимноличностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое), средством, определяющим и корректирующим смысложизненные ориентаций детей, подростков и взрослых. В процессе библиотерапевтического консультирования происходит системный анализ триады «читатель - книга - автор», главная роль в которой принадлежит читателю как индивидуальной личности, своеобразно осмысливающей и преломляющей прочитанный текст, от умственных и нравственных качеств которой зависит оценка прочитанного ею текста (Н.А. Рубакин).
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях значительно продлен период детства: молодые люди оканчивают школу в 18 лет и должны принимать важные решения относительно дальнейшей судьбы, но до этого момента, как привило, находятся под опекой родителей в роли ребенка. Среди старших подростков велик процент тех, кто не умеет делать выбор самостоятельно, не имеет устойчивых смысложизненных ориентаций. Отсутствие смысложизненных ориентаций либо их деформация наблюдаются также и у подростков, тяжело проживающих кризисный период, нуждающихся в доверительном общении и психолого-педагогическом сопровождении.
На наш взгляд, метод библиотерапии актуален в решении проблем, связанных со смысложизненными ориентациями, так как художественный текст выступает в качестве модели жизненных и смысложизненных отношений. Поскольку литература - это вид искусства, к которому приучают с детства посредством сказок, считалок, колыбельных, в каждом ребёнке с раннего возраста заложены представления о традиционных фольклорных образах, сюжетах, архетипах, воспринимаемых как неотъемлемая и естественная часть жизни, с которыми человек соотносит себя и сопоставляет окружающую его реальность. Именно с помощью элементов библиотерапии возможно мягко воздействовать на подростка, организовывать его диалог с самим собой через подобранные или специально написанные литературные произведения.
Проблема исследуемой научной области заключается в следующем:
1. Отсутствие у определённого количества подростков смысложизненных ориентаций, жизненных целей.
2. Узкое понимание термина «библиотерапия», так как библиотерапевтический метод ошибочно сводят только к чтению- рассуждению, в то время как его возможности намного шире.
3. Некорректный выбор рода литературы и литературных жанров относительно имеющихся у подростка проблем .
Цель: выявить актуальные уровни развития смысложизненных ориентаций старших подростков, разработать и апробировать коррекционноразвивающую программу, направленную на коррекцию смысложизненных ориентаций старших подростков с помощью элементов библиотерапии в процессе группового консультирования.
подростков.
Предмет: коррекционно-развивающая программа с элементами
библиотерапии как средство коррекции смысложизненных ориентаций старших подростков в процессе группового психологического консультирования.
Гипотеза: смысложизненные ориентации старших подростков имеют следующие особенности:
• деятельностный компонент: личностные и смысловые установки
конкретной деятельности выражены слабо, отсутствует
предпочитаемая деятельность;
• эмоциональный компонент: жизненные смыслы нереалистичны, негативны или выражены слабо;
• когнитивный компонент: противоречивое выделение ценностей и жизненных целей;
• рефлексивный компонент: характерно выделение малого количества социально-значимых ролей, ценностей и личностно-значимых качеств.
Мы предполагаем, что коррекционно-развивающая работа будет способствовать коррекции и формированию продуктивных
смысложизненных ориентаций у старших подростков.
Задачи:
1. Определить теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций старших подростков.
2. Определить особенности старшего подросткового возраста и его границы.
3. Определить содержательные и методические аспекты
библиопсихологии и библиотерапии.
4. Составить диагностический комплекс и выявить уровни смысложизненных ориентаций старших подростков.
5. Описать актуальный уровень смысложизненных ориентаций старших подростков.
6. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу с элементами библиотерапии, направленную на коррекцию смысложизненных ориентаций старших подростков в процессе группового психологического консультирования.
7. Проанализировать и описать данные, полученные в результате контрольного среза, сравнить показатели контрольной и экспериментальной группы, сделать выводы относительно эффективности коррекционно-развивающей программы.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
3. Первичный анализ данных.
4. Сравнительный анализ данных (С применением U-критерия Манна- Уитни).
5. Моделирование.
Экспериментальная база исследования: лицей №11 города
Красноярска. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 15 -17 лет из 9 класса (26 человек) и 10 класса (26 человек).
Теоретическую и методологическую базу исследования составили:
• исследования исторических аспектов в развитии теорий смысложизненных ориентаций (И. Кант, З. Фрейд, К. Роджерс, А.А. Бодалев, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский, К.Д. Ушинский, В. Франкл, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.З. Басина, С.И. Раманускайте);
• исследования в области возрастной психологии, возрастной периодизации психического и физического развития в подростковом возрасте (Г.С. Холл, А.Л. Гезелл, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Дж. Биррен, Д. Бромли, Г. Крайг, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Петровский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, К.А. Абульханова-Славская, В.С. Мухина);
• исследования психологической практики - психологического консультирования и его видов (Б.Д. Карвасарский, Р.С. Немов, В.Д. Менделевич, М.А. Гулина, Г.С. Абрамова, Х. Беркс);
• исследования библио-терапевтического метода (В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня, Н.А. Рубакин, Н.Л. Карпова, Б.М. Теплов, Н.В. Мясищев, Г.Г. Граник, А.Ф. Минуллина, М.М. Солобутина, Л.А. Концевая).
• исследования в области практического применения библиотерапии в процессе психологического консультирования (Н.А. Рубакин, Н.Л. Карпова, Н.С. Лейтес, И.И. Тихомирова, О.Л. Кабачек).
Новизна исследования заключается в создании и детальном описании таблицы уровней и критериев смысло-жизненных ориентаций, на материале которой реализован констатирующий и формирующий эксперимент. Также новизна диссертационной работы состоит в создании и апробации коррекционно-развивающей программы с элементами библиотерапии, направленной на коррекцию смысло-жизненных ориентаций старших подростков. На примере представленной программы мы доказываем, что библио-психология в целом и её метод библиотерапия в частности - эффективный инструмент формирования и коррекции смысло-жизненной сферы личности.....
В деятельности психолога, в процессе психологического консультирования, особое значение имеет грамотный подбор эффективных методик, особенно при работе с подростками, которым присущи эмоциональная нестабильность и непоследовательность в принятии решений. Поскольку подростковый возраст - один из сложнейших периодов в жизни человека, многие бытийные аспекты претерпевают деформацию от сферы социальных взаимодействий и особенностей самоотношения до смысложизненных ориентаций.
Непосредственный интерес для исследования представляло использование библиотерапевтического метода при работе со смысложизненными ориентациями старших подростков: эффективность, безопасность, результативность при работе в группе, поскольку такой метод ранее не описывался психологами в учебных пособиях.
На основании выдвинутой нами гипотезы: «В старшем подростковом возрасте у школьника сформированы смысложизненные ориентации, отражающие общечеловеческие представления и ценности. Отклонения от условной нормы или отсутствие смысложизненных ориентаций у старших подростков корректируются посредством психологического
консультирования с использованием элементов библиотерапии» - проделана исследовательская работа.
В первой теоретической главе диссертационного исследования мы подробно изучили «смысложизненные ориентации», их развитие, изменение, многообразие определений, проанализировали труды учёных, занимавшихся анализом смысложизненной сферы личности. Описывая категорию смысла жизни, смысложизненные ориентации, мы обращались к исследованиям философов, психологов, педагогов: Аристотель, Сократ, Платон, А. Блаженный, Ф. Аквинский, И. Кант, З. Фрейд, В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Э. Чудновский, Д.А. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, С.И. Раманускайте.
Научные сведения, полученные в результате анализа психологопедагогической литературы по теме исследования, позволили определить и описать особенности смысложизненных ориентаций у старших подростков. С этой целью были проанализированы, систематизированы научные труды, посвященные возрастной психологии, возрастной периодизации. Для изучения данного вопроса мы выбрали работы психологов и педагогов: Э. Эриксона, Д. Бромли, Дж. Биррена, Г. Крайга, Г.С. Холла, А.Л. Гезелла, Ж. Пиаже, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, Т.В. Драгуновой, В.С. Мухиной, К.А. Абульхановой-Славской, В.Э. Чудновского.
Итак, в ходе исследования мы синтезировали знания и научный опыт относительно смысложизненных ориентаций, возрастных особенностей старших подростков, видов психологического консультирования (Р.С. Немов, В.Д. Менделевич, Б.Д. Карвасарский, М.А. Гулина, Г.С. Абрамова, Х. Беркс); описали библиотерапевтический метод, опираясь на труды Н.А. Рубакина, В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни, Н.В. Мясищева, Н.Л. Карповой, Б.М. Теплова, А.Ф. Минуллиной, М.М. Солобутиной, Г.Ю. Гольевой, Г.Г. Граник, С.А. Шаповал, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой.
Таким образом, в первой теоретической главе мы решили 1-3 задачи диссертационного исследования, а именно:
1. Определили теоретико-методологические подходы к изучению
смысло-жизненных ориентаций старших подростков.
2. Определили особенности старшего подросткового возраста и его границы.
3. Определили содержательные и методические аспекты
библио-психологии и библиотерапии.
Также за счёт подробного описания научного материала была решена проблема №1 - узкое понимание термина «библиотерапия», сведение
библио-терапевтических методов к чтению-рассуждению.
Во второй практической главе диссертационного исследования мы создали диагностический комплекс, направленный на выявление исходного уровня смысло-жизненных ориентаций старших подростков, использовав следующие методики: О.Ф. Потемкина - тест «Диагностика социально - психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», Д.А. Леонтьев - «Тест смысл-ожизненных ориентаций», М. Рокич - методика «Ценностные ориентации», В.С. Мухина - рефлексивный тест- самоотчет «Кто Я?». Составили таблицу критериев и уровней смысложизненных ориентаций, в которую включили три уровня по каждой методике: высокий, средний, низкий.
В практической главе отображаются данные констатирующего эксперимента, реализованного с помощью созданного нами диагностического комплекса, результаты которого подтверждают первую часть нашей гипотезы: в старшем подростковом возрасте у школьника сформированы смысло-жизненные ориентации, отражающие
общечеловеческие представления и ценности . Однако высокий уровень смысло-жизненных ориентаций присущ лишь 25% старших подростков в 9 классе и 41% в 10 классе, остальные школьники имеют средний или низкий уровень, противоречивые ориентации.
Ориентируясь на полученные ранее теоретические знания и данные констатирующего эксперимента, учитывая выявленные проблемные моменты (желание обладать властью, доминирующая ориентация на материальную обеспеченность; эгоистическая и эгоцентрическая направленность личности; наличие негативных и самоуничижительных характеристик; отсутствие интересов и склонностей, невыраженность профессиональной ориентации), мы разделили обучающихся на две группы: контрольная (подростки с высоким и средним уровнем смысло-жизненных ориентаций) и экспериментальная группа (подростки с низким уровнем смысло-жизненных ориентаций). В ходе исследования мы создали и апробировали в экспериментальной группе коррекционно-развивающую программу с элементами библиотерапии, направленную на коррекцию смысло-жизненных ориентаций старших подростков.
Таким образом, проведя повторное тестирование подростков по прошествии полугода, сравнив данные контрольной и экспериментальной группы, мы убедились в эффективности созданной нами коррекционно - развивающей программы. Итак, были решены все поставленные задачи, а именно:
1. Смягчены ориентации на обладание властью и обогащение.
2. Уменьшены эгоистические проявления личности.
3. Сформирована способность контролировать и выстраивать свою жизнь.
4. Переформулированы негативные само-характеристики на позитивные.
5. Выявлены личные интересы подростков.
А также достигнута цель: посредством художественной литературы и инструментов психолого-педагогического сопровождения способствовать поиску, осознанию, формированию смысло-жизненных ориентаций, интересов, жизненных целей, формированию локус контроля обучающихся 9 и 10 классов, а также корректировать непродуктивные ориентации обучающихся.
Процент подростков, имеющих высокий уровень смысло-жизненных ориентаций, в экспериментальной группе составил 70% в 9 классе и 81% в 10 классе, в отличие от участников контрольной группы - 30% в 9 классе и 52% в 10 классе.
Таким образом, апробировав коррекционно-развивающую программу с элементами библиотерапии, мы решили 5-7 задачи диссертационного исследования:
5. Описать актуальный уровень смысложизненных ориентаций старших подростков.
6. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу с элементами библиотерапии, направленную на коррекцию смысложизненных ориентаций старших подростков в процессе группового психологического консультирования.
7. Проанализировать и описать данные, полученные в результате контрольного среза, сравнить показатели контрольной и экспериментальной группы, сделать выводы относительно эффективности коррекционно-развивающей программы.
Итак, поставленная цель достигнута: выявлены уровни смысложизненных ориентаций старших подростков, разработана и апробирована коррекционноразвивающая программа, направленная на коррекцию смысложизненных ориентаций старших подростков с помощью элементов библиотерапии в процессе группового консультирования.
Результатом исследования стало создание коррекционно-развивающей программы с элементами библиотерапии, направленной на коррекцию смысло-жизненных ориентаций старших подростков. Коррекционно- развивающая программа предназначена для психологов, педагогов. Применение программы целесообразно в подростковых коллективах с возрастом участников 15-17 лет.
1. Абдрахманов А. Э. Особенности формирования ценностных и смысложизненных ориентаций подростков в процессе обучения // Психология обучения. 2013. №. 4. С. 33-39.
2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М.: Изд-во «Академия», 2001. 240 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Изд-во «Мысль», 1991. 299 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. 2009. Т. 30. №1. С. 43-50.
5. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во: «Михайлова В. А.», 1998. 379 с.
6. Августин А. О бессмертии души. М.: Изд-во «АСТ», 2004. 320 с.
7. Александрова Ю.В. Возрастная психология. М.: Изд-во «Современный гуманитарный университет», 1999. 66 с.
8. Андерсен Г.Х. Сказки. М.: Изд-во «АСТ», 2016. 320 с.
9. Аристотель. Этика. Эстетика. Поэтика. Минск: Изд-во «Харвест», 2011. 517 с.
10. Аристотель. О душе. М.: Изд-во «Мир книги», 2009. 340 с.
11. Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. М.: Изд-во «АСТ», 2018. 416.
12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Изд-во:
«Художественная литература», 1975. 504 с.
13. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. М.: Изд-во: «Художественная литература», 1995. 307 с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Изд-во: «Искусство», 1986. 446 с.
15. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. М.: Изд-во: «Лабиринт», 2003. 192 с.....97