ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА АВТОРА В ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЯХ В.Я. КУРБАТОВА (НА МАТЕРИАЛЕ КНИГИ «БЕГУЩАЯ СТРОКА : ДНЕВНИК ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА»)
Введение 3
Глава 1. Образ автора и языковые способы его выражения 5
1.1 Понятие образа автора и языковой личности 5
1.2 Субъективизация как средства создания образа автора 8
1.3 Особенности текстов религиозной тематики 13
1.4 Жанр дневниковых записей в художественной литературе 17
1.5 Феномен интертекстуальности 21
Глава 2. Способы создания образа автора в дневниковых записях В.Я, Курбатова 24
2.1 В.Я. Курбатов - провинциальный критик 24
2.2«Бегущая строка» В.Я. Курбатова как дневниковые записи 26
2.3 Лексические средства создания образа автора в дневниковых
записях В.Я. Курбатова 29
2.4 Синтаксические особенности создания образа автора в дневниковых
записях В.Я. Курбатова 32
2.5 Приемы субъективизации в «Бегущей строке» В.Я. Курбатова ... 35
2.6 Интертекстуальность в дневниковых записях В.Я. Курбатова .... 37
Глава 3. Методические рекомендации 42
3.1 Значимость дневниковых записей Куратова для школьной практики
и возможности использования 42
3.2 План урока развития речи 44
Заключение 51
Список литературы 54
Образ автора - не новое понятие для филологии. Оно разрабатывается и активно применяется с ХХ века. Чаще всего это понятие фигурирует в литературоведении, академическом и школьном, где используется при филологическом анализе художественных текстов. При этом, несмотря на то, что образ автора - категория, включающая в себя не только литературоведческие, но и лингвистические признаки, анализируется преимущественно с точки зрения именно литературных фактов текста.
Не подлежит сомнению тот факт, что в отечественной филологии творчество российских писателей изучено достаточно подробно и тщательно, в том числе - и с точки зрения образа автора. Однако стоит отметить, что большинство исследований относится к классической литературе и заканчивается творчеством писателей ХХ века. При этом глубоко анализа более современной литературы, конца ХХ и начала ХХ1 века, не существует.
Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной нами темы. Творчество В.Я. Курбатова до сих пор не подвергалось изучению с точки зрения филологии. Исследование его произведений поможет выявить некоторые тенденции и принципы создания современного художественного текста. В то же время, анализ текстов В.Я. Курбатова с лингвостилистической точки зрения дает возможность показать, что образ автора не является категорией сугубо литературоведческой, что дает возможность более глубоко анализа текстов как в академической филологии, так и в школьной практике.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление в книге В.Я. Курбатова "Бегущая строка. Дневник провинциального критика" лингво-стилистических способов создания образа автора и их анализ.
Для достижения поставленной цели служат следующие задачи:
1. Найти и изучить научную литературу по выбранному аспекту филологии
2. Найти в тексте произведения все использованные способы создания образа автора
3. Проанализировать и классифицировать обнаруженные в тексте способы создания образа автора
4. На основе проделанной работы сделать выводы о лингвостилистических особенностях создания образа автора в
произведении В.Я. Курбатова "Бегущая строка" и сделать предположения о тенденциях в современной литературе
5. Определить, как результаты исследования могут применяться в школьной практике
6. Разработать план урока по русскому языку на основе результатов проведенного исследования
Объектом исследования является произведение В.Я. Курбатова "Бегущая строка. Дневник провинциального критика".
Предметом исследования являются лингво-стилистические средства создания образа автора.
В данном исследовании применялись такие методы, как: описательный, сопоставительный, метод сплошной выборки и метод семантического анализа.
Практическое значение данной работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы в школьной практике на уроках русского языка и литературы для знакомства с творчеством современных отечественных писателей, в рамках работ по развитию речи учащихся или как материалы для элективных курсов, внеклассных мероприятий и курсов по выбору.
Рассмотрев необходимые научно-исследовательские работы и проанализировав текст В.Я. Курбатова «Бегущая строка», мы можем подвести итоги нашего исследования.
Мы можем говорить о том, что это действительно дневник провинциального литературного критика, соответствующий всем признакам жанра и имеющий определенную языковую специфику, имеющую большое влияние на восприятие текста.
Уже на уровне лексики мы получаем неоднозначный и сложный образ автора. С одной стороны, это верующий человек, близкий церкви и тесно связавший с ней свою жизнь, что видно из обилия церковно-славянских слов, достигающего пика в записях соответствующей тематики. Однако этот текст не является религиозным, поэтому в записях, не имеющих отношения к религиозной теме, подобной лексики мы не наблюдаем. При этом в тексте книги встречаются просторечные и разговорные слова, что подчеркивает естественность речи, отсутствие правки в соответствии с литературной нормой. Это, с одной стороны, обусловлено спецификой жанра дневника, с другой - подчеркивает отсутствие у автора классического университетского образования, способного сделать его речь «стерильной».
На синтаксическом уровне мы тоже наблюдаем неоднородность. С одной стороны - полные распространенные и осложненные предложения, большие по объему и насыщенные различными синтаксическими выразительными средствами. С другой - краткие, неполные, отрывочные высказывания, передающие исключительно факты и быструю смену событий. Это накладывает свой отпечаток на возникающий у читателя образ автора. Перед нами предстает то любитель природы, наслаждающийся неторопливым течением жизни и чутко воспринимающий каждую её деталь, стремящийся подробно и красочно запечатлеть увиденную красоту, то строгий в фактах хроникер, четко и отрывисто констатирующий каждое событие с точностью едва ли не до минуты.
Таким образом, мы можем наблюдать, что воплощение авторских интенций на синтаксическом уровне влияет на образ автора, а комбинирование разных синтаксических и стилистических приемов в одном произведении делает образ автора более многоплановым.
Другая грань образа автора предстает нам через интертекстуальность книги. Интертекстуальность находит отражение в прямых указаниях на тексты, прочитанные автором, в аллюзиях на чужие художественные произведения, умело встроенных в собственный текст. Независимо от способа использования эти упоминания создают перед читателем образ образованного человека, любящего читать, делающего это вдумчиво, профессионально и много.
Таким образом, исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, позволило нам сделать вывод о том, что в дневниковых записях В.Я. Курбатова при помощи разнообразных лексикостилистических средств создается многогранный, сложный, неоднозначный образ автора. В зависимости от произошедших событий, настроения, желания перед нами раскрываются разные грани авторской личности и индивидуальности. Читатель может наблюдать это не только на привычном ему внешнем уровне текста и сюжета, по выбору тем, по тому, о чем говорит автор, но и по тому, как он это говорит. Разнообразие лексики, синтаксических конструкций, особенности выражения точек зрения на разные вопросы, интертекстуальность произведения - всё это не может остаться незамеченным даже для неискушенного читателя. Всё вышеперечисленное - это взгляд на образ автора с лингвистической точки зрения. Несомненно, что анализ произведения с помощью литературоведческого подхода только расширит и углубит сделанные нами наблюдения.
Стоит еще раз сказать, что результаты данного исследования имеют практическую значимость для школьного преподавания русского языка и литературы. Знакомство с современным писателем, представителем элитарной речевой культуры, анализ его текстов с лексической, синтаксической, стилистической точек зрения будет способствовать развитию речи учащихся и становлению их коммуникативной компетенции. В старших классах результаты нашего исследования могут служить для изучения такого понятия, как «интертекстуальность». Мы рекомендуем привлекать «Бегущую строку» В.Я. Курбатова на уроках русского языка. Разработка одного из таких уроков представлена в нашей работе. Однако мы не исключаем, что данный текст может быть с успехом использован и в рамках уроков литературы.
Данная работа имеет перспективы дальнейшего исследования и расширения исследуемого материала.
1. Абрамович Г.Л. и др. Теория Том 1. Основные проблемы в
историческом освещении. Образ, метод, характер. - М.: Наука, 1962 - 453 с.
2. Анциферова Н.Б. Образ рассказчика как организующее начало языковой композиции целого текста (на материале дневников С. Есина, В. Гусева, Т Дорониной)// Вестник ЧитГУ № 1 (58) 2010. - С. 78-83
3. Ахмадулина Б. Приключение в антикварном магазине [Электронный
ресурс]// URL: http: //www.ruthenia.ru/60s/ahmadulina/antikvar. htm (дата
обращения: 23.04.2017)
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории,
принципы и аспекты анализа. - М., 2004.
5. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. Учебник-практикум. - 3-е изд., испр. - М.: Флинт, Наука, 2005, - 496 с.
6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 127 с.
7. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993. - 192 с.
8. Безруков А.Н. Поэтика интертекстуальности: Учебное пособие. - Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. академия, 2005. - 70 с.
9. Боброва О.Б. История жанра дневника/ О.Б.Боброва, А.А.Сивогривова // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе: сб. ст. - 3.-Ростов н/Д: РГПУ, 2004. -С.53—61
10. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2008. № 1 (1): в 2-х ч. Ч. I. C. 28-33
11. Болотнова Л.С. Филологический анализ текста. Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.
12. Болотнова Н.С. Текст как явление культуры и его лингвокультурологические коды // Русская речевая культура и текст. Томск, 2010
13. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1989.
14. Валгина Н.С. Теория текста. Авторская модальность. Образ автора. - М.: Логос, 2003. - 250 с.
15. Васильев А.Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены : учеб. посо-бие / А.Д. Васильев. — М. : ФЛИНТА: Наука, 2013. — 344 с....49