Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности социально бытовых навыков у обучающихся 5 класса с умственной отсталостью

Работа №158334

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблематики формирования социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью 6
1.1. Социально бытовая ориентировка как средство формирования
социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта 6
1.2. Особенности социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением
интеллекта 14
1.3. Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков
у обучающихся с нарушением интеллекта 20
Глава II. Экспериментальная работа по изучению сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью 30
2.1. Организация и методика проведения исследования 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью 42
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 60


Актуальность исследования:
Социальная адаптация является универсальной основой для благополучия человека в обществе, способствует активному приспособлению его к условиям социальной среды путем усвоения понятий, ценностей, норм и правил поведения. В основе личностного благополучия также лежит успешность человека в труде и состоятельность в быту, что предполагает его социально-трудовую и социально-бытовую адаптацию.
В норме социальная адаптация ребенка происходит за счет спонтанного и непроизвольного усвоения необходимой информации, опыта и навыков при семейном воспитании, общении со сверстниками, со взрослыми и др. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, в силу первичного дефекта не в состоянии сам освоить и осознать сложную структуру и многоуровневые функциональные связи социальной среды. И тем сложнее происходит его приспособление к общественным условиям и правилам жизни.
Проблема социализации и социальной адаптации обучающихся с нарушением интеллекта разрабатывается многими отечественными и зарубежными дефектологами, что определяется специфическими потребностями решения практических задач, связанных с эффективностью процесса адаптации умственно отсталых лиц в различных сферах социальной жизни (Н.М.Буфетов, В.В.Коркунов, М.С.Ванцаев, М.А.Калугин, Н.Н. Бобкина, Е.А.Екжанова, В.В.Белявский, А.М.Щербакова, Н.М.Платонова, А.Р.Маллер, И.М.Бгажнокова, Н.Н.Малофеев, А.А.Закрепина, Н.Б.Матвеева, Н.В.Москоленко, и др.). В исследованиях отмечается, что подавляющее большинство умственно отсталых детей после окончания школы не могут трудоустроиться, у большинства из них отмечаются заметные личностные деформации, у многих психофизическая патология осложнена хроническими болезнями. Все это, наряду со специфической интеллектуальной деятельностью, слабой сформированностью элементарных хозяйственно-бытовых, санитарно-гигиенических навыков, культуры поведения и навыков общения приводит к стойкой социальной депривации; лица с интеллектуальной недостаточностью становятся на путь асоциальных и антисоциальных действий.
Проблема исследования: особенности сформированности социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью могут быть разными, а значит возникает необходимость в разработке методических рекомендаций.
Цель исследования: разработать методические рекомендации,
направленные на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта, в соответствии с выявленными особенностями их сформированности.
Объект исследования: социально-бытовые навыки у обучающихся с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально-бытовые навыки будут характеризоваться некоторыми особенностями
сформированности у обучающихся с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние теоретической и практической разработанности проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта.
2. Изучить особенности сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта .
3. Составить методические рекомендации, направленные на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.
Методы исследования: библиографический метод и метод
констатирующего эксперимента, а также метод количественной и качественной обработки полученных данных.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе краевого государственного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 8».
Структура работы:
Работа состоит из:
Введения, I и II глав, исследования методических рекомендаций, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основными задачами нашей работы явились:
1. Изучить состояние теоретической и практической разработанности проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта.
2. Изучить особенности сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта .
3. Составить методические рекомендации, направленные на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.
Исходя из поставленных задач исследования, нами была проанализирована научно-методическая литература по проблеме формирования социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта. Многие ученные (И.Б. Агаева, В.В. Воронкова, Е.И. Разован, Т.Н. Стариченко и др.) сталкиваются с такой проблемой, как трудовая, бытовая и психологическая дезадаптация выпускников с нарушением интеллекта.
Сопоставление результатов констатирующего эксперимента позволило выделить нам два уровня развития социально-бытовых умений и навыков обучающихся с нарушением интеллекта. По этим данным в экспериментальной группе мы фиксировали средний и низкий уровни сформированности навыков. Такое положение, в конечном счете, нашло свое отражение и в некоторых методических рекомендациях к постановке организации деятельности по самообслуживанию.
В связи с вышеизложенным возникла необходимость в разработке методических рекомендаций для педагогов. Эти рекомендации, по нашему мнению, могли бы способствовать успешному формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.
В педагогической деятельности занятия по социально-бытовой ориентировке подчиняются общей структуре урока продолжительностью 45 минут. Результаты обучения умственно отсталых школьников в первую очередь определяется мастерством учителя, который в условиях классно - урочной работы должен каждому из них дать знания, подготовить к самостоятельной жизни. Уроки по социально-бытовой ориентировке организуются в форме классных занятий (проходят в виде сюжетно-ролевых игр, практических работ) и уроков-экскурсий. На каждом уроке необходимо предусмотреть его коррекционную направленность; методы и приемы формирования социально-значимых знаний, умений и навыков у детей с нарушением интеллекта с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, их социального опыта. В ходе уроков создаются нужные для обучения детей ситуации, организуются сюжетно-ролевые игры, в процессе которых обучающиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения.
Следовательно, мы считаем, что цели и задачи исследования достигнуты, а поставленная гипотеза о том, что социально-бытовые навыки будут характеризоваться некоторыми особенностями сформированности у обучающихся с нарушением интеллекта, нашла свое подтверждение.



1. Агаева, И. Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012. 392 с.
2. Агаева, И.Б., Проглядова, Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента. Учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015. - 188 с.
3. Агаева, И.Б. Социально-бытовая адаптация умственно отсталых старшеклассников средствами этнической культуры/И.Б. Агаева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 200 с.
4. Акимова, Т. А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).
- Пермь: Меркурий, 2015.
5. Андросова, Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. - 214 с.
6. Андросова, Г. Л. Создание ситуации успеха на занятиях по курсу СБО // Подготовка, аттестация и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сб. науч. тр. - М.: Международная педагогическая академия, 2002. - Вып. 3.
7. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В.Брушлинский. - М.: Знание, 2015. - 96 с.
8. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие. - Мн.: ООО «Асар», 2003.
9. Воронкова, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 247 с.
10. Воронова, Е.В., Михеева Ю.А. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта. - М.: Вильямс, 2010. - 152 с.
11. Воронкова, В.В., Дмитриев А.А., Горшенков И.А.
Олигофренопедагогика: учеб, пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2009. - 397 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-
Пресс, 1999.
13. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
14. Гайдукевич, С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие /С.Е. Гайдукевич и др.; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. - Минск: БГПУ, 2006.
15. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: метод. пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с.
...
57 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ