Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и их коррекция

Работа №158331

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ВОСПРИЯТИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ
1.1 Формирование фонематических процессов в онтогенезе 8
1.2 Специфика формирования речи у детей с ОНР 15
1.3 Особенности формирования фонематического
слуха 23
1.4 Обзор коррекционно-педагогических подходов к формированию фонем восприятия у детей с ОНР III уровня 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3 Методические рекомендации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Актуальность. В современной логопедии одной из актуальных проблем является наличие большого количества детей с нарушениями речи. По данным мировой статистики, растет число речевых расстройств, так на протяжении последнего десятилетия численность детей, которым поставлен диагноз «общее речевое недоразвитие» достигает 70%, что актуализирует проблему, касающуюся коррекции и профилактики нарушений речи.
В настоящее время система дошкольного образования претерпевает ряд изменений, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из целей и задач ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей и получения качественного дошкольного образования, полноценного развития детей на протяжении периода дошкольного детства, в том числе это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие речи ребенка имеет очень большую роль в общем развитии ребенка дошкольного возраста. Процессом овладения связной речью перестраиваются процессы памяти, восприятия, мышления,
совершенствуются все виды деятельности детей и их «социализация». Психологическими, лингвистическими, психолингвистическими
исследованиями речи детей, следующими учеными: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.М. Шахнарович, М.И. Лисина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, доказано влияние любого нарушения в процессе речевого развития на поведение и деятельность детей.
Нарушения фонематического восприятия начали изучать еще в 30-е годы девятнадцатого века. Почти за вековое изучение вопроса удалось собрать много научного и методического материала, касающегося диагностики и коррекции фонематического восприятия. Большое количество авторов участвовали в изучении этого вопроса. Среди них С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев, Ф.Ф. Рау, А.М. Смирнова, О.В. Правдина, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, О.А. Токарева, и др. Глубоким и всесторонним изучением проявлений нарушения фонетико-фонематического развития у детей, находящихся в дошкольном возрасте с психолого-педагогической позиции занимались многие авторы, в особенности Левина Р.Е., Чиркина Г.В., Каше Г.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. За основу мы взяли теории А.Н. Гвоздева и Р.Е. Левиной.
Проблема исследования заключается в изучении и анализе особенностей и уровней формирования фонематического восприятия детей, находящихся в старшем дошкольном возрасте с ОНР III уровня.
Объект исследования: фонематическое восприятие.
Предмет исследования: характерные особенности сформированности фонематического восприятия старших дошкольников с общим речевым недоразвитием III уровня.
Цель исследования: заключается в выявлении особенностей
формирования фонематического восприятия детей, находящихся в старшем дошкольном возрасте с общим речевым недоразвитием III уровня,составить на основе выявленных особенностей методические рекомендации по формированию развития детей в возрасте 5-6 лет с ОНР III
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровни и особенности сформированности фонематического восприятия детей в старшем дошкольном возрасте с общим речевым недоразвитием III уровня;
3. Составить методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием III уровня.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведения теоретического исследования нами сделаны следующие выводы:
- за основу нашего исследования мы берем положение А.Н. Гвоздева о том, что главной ролью, которая затрудняет развитие звукопроизношения у детей, обладает недостаточно сформированная речевая моторика. Так же, в результате теоретического анализа нами выяснено, что когда ребенок овладевает умением сознательно выговаривать те или иные звуки, он также уже почти владеет системой главных фонологических противопоставлений, которая свойственная его родному языку;
- фонетическая сторона речи у детей с ОНР III уровня может быть охарактеризована существованием множества искажений звуков, смешений и замен. Для детей типичным является нарушение произношения твердых и мягких звуков, свистящих, шипящих, аффрикат, глухих и звонких, возникновение диссоциации между способностью правильного произношения звуков в изолированном положении, а также их употребления в спонтанной речи, трудности в усвоении звуко-слоговой структуры. В случае правильного воспроизведения контура слов способны происходить нарушения звуконаполняемости: перестановки слогов, уподобления и замены слогов (сеавик - снеговик, асалет - самолет, няик - мячик). У детей выявляется недостаточное фонематическое восприятие, отсутствие готовности овладевать звуковым синтезом и анализом;
- согласно положениям авторов, нами было определены приоритетные направления, а также формы работы с детьми в дошкольном возрасте и мы полагаем, что применения игрового типа проведения занятий, игровых упражнений может содействовать более продуктивному формированию фонематического восприятия детей в старшем дошкольном возрасте, поскольку игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте.
Таким образом, теоретическая гипотеза исследования о том, что фонематическое восприятие представляет собой способность ребенка не только воспринимать звуковую сторону речи и фонем, но и умение различать звуки речи и их последовательность в словах и словосочетаниях, доказана.
Исследование проводилось в три этапа: сначала проводится
исследование всей группы для выявления особенностей формирования фонематического восприятия у детей, находящиеся в дошкольном возрасте с ОНР III уровня. Затем проводится обработка результатов исследования с целью конкретизации особенностей формирования у детей фонематического восприятия, находящиеся в дошкольном возрасте с ОНР III уровня. Далее разрабатываются рекомендации на основании проведенного исследования.
На констатирующем этапе исследования результаты групп оказались различными, причем различными значительно:
Высокий уровень фонематического восприятия в группе детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показало на 60% меньше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем развития.
Средний уровень фонематического восприятия в группе детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показало на 30% больше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем развития.
Низкий уровень фонематического восприятия в группе детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показало на 30% больше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем развития.
По критерию «узнавание неречевых звуков» группа детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показали результат, который оказался на 58% хуже результата группы детей с нормальным уровнем развития.
По критерию «различению высоты, силы, тембра голоса» группа детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показали результат, который оказался на 45% хуже результата группы детей с нормальным уровнем развития.
По критерию «различение слов, близких по звуковому составу» группа детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показали результат, который оказался на 31% хуже результата группы детей с нормальным уровнем развития.
По критерию «дифференциация слогов» группа детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показали результат, который оказался на 61% хуже результата группы детей с нормальным уровнем развития.
По критерию «дифференциация фонем» группа детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показали результат, который оказался на 37% хуже результата группы детей с нормальным уровнем развития.
По критерию «навык элементарного звукового анализа» группа детей с заключением логопеда «ОНР III уровня» показали результат, который оказался на 39% хуже результата группы детей с нормальным уровнем развития.
Таким образом, первая часть гипотезы экспериментального исследования доказана: дети с ОНР III уровня испытывают следующие особенности фонематического восприятия: в них наблюдается
недостаточный уровень узнавания неречевых звуков, они испытывают затруднения в различении силы, высоты, слов, тембра голоса, которые близки по звуковому составу, у них наблюдается сниженный уровень дифференциации слогов и фонем, а также недостаточно развит навык элементарного звукового анализа.
Систему методических рекомендаций мы строили по рекомендациям Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и разрабатывали и подбирали материал при соблюдении этапов, которые состоят из:
I этапа - узнавания неречевых звуков;
II этапа - различения силы, высоты, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний фраз и слов;
III этапа - различения слов, которые близки по звуковому составу;
IV этапа - дифференциации слогов;
V этапа - дифференциации фонем;
VI этапа - развития навыков звукового элементарного анализа.
Мы предполагаем, что данные методические рекомендации, разработанные с опорой на особенности фонематического восприятия у детей с ОНР III сделают возможным более эффективное развитие у детей фонематического восприятия, находящиеся в старшем дошкольном возрасте с общим речевым недоразвитием III уровня.


1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в общении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Сфера, 2011. - 224 с
2. Ахметзянова А.И. Патология речи: Учебное пособие / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: КФУ, 2015. - 167 с
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. - 176с
4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. - СПб, 2006
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М., 2011
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб: Детство- Пресс, 2004. - 144 с
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учебное пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. - Москва: Просвещение, 2009. - 528 с
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671c
10. Выготский Л.С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное / Л.С. Выготский. - М., 2011. - 366 с.
11. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. - М., 1948
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2011. - 320 с
13. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность
обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. - М.: Союз, 2007. - 156c
14. Жукова Н.С. Уроки правильной речи и правильного мышления / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2012. - 120с
15. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2012. - 320 c.
...
69 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ