Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Визуализация как психофизиологический ресурс мотивации спортсменов

Работа №158313

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивационной сферы 6
1.1. Понятие мотивации. История изучения и современное состояние
науки в исследовании мотивационной сферы 6
1.2. Особенности развития мотивационной сферы на разных
возрастных этапах 10
1.3. Мотивация как предмет изучения спортивной психологии 11
1.4. Понятие визуализации. Характеристика визуализации как метода
психологии 15
1.5. Применение метода визуализации в спортивной сфере 18
1.5.1. История изучения метода визуализации 18
1.5.2. Виды мысленных образов спортсменов 22
1.5.3. Обзор программ мысленной тренировки спортсменов 25
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния метода визуализации на мотивацию спортсменов 35
2.1. Описание процедуры и методов исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов первичной диагностики 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики 48
2.4. Методические рекомендации тренерам по использованию метода
визуализации 56
Выводы 59
Заключение 61
Список используемых источников 64
Приложение 1 70
Приложение 2 76
Приложение 3 82


Сегодня уже ни для кого не секрет, что спортивный результат складывается не только из физической, технической и тактической подготовки, но и из психологической готовности и устойчивости. Высокая мотивация является фундаментом для успешной спортивной деятельности. При прочих равных условиях умение управлять своим психологическим состоянием в ходе соревнования дает большое преимущество. Многие осознают, что в спорте нужно быть устойчивым к внешним раздражителям, сохранять оптимальное функциональное состояние, уметь справляться с предстартовым стрессом и показывать высокие результаты не только на тренировках, но и на соревнованиях, когда эмоциональное давление чрезвычайно велико.
Помимо мотивационной и эмоционально-волевой составляющих психологии спортсмена, не менее важное место в психологии спорта занимают психологические аспекты выработки навыка выполнения того или иного спортивного элемента, движения, комплекса движений и т.д. В рамках данного вопроса предполагается изучение различных психологических методов и методик, способствующих лучшему усвоению предлагаемой тренером информации. Один из таких методов - визуализация, или мысленная тренировка. Суть этого метода в рамках спортивной психологии заключается в переносе образа действий с чувственного уровня на непосредственное их выполнение. Другими словами, визуализация предполагает создание детального образа желаемого действия в воображении и дальнейшее выполнение этого действия.
Исследование, проводившееся в Олимпийском тренировочном центре США, показало, что 90% олимпийцев используют тот или иной вид представлений, а, по мнению 97% этих спортсменов, их использование положительно влияет на спортивные результаты. Кроме того, 94% тренеров, работающих с олимпийскими спортсменами, используют представления на тренировках, причем 20% - во время каждого тренировочного занятия [51, с. 146].
Цель исследования - установить эффективность метода визуализации в решении задачи повышения мотивации занятия спортом для использования эмпирических данных в деятельности педагогов-психологов, работающих со спортсменами.
Объект исследования: мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: метод визуализации как психофизиологический ресурс мотивации спортсменов.
Гипотеза исследования: применение метода визуализации в процессе подготовки спортсменов способствует повышению мотивации занятия спортом, мотивации достижения успеха, а также усиливает мотивы, связанные с познавательным развитием и с возможностью получать эмоциональное удовольствие от спорта.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы использования метода визуализации в спорте.
2. Разработать методологический аппарат эмпирического исследования.
3. Определить организационную базу исследования.
4. Определить психодиагностический комплекс исследования.
5. Определить методы статистической обработки результатов исследования.
6. Провести эмпирическое исследование с использованием психодиагностических и математико-статистических методов.
7. Сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.
Научная новизна исследования заключается в конкретизации содержания и определении выраженности мотивов занятия спортом при использовании в тренировочном процессе традиционных методов и метода визуализации.
Практическая значимость: на основании полученных данных были разработаны рекомендации по использованию метода визуализации в тренировочном процессе, направленные на повышение эффективности и результативности занятий спортом. Данные рекомендации могут быть полезны тренерам, педагогам-психологам и психологам, работающим в спортивной сфере. Полученные диагностические данные могут быть включены в содержание дисциплин «Психолого-педагогическая диагностика», «Психология подросткового возраста», «Современные технологии социально-психологического обучения», «Психолого¬педагогические технологии индивидуализации образования», «Системная психофизиология».
Методологическая база: изучением мотивационной сферы спортсменов занимались такие зарубежные исследователи, как Н. Триплет, К. Гриффит, Е.У. Скрипчер, Т.У. Патрик, Г. Франклин и другие; такие отечественные исследователи, как Р.А. Пилоян, А.Ц. Пуни, А.В. Шаболтас, А.В. Родионов, Ю.Ю. Палайма и другие. Изучением метода визуализации и аналогичных тому явлений занимались такие зарубежные исследователи, как К. Юнг, К. Мартин, К. Холл, А. Паивио и другие; такие отечественные исследователи, как И.П. Павлов, И.В. Вачков, В.В. Козлов, И.А. Донченко и другие.
Методы и методики исследования: метод опроса («Мотивация успеха и избегания неудач» А.А. Реана, «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас, «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова), методы математической обработки (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна- Уитни).
Организационная база исследования: МБУ «СШОР по боксу г. Пензы». Общая выборка составила 47 человек - спортсменов в возрасте от 13 до 17 лет (42 юноши и 5 девушек). Все они занимаются в данной спортивной школе не менее 1,5 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Успех в спортивной деятельности достигается не только на основе реализации генетически заложенных физических задатков и способностей, не только технической подготовкой, но и психологической готовностью в целом к спортивной деятельности и к достижению тех или иных результатов в ней. В этом отношении преимущественную роль играют мотивация и эмоциональная устойчивость.
В настоящее время в нашей стране большинство тренеров пользуются традиционными методами спортивного обучения и воспитания молодежи. Однако свою эффективность подтверждают и некоторые другие - новые методы. Одним из них является метод визуализации, который, проще говоря, представляет собой мысленную тренировку. Так, спортсмены в ходе тренировочной деятельности переводят образы с уровня мыслей и чувств на уровень реальный. Исследователи выделяют несколько видов образов спортсменов и, на этой основе, - варианты программ, предназначенных для улучшения результатов спортивной деятельности на основе визуализации как психологического метода. Эти программы похожи друг на друга и отличаются лишь целостностью или парциальностью (относительно видов образов спортсменов), а также некоторым подходом к переводу нужных спортивных действий из мыслей в реальность.
Особенную актуальность новые методы тренировки спортсменов (и, в частности, метод визуализации) приобретает при работе со спортсменами высшего класса, чья деятельность устремлена к получению высших результатов. Это доказывают исследования из США. В свою очередь, мы провели исследование, направленное на установлении эффективности метода визуализации в решении задачи повышения мотивации занятия спортом. В качестве испытуемых выступили подростки-спортсмены, занимавшиеся в Спортивной школе олимпийского резерва по боксу г. Пензы. Общая выборка составила 47 человек (вне зависимости от их половой принадлежности), и все эти спортсмены занимаются в данном спортивном учреждении не менее 1,5 лет.
Наше исследование состояло из трех этапов. На первом этапе мы провели первичное диагностическое исследование, направленное на установление первоначального состояния (до воздействия) мотивационной сферы спортсменов. Далее мы рандомно поделили испытуемых на 2 группы. В ходе математико-статистической обработки результатов мы не выявили у испытуемых из этих двух групп различий в выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудач, а также не обнаружено различий в выраженности тех или иных мотивов занятия спортом.
На втором этапе исследования в течение 9 месяцев 1 группа занималась по традиционной методике обучения спорту, а 2 группа - согласно принципам метода визуализации. По истечению данного срока нами было проведено повторное диагностическое исследование. Математико¬статистический анализ результатов доказал: тренировки с применением метода визуализации статистически значимо оказали влияние на мотивацию спортсменов из 2 группы в сторону достижения успехов в спорте. Результаты испытуемых 1 группы не изменились. Помимо прочего, обнаружено, что в группе испытуемых, тренировавшихся с применением метода визуализации, статистически значима выраженность мотивов занятия спортом, связанных с познавательным развитием и получением эмоционального удовольствия. Низкая распространенность метода визуализации привела к повышению познавательного интереса к, казалось бы, обыденной работе, а также подкрепила интерес к тренировкам через положительные эмоции.
Таким образом, заявленная нами гипотеза полностью подтвердилась: применение метода визуализации в процессе подготовки спортсменов действительно способствует повышению мотивации занятия спортом, мотивации достижения успеха, а также усиливает мотивы, связанные с познавательным развитием и с возможностью получать эмоциональное удовольствие от спорта.
На основе полученных теоретических и эмпирических данных были составлены рекомендации для тренеров и спортивных психологов по использованию метода визуализации в работе со спортсменами с целью повышения результативности спортивной деятельности. Полученные диагностические данные могут быть включены в содержание дисциплин «Психолого-педагогическая диагностика», «Психология подросткового возраста», «Современные технологии социально-психологического обучения», «Психолого-педагогические технологии индивидуализации образования», «Системная психофизиология».



1. Алексеев А.В. Психическая подготовка в теннисе: идемоторная, ментальная, медитативная тренировки. - Ростов-н/Д: ФЕНИКС, 2005. - 116 с.
2. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.
3. Бессонова Н.М. Образы воображения как средство регуляции психических состояний личности: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук / 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Бессонова Надежда Михайловна. - Новосибирск, 2007. - 19 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
5. Вачков И.В. Методы имаготерапии при оказании помощи в экстремальных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2013. - URL: http://psviournals.ru/psvedu/2012/n3/54387.shtml
6. Веракса А.Н., Горовая А.Е., Грушко А.И., Леонов С.В. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена. - М.: Спорт, 2016. - 208 с.
7. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Под ред. Д. Гиппиус, С. Комарова. - СПб: Прайм-Еврознак, 2010. - 416 с.
8. Волкова Е.Л. Современные подходы к мотивации персонала // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2007. - Том 8. - № 2 - С. 29-33.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004. - 274 с.
10. Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 298 с.
11. Горба, Н.С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы // Молодой ученый. - 2021. - № 3 (345). - С. 42-44. - URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/
12. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
13. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: Учебник для вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 269 с.
14. Гостев А.А. Образная сфера личности // Психологический журнал. - М, 1987. - Т. 8. - № 3. - URL: http://evartist.narod.ru/text14/97 .htm
15. Донченко И.А. Направленные визуализации как интегративная психотехнология // World science (раздел «Psychology and Sociology»). - 2015. - С. 46-50.
16. Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена : Метод. пособие для олимпийцев. - М.: Советский спорт, 2005. - 106 с.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие / Под ред. Е. Егеревой. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
18. Ильи, Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2018. - 352 с.
19. История психологии спорта за рубежом // studme.org. - URL: https://studme.org/273570/psihologiya/istoriya psihologii sporta rubezhom(дата обращения: 12.05.2021).
20. Кандыба В.М. Сверхвозможности человека. Европейская концепция психической саморегуляции. - СПб.: Лань, 2003. - 256 с.
21. Касымов Т.Ф. Особенности идеомоторной тренировки в кикбоксинге // Актуальные проблемы образования: позиции молодых : мат- лы Всерос. студ. науч.-практ. конф. (Челябинск, 5-24 апреля 2019 года). -
2019. - С. 210-2011.
22. Клиническая психология: энциклопедический словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. - М.: Практическая медицина, 2016. - 608 с.
23. Козин В.В., Гераськиин А.А., Родионов А.В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С. 167-173.
24. Кокурин А.В. Идеомоторная тренировка в подготовке спортсменов // Гуманитарий. - 2008. - № 7. - С. 275-278. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15515595
25. Кондручик А.Е. Стратегия развития спортивной организации с учетом формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом // Педагогическое образование на Алтае. - 2014. - № 2. - С. 297-298. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21844620
26. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-н/Д: ФЕНИКС, 2010. - 317 с.
27. Кузьмин Е.Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук / 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / Кузьмин Евгений Борисович. - Набережные Челны, 2007. - 24 с.
28. Кузьмин Е.Б., Азиуллин Р.Р., Денисенко Ю.П. и др. Спортивная мотивация как психическое состояния личности спортсмена // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №1. - С. 97-110.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
30. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.
31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Смысл, 2020. - 527 с.
32. Ловягина А.Е. Особенности психологической помощи в России и зарубежом // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2021. - №4 (194). - C. 495-501.
33. Мазуренко Е.А., Пушкина В.А. Психология спорта: Проблемы мотивации в спортивной деятельности // Современные направления научных исследований : сб. статей II Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 7 апреля 2018 года) / Отв. ред. Ю.П. Грабоздин. - 2018. - С. 78-80. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32745613
34. Маркова А.К. Формирования мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
35. Масло, А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.
36. Мурзагалина Т.У., Бакирова А.У. Роль визуализации в спорте //
Молодежь и наука: шаг к успеху : сб. науч. статей 5-й Всерос. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых (Курск, 22-23 марта 2021 года) / Отв. ред. М.С. Разумов. - 2021. - С. 132-134. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45605363
37. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
38. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавров. - 2-е изд., стереотип. - М.: КноРус, 2020. - 718 с.
39. Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирование соревновательной установки у спортсменов / Ю.Ю. Палайма // Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - С. 86-99.
40. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.
41. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.
42. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1959. - 308 с.
43. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 88 с.
44. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2001. - 224 с.
45. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
46. Романчук Е.А., Сольсанова М.И., Кононенко А.В. Роль
визуализации в развитии спортивных качеств человека // Сб. избр. статей по мат-лам науч. конф. ННИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, 11-13 ноября 2021 года). - 2021. - С. 45-57. - URL:
http s: //www.elibrary.ru/item. asp?id=47345755
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2019. - 713 с.
48. Сафонов В.К., Филимоненко Ю.И. Роль наблюдения в диагностике мотивации спортивной деятельности // Психолого¬педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности : тезисы докладов науч.-практ. конф. - Новосибирск: НГУ, 1985. - С. 215-217.
49. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф, Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды. - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. - URL: http s: //www.elibrary.ru/item. asp ?id=25972080
50. Тихонова И.В., Пигида К.С., Близнюк А.А., Схаляхо Ю.М. Общая характеристика визуализации в процессе решения образовательных задач в области физической культуры и спорта // Культура физическая и здоровье. -
2020. - № 2 (74). - С. 66-68. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44071624
51. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры / Пер. Г.С. Гончаренко. - Киев: Олимпийская литература, 2010. - 326 с.
52. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Том 1. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
53. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. псих. наук / 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии / Шаболтас Алла Владимировна. - СПб., 1998. - 21 с.
54. Шучковская Е.С. Идеомоторная тренировка как одна из форм подготовки спортсменов к соревнованиям // Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы : сб. научных трудов конф. (гор Хабаровск, 27-28 марта 2019 г.). - 2019. - С. 140-144. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38307364
55. Carpenter W. Principles of mental physiology // 4th ed. - New-York: Appleton. - 1894. - URL: https://archive.org/details/principlesofment1874carp
56. Martin K., Moritz S., Hall C. Imagery use in sport: A literature review
and applied model // The Sport Psychologist. - 1999. - № 13. - P. 245-268. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Imagery-Use-in-Sport%3A-A-
Literature-Review-and-Model-Martin-
Moritz/aa3545e76460f4fe9e 11d26f5 cdbb7 a502b60f6d
57. Paivio A. Cognitive and motivational functions of imagery in human performance // Canadian Journal of Applied Sport Sciences. - 1985. - № 10. - P. 225-285. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Cognitive-and- motivational-functions-of-imagery-in-
Paivio/93975d6d46148029d11191bf5f3e3be6d4ffacc5
58. Sackett R. The Influences of Symbolic Rehearsal upon Retention of a Maze Habit // Journal of General Psychology. - 1934. - № 10. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Influence-of-Symbolic-Rehearsal- upon-the-of-a-Sackett/b7593521f50f5ecec6ad68a3d9175d5117f3ba5d


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ