Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сперанский: общественно-политические взгляды и государственная деятельность

Работа №158306

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Формирование мировоззрения и первый период государственной карьеры М.М. Сперанского (1795-1812 гг) 9
1.1. Становление общественно - политических взглядов М.М. Сперанского 9
1.2. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
План государственного преобразования России 17
Глава II. Общественно - политические взгляды и государственная деятельность после отставки 23
2.1. М.М. Сперанский на посту пензенского и сибирского губернатора 23
2.2. Кодификация российского законодательства и ее значение 30
Глава III. Применение материалов бакалаврской работы в школе 41
3.1. Тема « Роль М.М. Сперанского в истории Сибири и жизни коренных нардов Севера» в школьном курсе истории 41
Заключение 64
Список использованных источников и литературы

Место и роль Сперанского в истории преобразований отечественной государственности и формировании правительственной законодательной политики являются общепризнанными и имеют непреходящее значение.
Государственно-правовые идеи Сперанского и совершенные им преобразования в различных областях государственного управления оказались значимыми не только для своего времени, но сохраняют актуальность и в на-стоящем. Осуществленные по проектам Сперанского преобразования способствовали ускорению политической модернизации. Учение Сперанского, творчески развитое его последователями, в известной степени стало идейно-теоретической основой государственных реформ 1860- 1870 гг.
Государственная деятельность реформатора, стремительная карьера, причины его возвышения и неожиданной отставки, причины свертывания преобразований по сей день являются предметом дискуссий историков.
Не меньший интерес вызывает кодификация законов, проведенная М. М. Сперанским уже при Николае I. Титанический труд реформатора, огромная работа по систематизации законодательства, получают неоднозначные оценки исследователей.
Объектом исследования является политико-правовое учение М. М. Сперанского во взаимосвязи с его теоретическими истоками, практической реализацией и социально-политическим контекстом.
Предмет настоящей работы — становление и эволюция политико-правовых взглядов М. М. Сперанского, разработанные им проекты государственных преобразований, их реализация, а также анализ теоретических и практических элементов программы М. М. Сперанского по систематизации законодательства Российской империи.
Хронологические рамки исследования - 1795 - 1839 гг. Нижняя граница обусловлена началом государственной карьеры М. М. Сперанского, верхняя - его трагической смертью.
Методология исследования. В работе использовались общенаучные методы: анализ и синтез, систематизация, аналогия и сравнительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, системный анализ.
Применялись и конкретно - предметные методы исследования: сравнительно-исторический, ретроспективный, статистический и др. В ходе работы также использовался проблемный подход.
Историография проблемы.
Первые исследования творчества и государственной деятельности М. М. Сперанского появились уже в середине XIX в. Это известные труды Ф. М. Дмитриева, М. Н. Лонгинова, В. Новаковского, А. В. Романовича- Словатинского, содержащие относительно полные биографические очерки о Сперанском. Особого внимания заслуживает книга, созданная бароном М. А. Корфом на основе множества собранных им материалов1. Она является первой всеобъемлющей биографией великого государственного деятеля и содержит множество интереснейших фактов.
Достаточно ёмкие характеристики реформаторской деятельности М. М. Сперанского нашли отражение в фундаментальных трудах В. О. Ключевского и С. М. Соловьева.
Отдельные сведения о М. М. Сперанском содержат труды дворянских историков XIX столетия, посвященные царствованию Александра I. Среди них особенно выделяется работа Н. К. Шильдера, автора самой крупной по объему из всех биографий Александра I, в которой немало внимания уделено проектам преобразований М. М. Сперанского, оценке личности реформатора. В работах В. Семевского были охарактеризованы общественно-политические взгляды М. М. Сперанского.
A. Пахман осветил «кодификационный подвиг» реформатора, ограничившись гражданским правом. В небольшом по содержанию произведении С. Ф. Березкина справедливо отмечена высокая ценность работы Сперанского по кодификации российского права.
B. И. Вагин впервые приводит сведения о «сибирском» периоде его деятельности. Из дореволюционных исследований следует также отметить труды В. Н. Латкина о систематизации законодательства Российской империи. Он характеризует деятельность всех кодификационных комиссий, которые создавались и действовали в России в XVIII - первой половине XIX в. Материалы, собранные В. Н. Латкиным, позволяют понять причины прежних неудач кодификационной деятельности, а также сложность и значимость работ комиссии, фактически
Важное научное значение представляют собой исследования М. В. Довнар-Запольского и В. А. Калягина, в которых авторы анализируют политические идеалы и взгляды Сперанского.
В советское время интерес к творчеству М. М. Сперанского по известным причинам несколько ослабел.
Тему участия Сперанского в суде над декабристами подробно осветили, в частности, Н. В. Голицин и П. Е. Щеголев.
В советский период, в 1980-е гг. вышла работа С. С. Чибиряева, посвященная жизни, деятельности и политическим взглядам реформатора, и претендующая на объективность.
Исследованию «сибирского» периода деятельности Сперанского была посвящена опубликованная в Праге в 1942 г. книга А. Н. Фатеева, дающая, по нашему мнению, наиболее яркое представление о преобразованиях, проведенных Сперанским в Сибири. Один из важнейших «сибирских» законопроектов Сперанского, а именно разработанный им устав, определяющий правовое положение «инородцев» и устанавливающий основы «инородческого» управления, детально проанализирован Л. И. Светличной .
В свете современных социально-экономических и политических преобразований в России, интерес к творчеству и деятельности М. М. Сперанского заметно возрос.
Основы его учения о праве и государстве, а также проекты предложенных Сперанским государственных реформ отражены в монографических исследованиях С. А. Чибиряева, В. А. Томсинова, В. А. Федорова и др. Следует выделить работы В. А. Томсинова, в которых автор представляет исторический портрет М. М. Сперанского, а также исследование В. А. Федорова, посвященное М. М. Сперанскому и А. А. Аракчееву.
Цель данной работы: анализ особенностей общественно - политических взглядов и государственной деятельности М. М. Сперанского.
Постановка такой цели определила и задачи исследования:
- проанализировать особенности формирования мировоззрения М. М. Сперанского и первый период его государственной карьеры (1795-1812 гг.);
- исследовать особенности становления общественно-политических взглядов М. М.Сперанского;
- проанализировать особенности реформаторской деятельности М.М. Сперанского;
-исследовать содержание проектов государственного преобразования, разработанных М.М. Сперанским;
-проанализировать особенности общественно-политических взглядов и государственная деятельности М.М. Сперанского после отставки;
-выявить особенности деятельности М. М.Сперанского в должности губернатора (Пензенская губерния и Сибирская губерния);
-проанализировать особенности кодификации российского законодательства и выявить её значение;
-разработать план - конспект урока, посвященного роли М.М. Сперанского в истории Сибири и жизни коренных народов Севера.
Источниковая база. Для решения поставленных задач был проработан комплекс источников, как опубликованных, так и архивных. Значителен по своему объему корпус опубликованных источников.
Источниковая база исследования включает, прежде всего, многочисленные работы М. М. Сперанского по различным вопросам права и государства, от самых ранних до написанных в последние годы жизни, включая переписку Сперанского с государственными деятелями и иными лицами. В 2002 г. часть этих документов представлена в сборнике, составленном И. Д. Осиповым, что сделало их доступными для более широкого круга исследователей и читателей.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что на основании использования широкого круга источников была предпринята попытка осветить большую часть комплекса намеченных и реализуемых Сперанским преобразований. Содержание работы может быть учтено при подготовке учебно-исторической литературы для студентов исторических факультетов. Материалы исследования можно использовать при разработке вузовских спецкурсов и спецсеминаров.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, списка использованных источников и литературы, приложений. Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования, рассмотрена степень изученности проблемы, охарактеризованы основные виды источников, сформулированы методологические принципы, а также цели и задачи исследования. В первой главе анализируется формирование мировоззрения и первый период государственной карьеры М. Сперанского (1795-1812 гг.)
Во второй главе подлежат анализу общественно-политические взгляды и государственная деятельность после отставки М. М. Сперанского.
В третьей главе представлен план - конспекта урока.
В Заключении был подведён итог и даны краткие ответы на вопросы, определенные целью и задачами нашего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Взгляды М. М. Сперанского по основным вопросам государственного управления и права сформировались в конце XVIII - начале XIX вв., т. е. в период, когда в странах Западной Европы и Америки происходили политические, социальные и экономические преобразования, связанные с отменой феодально-абсолютистских и постепенным установлением либеральных конституционных порядков.
В это время в России широкое распространение получили идеи Просвещения; с воцарением Александра I в стране изменился политический ре-жим. Либерализация социально-политического курса и общая обстановка способствовали появлению реформаторских настроений и проектов у прогрессивной и образованной части российского населения.
Каждая историческая эпоха сама выдвигает людей, необходимых для решения стоящих перед ней задач. Сперанский вырос в среде, которая наи-более ощутимо воспринимала проявление государственного произвола. Поэтому, поднявшись на вершину политической карьеры и получив возможность воплотить свои идеи в проекте государственных преобразований, он стремился к созданию таких механизмов государственного управления, которые обеспечивали бы гражданские и политические права личности.
На становление политико-правовых взглядов Сперанского оказали большое влияние теории французских просветителей и представителей немецкой исторической школы права, а также практика английского конституционализма.
В своих политических ориентирах Сперанский был сторонником либеральных взглядов.
Одной из основных конституционно-правовых идей в проектах государственных преобразований М. М. Сперанского было разделение властей, точнее - разграничение сфер государственной власти, действовавшей в трех «порядках» - законодательном, исполнительном и «судном».
Сперанский полагал, что система учреждений, построенная в соответствии с вышеуказанным принципом, обеспечит соблюдение законности. Но, понимая, что не может быть законности, пока законы не исходят от народа, Сперанский предлагал привлечь население к участию в государственных делах, подчеркивая важность «народного мнения», как гарантию соответствия законов духу времени.
Кроме того, осознавая, что успехи планировавшихся преобразований в России во многом зависели от бюрократической машины, Сперанский разработал проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь со множеством деловых бумаг, он имел возможность определить уровень профессиональной подготовки российских чиновников. Являясь одним из главнейших чиновников государства, он прекрасно понимал значение чиновничьего аппарата для будущих реформ и пытался сделать его квалифицированным и работоспособным.
Несмотря на то, что учение М. М. Сперанского о праве и государстве не было завершено единым научным трудом, его элементы четко выражены в различных проектах и записках ученого.
Наиболее подробно, политические идеалы Сперанского изложены во «Введении к Уложению государственных законов» 1809 г.
Сперанский понимал, что для правильного течения государственной жизни необходима свобода личности и устранение произвола. По его мнению, никакие законы не будут хороши, если личность, их исполняющая, равно как и личность, контролирующая исполнение законных предписаний, не будут защищены от самовластья.
Наделение политическими правами почти всех собственников недвижимого имущества и промышленного капитала придает проекту Сперанского, в большой степени, такую демократическую окраску, которой не было до него ни в одном либеральном проекте начала XIX в.
Введение к Уложению государственных законов» учитывало национальные и политические особенности российского государства, было детально продумано, логично составлено и, в целом, отвечало требованиям современной ему исторической обстановки.
В учении М. М. Сперанского о праве и государстве уделено наибольшее внимание трем основным объектам: проблемам законодательной деятельности, концепции политических реформ и правам подданных. Его политико-правовые взгляды получили широкую реализацию в проектах реформ государственного управления, в том числе в ходе финансовой реформы, осуществленной в 1810-1812 гг. Концептуальные подходы Сперанского к регулированию финансов оказали большое теоретическое влияние на будущую реформу финансовой и кредитной системы Российской империи.
Кроме того, отличительной особенностью Сперанского как государственного деятеля и реформатора является то, что, получив возможность реализовать свои замыслы на практике управления отдельным регионом Российской империи (Сибирью), он провел реформу вверенного ему управления в комплексе, включая административно-территориальное устройство региона, систему органов власти, законодательство, развитие экономики, в том числе промышленности и сельского хозяйства, а также решение проблем обеспечения безопасности сибирских границ империи.
Говоря о правовом обеспечении преобразований, необходимо отметить, что предложения Сперанского по проведению сибирской реформы основывались на общероссийских законах, но при этом учитывались социальные и культурные традиции коренного населения региона.
Так, впервые в истории России, сибирская реформа Сперанского соединила в себе общеимперское административно-территориальное устройство с организацией местного самоуправления в лице крестьянских волостей и обществ, традиционных инородческих улусов и родовых управлений.
Идея сибирской реформы Сперанского 1822 г. являлась одним из самых глубоких теоретических воззрений первой половины XIX в. на основы государственного управления, а ее реализация - новаторским прорывом в практике регионального администрирования.
Не все проекты Сперанского были реализованы при жизни реформатора. Это объясняется во многом тем, что Россия начала XIX в. не была подготовлена к подобным преобразованиям. Сперанский примерно на 50, если не на большее количество лет, опередил свое время. Сам реформатор, понимая это, по возможности адаптировал свои проекты к существовавшему уровню развития государства, правовой и общественной мысли. Это выражалось, в первую очередь в том, что предлагаемые Сперанским реформы строились, исходя из принципов самодержавия, и могли быть реализованы только в его рамках и с помощью верховной власти.
Однако политика верховной власти в России в первой четверти XIX в. не отличалась постоянством. Будучи приверженцем либеральных преобразований в начале своего царствования, Александр I после победы над Наполеоном изменил курс российского самодержавия, переориентировав его в соответствии с установками Священного союза, ставившего своей целью пресечение революционных движений и укрепление прежних порядков в странах Западной Европы. Вторую половину царствования Александра I можно охарактеризовать его же словами, сказанными в 1821 г. и записанными Сперанским в своем дневнике: «не следует торопиться с преобразованиями, но для тех, кто их желает, делать вид, что ими занимаются».
Тем не менее, проекты Сперанского стали идейно-теоретической основой для многих преобразований, которые были осуществлены его учеником Александром II в 1860 - 1870 гг. Идея ограничения верховной власти законом была осуществлена почти через сто лет и нашла свое отражение в знаменитом Манифесте от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и в Основных законах Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 г.
С вступлением на престол Российской империи нового императора началась новая эпоха государственной деятельности М. М. Сперанского. В число первоочередных задач своего царствования Николай I поставил систематизацию законов. В предшествующий период с 1700 по 1826 г. в России было создано 10 комиссий для приведения российского законодательства в систему, но ни одна из них в силу различных причин не смогла достичь своей цели. Ко второй четверти XIX в. российское законодательство по-прежнему оставалось неупорядоченным и противоречивым.
Главную цель усовершенствования законодательства Николай I видел в том, чтобы привести его в систему, не вводя ничего нового, обеспечив тем самым укрепление нормативно-правовой основы самодержавного государства.
Для достижения поставленной цели Николай I привлек М. М. Сперанского. Под руководством последнего, благодаря его обширным теоретическим познаниям в правовой сфере и опыту в управленческой деятельности, а также с помощью удачного подбора кадров специально созданного для этого II Отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии, удалось успешно решить поставленные императором задачи.
Первый раз почти за 200 лет (с 1649 г.) Россия получила систематизированные законы в виде их Полного собрания и Свода, законы «по сравнению с прежними, более точные, ясные и удобные к пользованию». Российские законы впервые стали доступны государственным чиновникам и населению.
Не будет преувеличением сказать, что приведя в систему российское законодательство, М. М. Сперанский определил прогрессивную правовую судьбу России. Ведь до него законодательство огромной империи представляло собой эклектическое и хаотичное нагромождение нормативно-правовых актов.
Новые интеллектуальные подходы и методы, введенные Сперанским в арсенал юридической науки, а также юридическая техника, использованная Сперанским в процессе подготовки Полного собрания и Свода законов Российской империи, легли в основу теории и практики законотворчества, и представляют собой большую ценность для современных юристов, и в первую очередь, правоустановителей.
В ходе работы над Полным собранием и Сводом законов Российской империи во II Отделении М. М. Сперанский впервые создал высшую юридическую школу, положив тем самым начало специальному юридическому образованию в России. Сперанского справедливо следует считать также родоначальником российского юридического языка.
С началом государственных преобразований в современной России последнего десятилетия научный интерес к наследию М. М. Сперанского резко возрос. С крахом тоталитаризма, однопартийной системы государственного управления и переходом к рыночной экономике принципы построения правового государства стали краеугольным камнем в создании нового правового пространства.
Во многом актуально в настоящее время учение М. М. Сперанского о государственном строе: в частности, его министерской реформе посвящаются многочисленные исследования и научные конференции, спустя 200 лет со дня ее реализации.
Постсоветская Россия в переходный период претерпела целый ряд правовых и экономических преобразований, в которых за основу брался опыт государственных реформ различных зарубежных стран от Соединенных Штатов Америки до Аргентины и Бразилии.
Однако специфика России с ее огромной территорией и исторически обусловленной инертностью народных масс никак не учитывалась зарубежными моделями.
Отечественное учение российского государственного строителя, философа-правоведа и реформатора-практика, М. М. Сперанского, в частности, его идеи о порядке формирования системы органов государственной власти и об обеспечении законности в управлении, финансовая реформа (в том числе установление контроля над расходованием бюджетных средств министерствами и ведомствами), его практический опыт управления отдельным важнейшим регионом страны, а также многое другое, сегодня представляют собой полезный опыт для создания в России развитого правового государства.
В целом, государственная деятельность М.М. Сперанского чрезвычайно сложна, богата событиями и противоречиями. Судьба назначила ему быть в самом центре отечественной политической истории первой трети XIX века, участвовать во всех событиях, происходящих тогда в русском обществе. Вклад М. М. Сперанского в историю огромен. В своих либеральных проектах он смог превзойти своих современников, предвосхитив, таким образом, за полстолетия - великие реформы Александра II. «Кодификационный подвиг» реформатора, хотя и не решил традиционных российских проблем в сфере управления, продемонстрировал значимость закона для жизни общества, заложил основы для укрепления российской государственности в будущем.
Будучи крупнейшим государственным деятелем, М. Сперанский явился первым теоретиком организации государственного управления, автором проектов демократизации общества и движения России к конституционной монархии, к правовому государству.



1. Александров, А. А. Историческая база исследования реформ XIX века: документы М. М. Сперанского в архивах Хельсинки // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.) / А. А. Александров. - М.: Прометей, 1998.- С. 190 - 200.
2. Алексеева, Р. С. Кодификационные работы в России во второй четверти XIX века под руководством М. М. Сперанского // Актуальные проблемы теории и истории государства и права / Р. С. Алексеева. - Пермь, 1989.- С. 72 - 80.
3. Алексеева, Р. С. Этапы кодификационной деятельности М. М. Сперанского // Актуальные проблемы теории и истории государства и права / Р. С. Алексеева. - Пермь, 1989.- С. 75 - 77.
4. Александер, Д. Россия глазами иностранца / Д. Александер. - М.: Аграф, 2008. - 304 с.
5. Бонташ, П.К. Государственно-правовые взгляды М. М. Сперанского: Авто-реферат дис. канд. юрид. наук // П. К. Бонташ. - Киев, 1954.- 25 с.
6. Буганов, В.И., Зырянов, П.Н. История России, конец 17 - 19 в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1997.
7. Гречишкин, С. С. М. М. Сперанский. Материалы к научной биографии / С. С. Гречишкин, Д. И.Луковская, В.И. Морозов. - М.: Наука, 2000 г.- С. 55— 56.
8. Государственные деятели России XIX-начала ХХ вв.: биографический справочник / сост. И. И. Линьков, Б. А. Никитин, О. А. Ходенков. - М.: изд- во Моск. ун-та, 1995. - 208 с.
9. Дашкова. Суворов. Воронцовы. Сперанский. Канкрин: Биографические повествования / под ред. Н. Ф. Болдырева. — Челябинск: Урал LTD, 1997.- 522 с.
10. Де Кюстин, А. Николаевская Россия / А. Де Кюстин. - М.: Иностр. литература, 1990. -568 с.
11. Дамешек, Л.М. Личность в истории Сибири XVIII-XX веков: Сб. биограф.очерков / Л. М. Дамешек. - Новосибирск, 2007. - С. 34-40.
12. Деревянченко, А.А. Ямало-Ненецкий округ - субъект Российской Федерации / А. А. Деревянченко. - Салехард, 2002.- 237с.
13. История России с начала XVIII до конца XIX века / под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Институт Российской истории РАН, 1998. - Стр. 307.
14. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. - Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. - 512с.
15. Иваньков, М. К. Реформа Сперанского и коренные народы / М. К. Иваньков // Приуралье. - № 10(322), 2007.
16. Калягин, В.А. Политические взгляды и государственная деятельность М. М. Сперанского в 1808-1812 гг.: Автореферат дис. канд. юрид. наук // В. А. Калягин.- Саратов, 1973.- 35 с.
17. Корнилов, В.А. Общественно-политические взгляды и деятельность М. М. Сперанского: Автореферат дис. кандид. истор. наук // В. А. Корнилов.- М., 1975. - 39 с.
18. Корнилов, В.А. Сперанский в Сибири / В.А. Корнилов // Сибирские огни. - 1974. - № 4. - С. 147-153.
19. Корнилов, В.А. Сперанский - генерал-губернатор Сибири . Политика царизма в Сибири в XIX - начале XX вв./ В. А. Корнилов. - Иркутск, 1987. - С. 22-34.
20. Корф, М.А. Жизнь графа Сперанского / М.А. Корф. - СПб., 1863. - Т. 1-2. Кузнецов, Л. Материалы по ревизии графа Сперанского // Сибирский архив / Л. Кузнецов.- Минусинск. Март 1915.- №3.- С. 125.
21. Коваленко, В. И. Михаил Михайлович Сперанский / В. И. Коваленко // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. - М., 1999.- № 6.- С. 77-102.
22. Кодан, С. В. Несостоявшаяся кодификация гражданского законодательства России 1800-1825 гг. / С. В. Кодан, Р. С. Тараборин.- Екатеринбург, 2005. - 273 с.
23. Кодан, С. В. Сперанский и кодификация сибирского законодательства // Политика самодержавия в Сибири XIX начала XX века / С. В. Кодан Иркутск, 1989.- С. 114 - 123.
24. Кузнецов, Л. Материалы по ревизии графа Сперанского // Сибирский архив /Л. Кузнецов.- Минусинск, март 1915.- №3.- С. 123—152.
25. Ключевский, В. О.Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В. О. Ключевский. — М.: Правда, 1991. — 622 с.
26. Кантакузин-Сперанский, М.Сага о Кантакузиных-Сперанских/ М. Кантакузин-Сперанский . — М.: Рос. фонд культуры; Студия «ТРИТЭ»; Рос. Архив, 2004. — 368 с.
27. Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. - М.: ЭКСМО, 2002. - 832 с.
28. Латкин, В. Н. Законодательные комиссии в России в XVIII ст. Историко-юридическое исследование / В.Н. Латкин - СПб., 1887.
29. Лаптева, Л. Е. Из истории российского парламентаризма: к 90-летию первых выборов в Государственную думу России / Л. Н. Лаптева // Госуд. и право.- М., 1996.- № 7.- С. 145-156.
30. Морозов, В. И. Государственно-правовые взгляды М. М. Сперанского / В. И. Морозов. - СПБ. : Дело, 1999. - 287 с.
31.Осипов, И. Д. Философия русского либерализма: XIX начало XX века / И. Д. Осипов.- СПб., 1996.-347 с.
32. Пекшева, Л.А. М.М. Сперанский глава администрации Пензенской губернии (1816-1819 гг.) / Л.А. Пекшева. - Воронеж: Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: история, политология, социология. - 2006. - №2. - С. 171-178.
33. Пекшева, Л.А. Теоретические разработки М.М. Сперанского в сфере местного управления 1821-1831 гг./ Л.А. Пекшева // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Межвуз. сб. науч. тр. - Вып. XXXI./ Под ред. проф. И.М. Чвикалова - Воронеж, 2003. - С. 18-23.
34. Пекшева, Л.А. Проблемы реализации «Устава об управлении инородцев» 1822 г./ Л.А. Пекшева // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж, 1999. - Вып. 17. - С. 28-32.
35. Сперанский, М.М. Проекты и записки / М, М, Сперанский.- М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. - С.43- 56.
36. Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов (1809 г.). [Электронный ресурс]. -http: //constitution.garant.ru/history
37. Сыромятников, Б. И. Законодательство императора Николая I. Три века: Россия от смуты до нашего времени / Б. И. Сыромятников // Исторический сборник. — М., 1913. — Т. VI. — С. 65—96.
38. Светличная, Л. И. Устав об управлении инородцев М. М. Сперанского (1822 г.) / Л. И. Светличная - Тюмень, 1957.
39. Томсинов, В. А. Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Биографический очерк / В. А. Томсинов. — М.: Зерцало, 2007.- С. 8-272.
40. Томсинов, В. А. Судьба реформатора, или Жизнь Сперанского / В. А. Томсинов.- М.: Норма, 2005. — 272 с.
41. Томсинов, В.А. Светило российской бюрократии / В. А. Томсинов.- М.: Наука, 1991.- С. 174.
42. Фатеев, А. Н. Сперанский - генерал-губернатор Сибири / А. Н. Фатеев.- Т. 1-2.
43. Юртаева, Е. А. Исторический опыт создания Свода законов Российской империи / Е. А. Юртаева // Журнал российского права. — 1998. — № 1. — С. 140—149.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ