Самосознание как фактор профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте (Кубанский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Лицей № 1 (г. Краснодар).
Выборка: 40 учеников 9 и 11 классов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОСОЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………..….....…5
1.1 Личность и самосознание…5
1.2 Самопознание, самооценка, самовосприятие как осознание самости…9
1.3 Формирование самосознания в подростковом возрасте…………….………….14
1.4 Профессиональный выбор в подростковом и юношеском возрасте…………..20
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……26
2.1 Методы исследования……26
2.2 Организация исследования……29
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………..…..……..31
3.1 Особенности самосознания и профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте…31
3.2 Гендерные особенности самосознания и профессионал самоопределения в подростковом и юношеском возрасте……34
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..…….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..………42
Актуальность. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в подростковом возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания [3].
Самосознание – целостный образ, единый, хотя и не лишенный внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, оно включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения напрямую связана с формированием самосознания в подростковом возрасте.
Именно в старшем подростковым возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире, адекватного реальному бытию и индивидуальной картине мира. Множество подходов к решению проблем, связанных с периодом подростничества, развития и весьма разнообразные, часто мало согласующиеся друг с другом представления о психологическом содержании этого периода развития в значительной степени затрудняет изучение самосознания как новообразования данного возрастного периода с точки зрения его содержательного наполнения, структуры и динамики [15].
Так как поведенческие, эмоциональные, нормативные, ценностно-мотивационные характеристики самосознания основываются на присвоенных личностью элементах культуры, представляется логичным и необходимым сделать шаг в изучении самосознания в контексте анализа механизмов и условий непосредственного присвоения формирующего опыта культуры. Такая точка зрения позволит выстроить обобщенную картину, и, объединив разнообразные характеристики развивающегося самосознания подростка, сделать попытку целостного изучения во взаимодополняющем контексте психологии развития и личности. Таким образом, в исследовании психологических особенностей самосознания подростка сходятся интересы как психологии развития, так и психологии личности.
Объект – профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте.
Предмет – самосознания как фактор профессионального самоопределении в подростковом и юношеском возрасте.
Цель – выявить психологические особенности самосознания как фактора профессионального самоопределении в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза: предполагается, что существуют различия в формировании самосознания и профессиональном самоопределении в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему самосознания как фактора профессионального самоопределении в подростковом и юношеском возрасте;
2. Исследовать особенности самосознания и профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте;
3. Выявить гендерные особенности самосознания и профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.
Одна из основных особенностей подросткового и юношеского возраста заключается в том, что человек, уже не относя себя к детству, еще не способен в полной мере выполнять взрослые обязанности или пользоваться взрослыми правами. Это период перестройки взглядов, отношений, переоценки ценностей. Молодой человек оказывается особенно ранимым, незащищенным и подверженным воздействию любого внешнего влияния. Важнейшее психологическое новообразование этого возраста, по словам Л. С. Выготского, — «комплекс взрослости». Это специфическое чувство взрослости толкает подростка на утверждение своей самостоятельности. Стремление к взрослости может сочетаться со стремлением к вседозволенности. В основе подобных притязаний лежат как реальные, так и воображаемые силы. Подросток не всегда способен учитывать свой жизненный опыт. Ложно воспринятая самостоятельность может привести его на путь ниспровержения авторитетов, нигилизма. Подростки очень болезненно реагируют на посягательство на их внутренний мир и личное пространство. Для этого возраста характерна реакция группирования со сверстниками, с одной стороны, и реакция эмансипации — с другой.
Подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека. Л. С. Выготский пишет, что в подростковом возрасте происходят две крупнейшие перемены. Это возраст открытия своего «Я», оформления личности и мировоззрения, отношения к миру. Образно говоря, это возраст врастания в культуру. Л. И. Божович называет кризис подросткового возраста, в отличие от кризисов других возрастов, более затяжным и острым, т. к. в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной зрелости школьников этого возраста. Острота кризиса выражается и в том, что депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно не с внешними препятствиями (как в более младшем возрасте), а с внутренними — запретами, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшимися психологическими новообразованиями (привычки, черты характера и т. п.), часто мешающими подростку достигнуть желаемого и им самим избранного образца). По мнению А. Н. Леонтьева, в подростковый период, время осознания своего духовного «Я» и формирования «идеального Я», происходит второе рождение личности. Подросток переживает физические изменения в организме, во внешнем облике, психике и идет по пути развития через межличностные и внутриличностные конфликты. Насколько удачно могут быть разрешены эти конфликты, во многом зависит от ближайшего окружения, от эмоциональных связей с близкими людьми, на основе которых вырастает чувство привязанности, безопасности, доверия к окружающему миру.
Не смотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно, в психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса.
Нет единого подхода в изучении самосознания и его компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет, из приобретенного прежде и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогаю им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов на Дону, 2000.
2. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: 1991.
3. Боброва В. Г., Вахрушев М. Общая характеристика развития личности подростка. Ростов на Дону, 1966.
4. Блонский П.П. Психология, 2000.
5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии. М.: 1979.
6. Божович Е. Д. Психология особенного развития личности подростка, 1969.
7. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М.: 2001.
8. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979.
9. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка, - В кн.: Избранные психологические исследования. М.: 1956.
10. Драгунова Т.В. Подросток, М.: 1976.
11. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
12. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: 1990, 1 с. 19-27.
13. Ивашкин В. Психологическое изучение школьников, 1990.
14. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.:Просвещение, 1988.
16. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979.- с.93-96, 101-110.
17. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.,2000.
18. Кудрявцев Г. А. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков. Алма-Ата, 1967.
19. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1977. 168с.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, М.: 1972.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975, 2-173с.
22. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Москва, 2000. 512с.
23. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. 480 с.
24. Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс. 1987. 272 с.
25. Чеснокова И.И. Проблема самосознание в психологии. М.: 1977.
26. Бордовская Н.В., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.:Питер, 2011. 620 с.
27. Леонтьев Д.А. Абрахам Маслоу в XXI веке. Психология. М.: 2008. 68с.
28. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: 1987. 136с.
29. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс. 1995. 384с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. М.:Питер. 2002 . 720 с.
31. Минюрова С.А. Психология самопознания и саморазвития. М.:2013. 316 с.
32. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Азбука. 2006.
33. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.:Эксмо. 2004.
34. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения. М.: 1996.60 с.